Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2017 г. N Ф09-2020/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А76-10706/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2016 по делу N А76-10706/2016 (судья Наконечная О.Г.)
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - Молчанова Е.В. (паспорт, доверенность N 127 от 08.11.2016);
заинтересованного лица - Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Худякова А.В. (паспорт, доверенность N 9 от 09.01.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" (далее - заявитель, общество, ООО "ДЕЗ Калининского района") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, инспекция, административный орган, ГУ "ГЖИ Челябинской области) от 23.03.2016 N 1210-Ч-Д-16 по выполнению мероприятий по выявленным нарушениям при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и при предоставлении коммунальных услуг, требований об энергетической эффективности, обоснованности начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги, проведению документарной проверки.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2016 (резолютивная часть от 10.10.2016) в удовлетворении заявленных ООО "ДЕЗ Калининского района" требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ДЕЗ Калининского района" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на незаконность пункта 3 оспоренного предписания. Полагает, что, поскольку собственниками помещений многоквартирного дома N 48 по ул. Героев Танкограда формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счёте регионального оператора (согласно информации, раскрытой на сайте Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства www. reformаgkh.ru., www.gosuslugi.ru), управляющая организация не имеет обязательств перед собственниками по проведению капитального ремонта в силу закона.
Согласно ч.4.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счёте достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования. Однако, собственниками помещений многоквартирного дома N 48 по ул. Героев Танкограда осуществляется перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора. В связи с этим право переноса сроков проведения капитального ремонта кровли на более ранние сроки для собственников помещений многоквартирного дома N 48 по ул. Героев Танкограда, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, по мнению апеллянта, жилищным законодательством не предусмотрено.
Вышеизложенное, согласно позиции заявителя, свидетельствует о том, что требование о проведении общего собрания собственников по вопросу проведения капитального ремонта кровли на более ранние сроки незаконно.
Исполнение предписания приведёт к несению дополнительных расходов ООО "ДЕЗ Калининского района", не предусмотренных договором управления, что влечёт в свою очередь нецелевое расходование денежных средств, собранных собственниками помещения в целях обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества. Кроме того, в случае проведения указанного выше общего собрания его результаты невозможно реализовать, поскольку собственники помещений указанного жилого дома не имеют права переносить срок проведения капитального ремонта без изменения способа формирования его фонда.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и возражения на неё.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, д.48, проведенного в форме заочного голосования от 10.03.2014 N 1/48, ООО "ДЕЗ Калининского района" выбрано в качестве управляющей организации для данного многоквартирного дома (т.1 л.д. 42,43).
В связи с обращением от 03.03.2016 собственника жилого помещения, расположенного в данном доме (т.1 л.д.100), направленного по подведомственности в ГУ "ГЖИ Челябинской области" (т.1 л.д.101), на основании распоряжения заинтересованного лица от 21.03.2016 в отношении ООО "ДЕЗ Калининского района" проведена внеплановая выездная проверка (т.1 л.д. 102,103), по результатам которой составлен акт проверки от 22.03.2016 (т.1 л.д.104,105).
ГУ "ГЖИ Челябинской области" заявителю выдано предписание от 23.03.2016 N 1210-Ч-Д-16, в соответствии с которым ООО "ДЕЗ Калининского района" предписано выполнить ремонт в местах повреждений (пункты 1,2 предписания), со сроком исполнения до 30.06.2016; инициировать и провести собрание собственников жилого дома по вопросу переносов срока ремонта кровли по программе регионального оператора. Оформить документы и подать заявку в рег.оператор с копией в правительство области (пункт 3 предписания), со сроком исполнения до 01.05.2016 (т.1 л.д. 22,23).
Не согласившись с пунктами 2 и 3 настоящего предписания, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ООО "ДЕЗ Калининского района" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным обжалуемого предписания в части пунктов 2 и 3.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требования об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и влекущим негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (пункт 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364 образовано Главное Управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", основной задачей которого, в том числе, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, осуществляющих управление многоквартирными домами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований (п. 7 постановления Губернатора).
Жилищная инспекция в соответствии с возложенной на нее основной задачей выполняет, в числе прочего функцию лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (подп. 2-2 п. 8 постановления Губернатора).
ООО "ДЕЗ Калининского района" является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Челябинск, ул. Героев Танкограда, д.48, на основании протокола общего собрания собственников от 10.03.2014 N 1/48 (т.1 л.д. 42,43), имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 0143 от 09.04.2015 (т. 1 л.д. 144,145).
В соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 21.03.2016 её задачей являлось осуществление лицензионного контроля, предметом - соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункты 5,6 распоряжения).
Каких -либо возражений против выводов суда, содержащихся в пункте 2 выданного по итогам проверки предписания, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем апелляционный суд в соответствии со ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверил законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по п. 3 предписания.
Пунктом 3 оспариваемого предписания от 23.03.2016 N 1210-Ч-Д-16 заявителю предписано в срок до 01.05.2016 инициировать и провести собрание собственников жилого дома по вопросу переносов срока ремонта кровли по программе регионального оператора. Оформить документы и подать заявку в рег. оператор с копией в правительство области, жилого дома по ул. Героев Танкограда, д. 48, г.Челябинска.
В силу положений пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников (часть 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Право выбора способа формирования фонда капитального ремонта есть у всех собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от выбранного ими способа управления. При этом действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домов для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счёте собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте (счетах) регионального оператора, и осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Довод подателя жалобы о том, что требование о проведении общего собрания собственников по вопросу проведения капитального ремонта кровли на более ранние сроки незаконно, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 той же статьи, очерёдность проведения капитального ремонта определяется исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, с учётом требований Жилищного кодекса Российской Федерации по первоочередному порядку проведения капитального ремонта в домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведён на дату утверждения или актуализации региональной программы.
Частями 5 и 7 той же статьи предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объёма государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний.
На основании части 7 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, введённой в Кодекс Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившей в силу с 30.06.2015, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления.
При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из разъяснений Министерства строительства Российской Федерации, изложенных в письме от 28.08.2015 N 27535-ОЛ/04, следует, что из взаимосвязанных положений части 4 и части 7 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации инициатором созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут являться собственник(и) либо управляющая организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом Жилищным кодексом Российской Федерации возлагает на указанных лиц, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязанность по осуществлению всех необходимых процедур.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, на управляющей организации лежит обязанность по инициированию проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с соответствующей повесткой с возложением на управляющую организацию обязанности по осуществлению всех необходимых процедур, связанных с проведением такого собрания.
Поскольку управляющая организация несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и является лицом, действующим в данных отношениях в интересах собственников помещений, управляющая компания при наличии к тому оснований правомочна предложить собственникам включить в повестку общего собрания вопрос о переносе срока капитального ремонта кровли по программе регионального оператора.
С учётом изложенного, пункт 3 оспоренного предписания является законным и обоснованным.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учётом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда, которое является законным и обоснованным.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Решение суда следует оставить в силе, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.10.2016 по делу N А76-10706/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10706/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2017 г. N Ф09-2020/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ДЕЗ Калининского района", ООО "Дирекция единого заказчика Калининского района"
Ответчик: ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"