Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А55-8224/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Поповой Е.Г., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2016 года по делу N А55-8224/2016 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" (ОГРН 1026300841357, ИНН 6313036408), г. Самара,
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,
с участием в деле третьих лиц:
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара,
Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВНЕШЭКОНОМБАНК)" (ОГРН 1077711000102, ИНН 7750004150), г. Москва,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч" (далее - заявитель, общество, ПАО "Международный аэропорт "Курумоч") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - административный орган, Росфиннадзор) о признании незаконным и отмене постановления N 36-16/104 от 24.03.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. (л.д.2-3).
Определением суда первой инстанции произведена замена Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области на его правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области.
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВНЕШЭКОНОМБАНК)" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2016 по делу N А55-8224/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.127-130).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.137-139).
Апеллянт указывает, что счет - фактура N МАК06803 от 31.08.2015 на сумму 323,00 долл.США за услугу "организация работ по розыску багажа", оказанную авиакомпании Deutsche Lufthansa AG, в качестве подтверждающего документа направлялась Заявителем в Банк ПС (Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) в установленный Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И срок, то есть не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, однако не была принята Внешэкономбанком. Отказ Банка ПС в принятии СПД мотивирован отсутствием подписанного контрагентом - авиакомпанией Deutsche Lufthansa AG, акта оказанных услуг по розыску багажа пассажиров авиакомпании. Акт оказанных услуг в соответствии с п.7.2.3. Договора был направлен в авиакомпанию для подписания, но не был возвращен Заявителю. Справка о подтверждающих документах от 08.10.2015 была принята специалистом Внешэкономбанка 08.10.2015 после проставления в счете-фактуре N МАК 06803 от 31.08.2015 даты "01.10.2015" в качестве дополнительного реквизита документа, так как в соответствии с п. 9.3. Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N138-И "датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления...". Подтверждением данного факта является содержание справки о подтверждающих документах, принятой банком, номер счета-фактуры в которой указан "МАК06803", а дата - "01.10.2015". Замечаний к представленной ПАО "МАК" справке о подтверждающих документах у банка, как агента валютного контроля, не имелось, но в решении арбитражного суда первой инстанции не дана правовая оценка доводам Заявителя.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
ВНЕШЭКОНОМБАНК отзыв на апелляционную жалобу не представил.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 17.03.2016 административным органом в отношении ПАО "Международный аэропорт "Курумоч" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ (л.д.33-36).
Постановлением административного органа от 24.03.2016 N 36-16/104 общество привлечено к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д.6-10, 22-26).
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Согласно пункту 9.1, а также подпункту 9.1.3 Инструкции Банка России N 138-И, при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в банк паспорта сделки одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту, которыми в случае выполнения работ, оказания услуг, выступают акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В силу пункта 9.2 Инструкции Банка России N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 этой Инструкции, представляются резидентом в банк паспорта сделки в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 этой Инструкции.
В ходе проверки Росфиннадзором установлено, что 30.04.2014 ОАО "МАК" (Обслуживающая компания) и Deutsche Lufthansa AG (Перевозчик), Германия заключили Стандартное соглашение 6 наземном обслуживании N 211ак/14 об оказании услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов:
- В рамках однократного наземного обслуживания, состоящего из прибытия и последующего вылета одного и того же воздушного судна, Обслуживающая компания оказывает Перевозчику Услуги согласно Приложению А Стандартного соглашения о наземном обслуживании в редакции января 2008. Конкретный перечень предоставляемых услуг и условий их предоставления содержится в отдельных Приложениях к настоящему Стандартному соглашению о наземном Обслуживании (п. 1.1);
- Фактически оказанные услуги фиксируются в первичных документах, оформляемых обслуживающей компанией (п. 1.4);
- Перевозчик обязан осуществлять оплату услуг Обслуживающей компании и материально-технических ресурсов в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента оформления и передачи счета-фактуры и акта выполненных работ (для российских Перевозчиков), счета (для иностранных Перевозчиков) по электронному адресу Перевозчика (п. 7.1.3);
- Датой оплаты Перевозчиком услуг и материально-технических ресурсов считается день поступления этих сумм на расчетный счет Обслуживающей компании и/или в кассу Обслуживающей компании (п. 7.1.6);
- Валюта настоящего Приложения и иных Приложений к Стандартному соглашению о наземном обслуживании, и платежа (п. 7.1.7);
- Резидент. Валюта договора - российские рубли. Валюта платежа - российские рубли;
- Нерезидент. Валюта договора - доллары США. Валюта платежа - доллары США, российские рубли. В случае если нерезидент производит оплату в российских рублях, то оплата услуг Обслуживающей компании и материально-технических ресурсов производится Перевозчиком по курсу ЦБ РФ на дату оформления счета, счета-фактуры;
- Счет-фактура и акт выполненных работ (для российских Перевозчиков), счет (для иностранных Перевозчиков) по нерегулярным рейсам указываются оказанные услуги за каждый рейс (отчетный период для нерегулярных рейсов), по регулярным рейсам - услуги за отчетный период, которым является периоды с 1 по 15 число и период с 16 числа по последний день календарного месяца (п. 7.2.2);
- Обслуживающая компания за отчетные периоды выставляет Перевозчику счета-фактуры, акты выполненных работ/счета, акты формы "С"/"А", акты оказанных услуг и счета-фактуры на услуги по хранению имущества, подписанные со своей стороны, - не позднее пяти календарных дней со дня окончания отчетного периода. Все документы, предусмотренные п. 7.2.1, 7.2.2, а также актов оказанных услуг и счетов-фактур на услуги по хранению имущества, направляются перевозчику заказным письмом по адресу, указанному в настоящем договоре, и считаются врученными на 6-й день после отправки (п. 7.2,3);
- Настоящее стандартное соглашение о наземном обслуживании действует до 31.12.2014 в случае если за 10 дней до окончания срока действия настоящего Стандартного соглашения о наземном обслуживании ни одна из сторон не заявит об отказе от продления, Стандартное соглашение о наземном обслуживании продляется на следующий календарный год и так неограниченное количество раз (п. 9.5).
06.08.2015 стороны заключили Дополнительное соглашение N 2.
10.07.2014 в уполномоченном банке ВНЕШЭКОНОМБАНК (БИК 044525060) был оформлен паспорт сделки N 14070004/0964/0000/3/1. Страна нерезидента - Германия. Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2014. Сумма - БС. Валюта цены - доллар СПА.
23.12.2014 паспорт сделки N 14070004/0964/0000/3/1 переоформлен. Дата завершения исполнения обязательств по контракту -31.12.2015.
23.09.2015 паспорт сделки N 14070004/0964/0000/3/1 переоформлен.
21.12.2015 паспорт сделки N 14070004/0964/0000/3/1 переоформлен. Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2016.
По данным ведомости банковского контроля от 03.02.2016 сумма обязательств по Соглашению от 30.04.2014 N 211ак/14 на 02.07.2014 составила 4 162 828,43 руб. (или 120 394, 11 долл. США).
Согласно положениям Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":
Использование валютных ценностей в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (п.п. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1). К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст. 1).
Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях предусмотренных Федеральным законом (п. 1. ч. 2 ст. 24);
- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора (п. 2 ч. 2 ст. 24).
Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления (ч. 4 ст. 5).
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации (п. 2 ч. 3 ст. 23).
