Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2017 г. N Ф07-3706/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А13-11091/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 января 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от ответчика Горбуновой Ю.А. по доверенности от 08.09.2016 N 310,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2016 года по делу N А13-11091/2016 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
акционерное общество "Ротор" (ОГРН 1023500894010, ИНН 3525078725; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Добролюбова, дом 76; далее - общество, АО "Ротор") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - учреждение, ФСС, Фонд) об оспаривании решения от 21.07.2016 N 218.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2016 года по делу N А13-11091/2016 заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права, а именно статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017.
АО "Ротор" отзыв на жалобу не представило.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в период с 14.06.2016 по 20.06.2016 плановой выездной проверки деятельности общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 управлением составлен акт проверки от 20.06.2016 N 2542, а также с учетом возражений общества принято решение от 21.07.2016 N 218.
Указанным решением АО "Ротор" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 136 руб. 12 коп., а также обществу предложено уплатить 6403 руб. 46 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального с страхования Российской Федерации, 67 руб. 71 коп пени, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
В ходе названной проверки учреждение пришло к выводу о том, что обществом занижена база для начисления страховых взносов, в нарушение части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ не начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы выплат в размере 220 809 руб. (без учета выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную в соответствии со статьей 8 названного Закона), израсходованных обществом на приобретение работникам путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе за 2013 год - 115 029 руб., за 2014 год - 105 780 руб.
Не согласившись с решением Фонда в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 5 данного Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат.
Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В статье 165 ТК РФ перечислены компенсации, которые выплачиваются при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и так далее. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
Следовательно, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н), которые введены в действие с 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В рассматриваемом случае в материалах дела усматривается, что общество не включило в базу для исчисления страховых взносов 220 809 руб., израсходованных на приобретение работникам путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, из них:
- в 2013 году в сумме 115 029 руб., в том числе 37 800 руб. за путевку в МУ ВОФП санаторий "Новый Источник", выданную Рупышеву М.Ю.; 26 880 руб. за путевку в МУ ВОФП санаторий "Новый Источник", выданную Трифонову А.Н.; 23 469 руб. за путевку в санаторий "Леденгск", выданную Манойлову Н.С.; 26 880 руб. за путевку в МУ ВОФП санаторий "Новый Источник", выданную Пиликову Н.В.
- в 2014 году в сумме 105 780 руб., в том числе 27 800 руб. за путевку в МУ ВОФП санаторий "Новый Источник", выданную Рупышеву М.Ю.; 26 880 руб. за путевку в МУ ВОФП санаторий "Новый Источник", выданную Коробицину А.К.; 30 800 руб. за путевку в санаторий "Леденгск", выданную Барабанову И.И.; 20 300 руб. за путевку в МУ ВОФП санаторий "Бобровниково", выданную Перерукову Р.Н.
Основанием для указанных выше выплат в 2013 году являлось Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, утвержденное 01.03.2011 Ассоциацией машиностроительных профсоюзов России, Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, Профсоюзом машиностроителей Российской Федерации, Общественным Объединением "Всероссийский Электропрофсоюз", Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России" (далее - Соглашение на 2011 - 2013 годы), которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (письмо Роструда от 25.04.2011 N 1764-ТЗ).
Из положений пунктов 1.1, 1.3, 1.4 Соглашения на 2011 - 2013 годы следует, что названное Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями отрасли машиностроения, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства в отрасли. Данное Соглашение на 2011 - 2013 годы заключено на федеральном уровне в целях стабильной и эффективной деятельности предприятий машиностроительной отрасли в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей, рост реальных доходов работников. Соглашение на 2011 - 2013 годы не распространяется на организации авиационной, судостроительной и судоремонтной, радиоэлектронной промышленности, а также промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии.
Основанием для указанных выше выплат в 2014 году являлось Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, утвержденное Ассоциацией машиностроительных профсоюзов России, Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, Профсоюзом машиностроителей Российской Федерации, Общественным Объединением "Всероссийский Электропрофсоюз", Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России" (далее - Соглашение на 2014 - 2016 годы), которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (письмо Роструда от 25.02.2014 N 771-ТЗ).
Из положений пунктов 1.1, 1.3, 1.4 Соглашения на 2014 - 2016 годы следует, что названное Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями машиностроительного комплекса, общие условия оплаты труда, условия содействия занятости работников и развития рынка труда, дополнительные трудовые гарантии и льготы работникам отрасли, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства в отрасли. Соглашение на 2014 - 2016 годы заключено на федеральном уровне социального партнерства в целях стабильной и эффективной деятельности предприятий машиностроительной отрасли, в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей, рост реальных доходов работников. Соглашение не распространяется на организации авиационной, судостроительной и судоремонтной, радиоэлектронной промышленности, а также промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии.
В пункте 10.7 Соглашения на 2011 - 2013 годы предусмотрено, что работодатель по согласованию с органами Профсоюза (Ассоциации машиностроительных профсоюзов Российской Федерации) может выделять и осуществлять полную или частичную компенсацию стоимости путевок в санатории-профилактории, базы отдыха, детские дошкольные учреждения, загородные детские оздоровительные лагеря, на профилактическое санаторно-курортное лечение работникам и членам их семей.
В пункте 10.6 Соглашения на 2014 - 2016 годы предусмотрено, что работодатель по согласованию с органами Профсоюза (Ассоциации машиностроительных профсоюзов Российской Федерации) может выделять и осуществлять полную или частичную компенсацию стоимости путевок в санатории-профилактории, базы отдыха, детские дошкольные учреждения, загородные детские оздоровительные лагеря, на профилактическое санаторно-курортное лечение работникам и членам их семей.
По смыслу пунктов 1.3, 2.9 Соглашения на 2011 - 2013 годы вышеприведенные положения данного Соглашения являются обязательными для предприятий машиностроительной отрасли, в том числе при заключении отраслевых, территориальных соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, коллективных договоров в организациях указанной отрасли, трудовых договоров с работниками организаций указанной отрасли и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, а его социальные обязательства являются минимально гарантированными.
Как предусмотрено пунктом 2.8 Соглашения на 2014 - 2016 годы, данное Соглашение обязательно к применению работодателями при заключении отраслевых, территориальных соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, а его социальные обязательства являются минимально гарантированными.
Материалами дела (том 1, лист 35; том 2, листы 3, 9, 18, 20, 26, 35, 43, 54, 56) подтверждено, что основной вид деятельности заявителя - машиностроение и металлообработка (код по (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - 25.62 (обработка металлических изделий механическая); код по ОКВЭД - 28.52 (обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения)), основные виды выпускаемой обществом продукции: оборудование, запасные части для машин и механизмов металлургического оборудования, детали и узлы общемашиностроительного применения, запасные части и узлы к оборудованию специального назначения.
Ответчиком также не отрицается, что АО "Ротор" в рассматриваемый период относилось к предприятиям машиностроительной отрасли, в связи с этим на него распространялось действие Соглашения на 2011 - 2013 годы и Соглашения на 2014 - 2016 годы.
Из материалов дела видно, что 16.01.2012 утверждено принятое общим собранием трудового коллектива АО "Ротор" Положение о комиссии по социальному страхованию (том 1, листы 132-133).
Приказом АО "Ротор" от 16.01.2012 N 4 комиссия по социальному страхованию создана в составе председателя и двух членов, которые избраны решением общего собрания трудового коллектива АО "Ротор" (протокол от 16.01.2012). Основанием для выделения санаторно-курортных путевок работникам общества явились письмо учреждения от 04.02.2013 N 08-26/08/6520 "О финансовом обеспечении предупредительных мер в 2013 году" и приказ Фонда от 03.07.2013 N 2589, (том 1, листы 99, 138-139), письмо учреждения от 15.05.2014 N 08-25/08/24168 "О финансовом обеспечении предупредительных мер в 2014 году" и приказ Фонда от 15.05.2014 N 2060 (том 1, листы 142-143, 144-145), решения комиссии по социальному страхованию (том 1, листы 148-153).
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являются оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом, вопреки положениям части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено.
Исходя из вышеизложенного спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, приобретение обществом путевок на санаторно-курортное лечение работников в рассматриваемом случае не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд), следовательно стоимость путевок не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2015 N 310-КГ15-1740, от 13.05.2015 N 303-КГ15-4180, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
При таких обстоятельствах решение Фонда от 21.07.2016 N 218 о привлечении АО "Ротор" к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в виде штрафа в размере 136 руб. 12 коп., начислении и предложении уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 6403 руб. 46 коп., пени в сумме 67 руб. 71 коп., предложении внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета не соответствует положениям части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2016 года по делу N А13-11091/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11091/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2017 г. N Ф07-3706/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Ротор"
Ответчик: ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