г. Вологда |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А66-7559/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 января 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от ответчика Родина Н.Н. по доверенности от 17.09.2015 N 251,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Романова Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 сентября 2016 года по делу N А66-7559/2016 (судья Карсакова И.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Романов Александр Владимирович (ОГРНИП 304690127500136, ИНН 690300140901; место жительства город Тверь) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - администрация) о признании недействительным постановления главы администрации города Твери от 09.06.2016 N 979 "О демонтаже (сносе) неправомерно расположенного нестационарного торгового объекта".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 сентября 2016 года по делу N А66-7559/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Романов А.В. с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение норм материального права. Считает, что административный порядок демонтажа предусмотрен исключительно для объекта, признанного самовольной постройкой, к которой принадлежащий ему нестационарный торговый объект не является. Администрация фактически лишает собственника нестационарного объекта права на судебную защиту.
Администрация в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании заключения комиссии по демонтажу (сносу) неправомерно расположенных нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери от 20.05.2016, акта обследования нестационарного торгового объекта и иного нестационарного объекта, расположенного на территории города Твери, от 18.05.2016 N 23, главой администрации города Твери на основании постановления администрации от 07.07.2015 N 994 "Об утверждении порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери, и признании утратившими силу отдельных постановлений администрации города Твери" (далее - постановление N 994), вынесено постановление от 09.06.2016 N 979 "О демонтаже (сносе) неправомерно расположенного нестационарного торгового объекта".
Данным постановлением решено демонтировать (снести) нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: город Тверь, Московское шоссе, у дома N 18, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200085:54/004, находящемся в государственной собственности до ее разграничения.
Предпринимателю, как владельцу объекта, установлено в 7-дневный срок добровольно демонтировать (снести) объект и привести место размещения в первоначальное состояние.
Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, обратился с указанным выше заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктами 15 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты (статья 17 названного Закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Устава города Твери, а также решения Тверской городской Думы от 09.09.2013 N 262 "О Положении о проведении муниципального контроля на территории города Твери" объектом муниципального земельного контроля являются земли, находящиеся в границах муниципального образования городской округ город Тверь, органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, является администрация города Твери в лице ее структурных подразделений.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона администрацией принято постановление от 28.09.2010 N 458-па, которым утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения НТО.
В настоящее время действует схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации города Твери от 30.04.2015 N 600, в которую место, на котором располагался нестационарный торговый объекта заявителя, не включено.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 381-ФЗ, Закона N 131-ФЗ, Устава города Твери, в целях упорядочения размещения нестационарных объектов, обеспечения требований законодательства, регулирующего размещение нестационарных объектов на территории города Твери, права граждан на свободный доступ к местам общего пользования, проживания в благоприятных условиях, пресечения несанкционированной торговой деятельности и благоустройства внешнего облика города Твери администрацией города Твери постановлением от 09.07.2015 N 994 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Порядка настоящий порядок регламентирует деятельность администрации города Твери, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, для возведения (установки) которых не требуется разрешения на строительство, размещенных на земельном участке, а также в здании, строении, сооружении, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:
а) нестационарных торговых объектов, а также объектов по оказанию услуг, установленных (размещенных) вне или с нарушением утвержденной администрацией города Твери схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта;
б) нестационарных торговых объектов в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их расположения, истек;
в) нестационарных торговых объектов, не снесенных в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта, по истечении срока размещения нестационарного торгового объекта, установленного договором;
г) нестационарных объектов, установленных (размещенных) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, в том числе при прекращении действия ранее оформленных правоустанавливающих документов на землю, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Порядка выявление неправомерно расположенных объектов осуществляется уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных торговых объектов утвержденной администрацией города Твери схеме размещения нестационарных торговых объектов, реализации полномочий в сфере благоустройства территории города Твери, а также на основании информации, поступившей от органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, в том числе структурных подразделений администрации города Твери, физических и юридических лиц. Факт выявления неправомерно расположенного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, составленным представителем уполномоченного органа.
Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери (далее - Комиссия) рассматривает поступившие документы в течение тридцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение о наличии или отсутствии предусмотренных законом или договором оснований для демонтажа (сноса) и о порядке демонтажа (сноса) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (пункт 3.2 Порядка).
Согласно пункту 3.3 Порядка на основании заключения Комиссии о наличии предусмотренных законом оснований для демонтажа (сноса) объекта в судебном порядке уполномоченный орган в течение 10 дней с момента утверждения председателем Комиссии заключения подготавливает исковое заявление от имени администрации города Твери о демонтаже (сносе) объекта.