На основании Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации разработана Инструкция от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Инструкцией от 04.06.2012 N 138-И установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в соответствии с которым:
- справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов (п. 1.5);
- при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (далее - подтверждающие документы) (п. 9.1):
- в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (п.п. 9.1.3);
- Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 Инструкции (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки (п. 9.2):
- в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции (п. п. 9.2.2);
- датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции, является наиболее Поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе (п. 9.3);
- уполномоченный банк при представлении справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, в том числе корректирующих справок, расчетного документа по валютной операции осуществляет проверку (п. 18.1.);
-проверка осуществляется уполномоченным банком в следующие сроки (п. 18.2.): при списании резидентом денежных средств в отношении справки о валютных операциях, корректирующей справки о валютных операциях, расчетного документа по валютной операции резидента и нерезидента - в срок не позднее рабочего дня после даты их представления в уполномоченный банк (п.п. 18.2.1);
- при зачислении в пользу резидента денежных средств в отношении справки о валютных операциях, корректирующей справки о валютных операциях, а также в отношении справки о подтверждающих документах, корректирующей справки о подтверждающих документах - в срок не позднее трех рабочих дней после даты их представления в уполномоченный банк, а в отношении справки о подтверждающих документах, указанной в пункте 9.8 Инструкции, - в срок не позднее десяти рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк (п.п. 18.2.2);
- в отношении справок, которые представлены резидентом, оформившим ПС, в случаях, установленных главами 11 и 12 Инструкции, в срок не позднее трех рабочих дней после представления в уполномоченный банк (п.п. 18.2.3);
- при положительном результате проверки справок, расчетного документа по валютной операции в сроки, установленные п. 18.2 Инструкции, принимает справки в следующем порядке:
- на бумажном носителе проставляет на каждой странице дату их принятия и подпись ответственного лица и печать уполномоченного банка (далее - дата принятия);
- в электронном виде проставляет дату принятия и электронную подпись ответственного лица (далее - дата принятия) (п. 18.4);
- при отрицательном результате проверки справок, расчетного документа по валютной операции уполномоченный банк не позднее срока, указанного в пункте 18.2 Инструкции, возвращает резиденту непринятые справки, а также документы, на основании которых заполнены справки, расчетный документ по валютной операции с указанием даты возврата и причины отказа в их принятии (п. 18.5.);
- в случае отказа уполномоченного банка в принятии справок, расчетного документа по валютной операции резидент устраняет замечания уполномоченного банка и составляет справку о валютных операциях, новую справку о подтверждающих документах и представляет их в уполномоченный банк в срок, установленный уполномоченным банком (п. 18.7.);
- справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие документы, необходимые для заполнения справок уполномоченным банком, считаются представленными резидентом если они представлены резидентом в сроки, установленные Инструкцией, и уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции (п. 18.9).
Во исполнение Соглашения от 30.04.2014 N 211ак/14 ПАО "МАК" оказаны Deutsche Lufthansa AG (Германия) услуги по организации работ по розыску багажа за август 2015 на сумму 323,00 долл. США, что подтверждается счетом-фактурой N МАК06803 от 31.082015 и карточкой счета 62.31 за 2015 год по контрагенту "Deutsche Lufthansa AG".
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
6.1) наименование валюты;
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер таможенной декларации. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (пункт 6 статьи 169 НК РФ).
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 169 НК РФ).
В соответствии со статьей 169 НК РФ Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 установлены правила заполнения счета-фактуры.
Правила N 1137 содержат не только обязательные формы документов по НДС (в том числе с счетов-фактур), но и подробные рекомендации по их заполнению.
Согласно установленных правил N 1137, в строке 1 счета-фактуры указывается порядковый номер и дата составления счета-фактуры.
Проставление иных дат в счете-фактуре, указанными нормативными документами, не предусмотрено.
В пункте 3 статьи 168 НК РФ определено, что счет-фактура выставляется не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно пункту 9.3 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.
Таким образом, датой оформления подтверждающего документа (счет-фактура N МАК06803 от 31.08.2015) является дата его составления, то есть 31.08.2015.
Следовательно, месяцем оформления подтверждающего документа является август 2015 года.
В соответствии с требованиями п.п. 9.2.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, ПАО "МАК" обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (СПД) и подтверждающие документы в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции, то есть не позднее 21.09.2015.
Фактически СПД от 08.10.2015 и подтверждающие документы представлены в уполномоченный банк 08.10.2015 и приняты уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции, что подтверждается отметками уполномоченного банка на справке. Просрочка составила -17 дней.
Время (дата) совершения правонарушения - 00 ч. 00 мин. 22.09.2015.
Место совершения правонарушения - 443901, Самарская область, г. Самара, аэропорт "Самара".
Таким образом, ПАО "МАК" допущено нарушение пункта 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ и пункта 9.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, выразившееся в нарушении сроков представления резидентом справки о подтверждающих документах, чем совершило административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Из сведений, указанных в представленной к проверке счете-фактуре N МАК06803 следует, что данная счет-фактура составлена продавцом (ПАО "МАК") 31.08.2015 и подписана главным бухгалтером продавца 01.09.2015.
Таким образом, счет-фактура оформлена продавцом в одном налоговом периоде, подписана главным бухгалтером продавца в другом налоговом периоде.
Однако согласно карточки счета 62.31 сумма выручки от оказания услуг по счете-фактуре N МАК06803 была признана и отражена в бухгалтерском учете 31.08.2015.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 12 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34/н).
Следовательно, на момент отражения выручки от оказания услуг на сумму 323,00 доли. США ПАО "МАК" имело в наличии счет-фактуру N МАК06803 от 31.08.2015 без иной поздней даты подписания, из чего следует, что датой оформления счета-фактуры NМАК06803 является дата ее составления - 31.08.2015, а не дата, произвольно проставленная заявителем рядом с подписью главного бухгалтера (л.д.45).
В соответствии с требованиями п.п. 9.2.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, ПАО "МАК" обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (СПД) и подтверждающие документы в срок не позднее 21.09.2015.
Фактически СПД и подтверждающие документы представлены в уполномоченный банк 08.10.2015, то есть с нарушением установленного срока.
Никаких доказательств невозможности представления указанных документов (СПД и счета-фактуры N МАК06803 от 31.08.2015) в установленный срок в уполномоченный банк (например: отказ банка в принятии формы учета с подтверждающими документами с указанием причины отказа) ПАО "МАК" не представило, а проставление более поздней даты подписания счета-фактуры N МАК06803 расценивается, как способ избежать административную ответственность.
Ссылка ПАО "МАК" на Письмо Минфина России от 26.08.2015 N 03-07-11/49125, является не корректной, так как настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Данное письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
В статье 25 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Под всеми зависящими мерами по соблюдению законодательства РФ понимаются такие действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении исполнить лицом возложенные на него обязанности.
ПАО "МАК", как участник внешнеэкономической деятельности, обязано не только знать о действующем валютном законодательстве РФ, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.
Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица (чрезвычайных, непредотвратимых, непредвиденных). Обстоятельств с подобной характеристикой в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ ПАО "МАК" обязан был принять все необходимые и достаточные меры к тому, чтобы возложенная на юридическое лицо обязанность была исполнена в установленный срок.
Таким образом, у ПАО "МАК" объективно имелись все возможности, используя свои права и реализуя свои обязанности, соблюсти требования Инструкции от 04.06.2012 N 138-И юридическим лицом не было предпринято каких-либо мер по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом ПАО "МАК" допущено нарушение пункта 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЭ и пункт 9.2.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, чем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на разъяснения Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ несостоятельна, поскольку данные разъяснения имеют отношение к дате документа, которая указывается в качестве реквизита соответствующего документа (в данном случае счета-фактуры) в установленном порядке, а не проставляется произвольно безотносительно к предусмотренным установленной формой документа реквизитам.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2016 года по делу N А55-8224/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8224/2016
Истец: АО "Международный аэропорт "Курумоч"
Ответчик: ФНС России Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
Третье лицо: Внешэкономбанк, УФНС России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18241/16