Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А46-9084/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14991/2016) Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 17.10.2016 по делу N А46-9084/2016 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Угренева Андрея Вильяновича (ИНН 550701857720, ОГРН 304550734500015) к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Угренева Андрея Вильяновича - Храмцов В.В. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б\н от 09.06.2016 сроком действия на 1 год),
установил:
индивидуальный предприниматель Угренев Андрей Вильянович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо), выразившегося в не утверждении схемы расположения части земельного участка площадью 27 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:100906:1038 для размещения модульной конструкции - киоска (пункта горячего питания) 9 кв.м. и остановочного навеса 18.кв.м., обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в месячный срок со дня вступления в силу настоящего решения принять распоряжение об утверждении схемы расположения части земельного участка площадью 27 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:100906:1038 для размещения модульной конструкции - киоска (пункта горячего питания) 9 кв.м. и остановочного навеса 18.кв.м. и направить его индивидуальному предпринимателю Угреневу Андрею Вильяновичу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.10.2016 по делу N А46-9084/2016 требования заявителя удовлетворены. Признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не утверждении схемы расположения части земельного участка площадью 27 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:100906:1038 для размещения модульной конструкции - киоска (пункта горячего питания) 9 кв.м. и остановочного навеса 18.кв.м.
В качестве способа восстановления права суд обязал Департамент в месячный срок со дня вступления в силу настоящего решения принять распоряжение об утверждении схемы расположения части земельного участка площадью 27 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:100906:1038 для размещения модульной конструкции - киоска (пункта горячего питания) 9 кв.м. и остановочного навеса 18.кв.м. и направить его ИП Угреневу А.В.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что с учетом даты обращения предпринимателя орган местного самоуправления был обязан утвердить еще до вступления в законную силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (01.03.2015) схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и выдать утвержденные схемы заявителю.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 17.10.2016 по делу N А46-9084/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований предпринимателя, ссылаясь на отсутствие со стороны Департамента бездействия по утверждению схемы расположения спорного земельного участка, ввиду бездействия самого заявителя.
Предприниматель в письменных возражениях на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направил.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал заявленные доводы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, заслушав явившегося представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
06.05.2014 Угренев Андрей Вильянович обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявкой о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для размещения пункта общественного питания по адресу: г. Омск, ул. Лукашевича, д. 14/4 (далее - земельный участок, спорный земельный участок) в аренду сроком на 3 года.
28.08.2014 в адрес заявителя от Департамента поступил ответ ИСХ ДИО/13466, в котором отражено, что городской комиссией по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения собственности на землю для целей, не связанных со строительством, 19.08.2014 рассмотрено обращение Угренева А.В. и принято решение о возможности предоставления заявителю в аренду земельного участка площадью 27 кв.м. для размещения остановочного комплекса.
Предложено в соответствии с действующим законодательством после осуществления публикации сведений о данном земельном участке в газете "Третья столица" в двухнедельный срок направить в адрес Департамента имущественных отношений Администрации города Омска заявление о предоставлении земельного участка.
После публикации в газете "Третья столица" 04.09.2014 объявления о предоставлении в аренду части земельного участка из состава участка с кадастровым номером 55:36:100906:1038 для установки модульной конструкции, в состав которой будет входить киоск (пункт горячего питания) 9 кв.м. и остановочный навес 18 кв.м., предпринимателем вновь 15.09.2014 было подано соответствующее заявление в департамент имущественных отношений.
В связи с отсутствием соответствующих действий со стороны заинтересованного лица, 15.03.2016 заявитель попросил предоставить информацию о результатах рассмотрения его заявлений.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска на обращение от 15.03.2016 (ОГ/780) о выдаче схемы расположения и заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:100906:1038, площадью 9 и 18 кв.м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лукашевича, д. 14/4, для размещения киоска "Пункт общественного питания", сообщил предпринимателю следующее.
Указанная в обращении часть земельного участка не поставлена на государственный кадастровый учёт.
Кроме того, в соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу указанного закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
В данном случае отсутствует утвержденная (до 01.03.2015) для целей, не связанных со строительством, схема расположения вышеуказанной части земельного участка. На основании вышеизложенного, в соответствии с действующим законодательством предоставление вышеуказанной части земельного участка, как полагает Департамент, не представляется возможным.
Дополнительно заинтересованное лицо сообщило, что в соответствии с положениями Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Администрацией города Омска принят ряд нормативных актов, регламентирующих порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска и варианты их внешнего вида:
- постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п, утвердившее схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска;
- постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п, утвердившее порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (не путем предоставления в аренду земельного участка, а путем предоставления места размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов);
- постановление Администрации города Омска от 13.11.2014 N 1570-п, утвердившее требования к объемно-пространственным характеристикам киосков и варианты внешнего вида размещаемых киосков, павильонов и остановочных навесов, расположенных на территории города.
В настоящее время в соответствии с Решением Омского городского Совета от 20.05.2015 N 342 "О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета" полномочия по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов переданы Администрациям административных округов города Омска.
Кроме того, в соответствии с Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" полномочия по заключению договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов у департамента отсутствуют.
Как полагает заявитель, в нарушение требований законодательства Департамент не предпринял никаких действий по работе с обращением предпринимателя. При встречах с ответственными сотрудниками департамента не представлялось возможным получить какой-либо удовлетворительный ответ о результатах рассмотрения обращения заявителя. До настоящего времени Департамент не утвердил схему расположения части земельного участка площадью 27 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:100906:1038 для размещения модульной конструкции - киоска (пункта горячего питания) 9 кв.м. и остановочного навеса 18.кв.м., не издал соответствующее распоряжение и не направил его индивидуальному предпринимателю Угреневу Андрею Вильяновичу.
Предприниматель полагая, что бездействие департамента является незаконным, противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации, а также нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
17.10.2016 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, был в момент обращения заявителя предусмотрен статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карге соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из содержания процитированных норм права следует вывод о том, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется после формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет. То есть, обязательным условием при решении вопроса о предоставлении юридическому лицу земельного участка является наличие утвержденной схемы расположения этого земельного участка.
Кроме того, как следует из смысла указанных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление юридическим лицам в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется после формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет. То есть обязательным условием при решении вопроса о предоставлении юридическому лицу земельного участка является наличие утвержденной схемы расположения этого земельного участка.
Из вышеизложенного следует, что предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется путём формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учётом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
В отмеченный в заявлении период времени, в рамках которого было допущено бездействие Закон Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" регулировал отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства.
Как следует из пункта 1 статьи 10 указанного выше Закона, граждане и юридические лица (заявители), заинтересованные в предоставлении в собственность или в аренду земельных участков из земель, находящихся в собственности Омской области, для целей, не связанных со строительством, подают заявления, оформленные в соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и областного законодательства, в специально уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующей информации о наличии предлагаемых для предоставления в собственность или аренду земельных участков, находящихся в собственности Омской области. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, орган местного самоуправления на основании обращения специально уполномоченного органа с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, специально уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, заявителю, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Как следует из статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (часть 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (часть 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным Кодексом (часть 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" утверждено Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска.
В соответствии с подпунктами 12 и 12.1 пункта 20 указанного Положения Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в сфере земельных отношений обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, из земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, принимает решение об утверждении указанной схемы расположения земельного участка;
принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, из земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, или отказывает в ее утверждении с указанием оснований отказа при обеспечении подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом;
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, случае с учетом даты обращения предпринимателя Департамент в рассматриваемом случае был уполномочен утвердить схему расположения спорного земельного участка. Следовательно, являются правильными выводы суда относительно нарушения Департаментом установленного статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ порядка рассмотрения заявления Общества, поскольку Департамент не выдал Обществу схему расположения земельного участка.
В свою очередь утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Таким образом, составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
Учитывая приведенные выше нормы права, суд апелляционной инстанции исходит из того, что орган местного самоуправления был обязан утвердить еще до 01.03.2015 (до вступления в законную силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации) схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации), с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации) и выдать утвержденные схемы заявителю.
При этом доводы подателя жалобы относительно бездействия самого заявителя судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку противоречат изложенным выше нормам права.
Довод апелляционной жалобы о пропуске срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации противоречит материалам дела, поскольку ответ Департамента на обращение предпринимателя датирован 30.03.2016 (л.д.40-41), в арбитражный суд заявитель обратился 27.06.2016 (л.д. 4).
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования предпринимателя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определяя надлежащий способ восстановления нарушенного права, суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости возложения на Департамент обязанность в месячный срок со дня вступления в силу решения принять распоряжение об утверждении схемы расположения части земельного участка площадью 27 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:100906:1038 для размещения модульной конструкции - киоска (пункта горячего питания) 9 кв.м. и остановочного навеса 18.кв.м. и направить его ИП Угреневу А.В.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции установил, что доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного коллегия считает, что оспариваемое бездействие Департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем суд первой инстанции в порядке части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме, избрав надлежащий способ восстановления нарушенного права.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управа освобождена от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.10.2016 по делу N А46-9084/2016-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9084/2016
Истец: ИП Угренев Андрей Вильянович
Ответчик: Департамент имущественных отношений администрации г. Омска