Пунктом 3.4 Порядка установлено, что на основании заключения Комиссии о наличии предусмотренных законом оснований для демонтажа (сноса) объекта на основании правового акта администрации города Твери уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения готовит проект правового акта администрации города Твери о демонтаже (сносе) и согласовывает его в установленном порядке.
В данном случае в материалах дела усматривается, что размещение торгового киоска по спорному адресу осуществлено предпринимателем с учетом договора аренде земельного участка от 02.07.2008 N 0237-з/08, заключенном на срок с 02.07.2008 по 31.12.2008.
Возможность размещения киоска продовольственной группы по указанному адресу следовала также и из постановления администрации города Твери от 09.06.2011 N 980 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери" (далее - постановление N 980), утратившего силу в связи с принятием постановления от 30.04.2015 N 600.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.96.2014 N 171-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Письмом от 10.12.2015 N 01/9133-и администрация, исходя из положений части 2 статьи 610 и части 2 статьи 621 ГК РФ, сообщила предпринимателю об отказе от указанного договора аренды земельного, который был возобновлен на неопределенный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Частью 2 статьи 621 ГК РФ установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Согласно части 2 статьи 610 ГК РФ если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 66 от 11.01.2002, при одностороннем отказе от исполнения договора для того, чтобы договор считался расторгнутым, стороне достаточно уведомить контрагента об отказе от его исполнения. Если арендодатель направлял арендатору предупреждение о прекращении договора, требования абзаца второго пункта 2 статьи 610 ГК РФ считаются соблюденными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 N 68, полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом отнесены к компетенции администрации.
Таким образом, как правомерно указано администрацией, спорный договор на дату вынесения оспариваемого постановления администрации прекратил свое действие.
Следует также отметить, что пунктом 2.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери, утвержденного постановление администрации города Твери от 15.05.2015 N 672 (далее - Порядок N 672) объекты на территории города Твери размещаются в местах согласно схеме НТО, утверждаемой постановлением администрации города Твери.
Согласно пункту 2.2 названного Порядка размещение объектов в местах, определенных схемой НТО, осуществляет субъект предпринимательства на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе объекта по оказанию услуг, на территории города Твери либо концессионного соглашения в случае, если им предусмотрено размещение объектов.
Договоры заключаются без проведения торгов в случаях и в порядке, предусмотренном приложением 1 к настоящему Порядку, по итогам аукциона в случаях и в порядке, предусмотренном приложением 2 к настоящему Порядку, а также по итогам проведения открытого конкурса в порядке, устанавливаемом отдельным постановлением администрации города Твери.
Договоры составляются по форме, утвержденной приложением 3 к настоящему Порядку.
Предприниматель не имеет действующего договора на размещение НТО.
Соответственно, на момент принятия оспариваемого постановления у предпринимателя отсутствовали правовые основания для размещения на спорном земельном участке торговых киосков. Также место, на котором располагался НТО заявителя, не включен в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов.
Не могут быть приняты во внимание доводы предпринимателя о незаконности принятого администрацией указанного Порядка.
Определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04.05.2016 по делу N 2А-3797/2015 признаны недействующими только ряд пунктов постановления администрации от 09.07.2015 N 1648 (далее - Постановление N 1648), которым внесены изменения в постановление администрации N 994. При этом постановление N 994 и Порядок не признаны судом недействительными.
Также в данном определении Тверской областной суд указал на иной способ защиты прав в отношении самовольных построек, предусмотрев возможность их внесудебного сноса на основании соответствующего решения органа местного самоуправления городского округа на основании пункта 4 статьи 222 ГК РФ.
Оспариваемое постановление принято администрацией, в том числе и в целях реализации положений пункта 4 статьи 222 ГК РФ, с учетом того, что участок не предоставлен предпринимателю в установленном порядке для целей размещения НТО, договор аренды прекращен, сам участок расположен в полосе отвода инженерных сетей.
Действия администрации направлены на защиту прав на земельный участок и на недопустимость злоупотребления правом, установленную статьей 10 ГК РФ.
Оспариваемое постановление не влечет за собой прекращение права собственности предпринимателя на НТО как на движимый объект, поскольку при демонтаже НТО он не перестает существовать как объект гражданских прав, и собственник лишается не самого имущества НТО, а места, на котором он был самовольно установлен.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 сентября 2016 года по делу N А66-7559/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Романова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7559/2016
Истец: ИП Романов Александр Владимирович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТВЕРИ