Требование: о взыскании долга и пени, о взыскании субсидии, о признании незаконным требования
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А05-8903/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 января 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АльянсТеплоЭнерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 октября 2016 года по делу N А05-8903/2016 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АльянсТеплоЭнерго" (ОГРН 1142901007787, ИНН 2901249879; место нахождения: 164628, Архангельская область, Пинежский район, поселок Ясный, улица Северная, дом 21, помещение XXVI; далее - ООО "АльянсТеплоЭнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) о признании незаконным требования от 11.08.2016 N 203/06-09/5718 по результатам плановой камеральной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифа на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2014-2015 годы, а также по встречному исковому заявлению министерства к обществу о взыскании 466 961 руб. 12 коп., в том числе 464 846 руб. 07 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, за 2014 и 2015 годы; 2115 руб. 05 коп. пеней за невозврат (несвоевременный возврат) средств областного бюджета, исчисленных за период с 01.09.2016 по 13.09.2016.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по основному иску: ООО "АльянсТеплоЭнерго" в удовлетворении заявления о признании недействительным требования министерства от 11.08.2016 N 203/06-09/5718 отказано. По встречному иску: с общества в пользу министерства взыскано 466 961 руб. 12 коп. Кроме того, с общества в доход федерального бюджета взыскано 12 339 руб. государственной пошлины.
Общество с обжалуемым решением не согласилось и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что при расчете размера субсидии им была учтена площадь 325,8 кв.м площади мест общего пользования и 51 кв.м площади лестниц.
Министерство в отзыве опровергло доводы жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку при расчете размера субсидии необходимо учитывать данные об общей площади общежития, указанные в свидетельстве о праве собственности и техническом паспорте.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.06.2016 N 292-р министерством проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифа на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению (далее - население), на нужды теплоснабжения за 2014-2015 годы, по результатам которой составлен акт от 03.08.2016 N 203/01-23/97. В акте министерством сделан вывод о том, что обществом в расчетах фактической потребности в средствах субсидии завышен объем тепловой энергии, отпущенной населению на нужды теплоснабжения, на 171,194 Гкал, соответственно, необоснованно получено средств областного бюджета 464 846 руб. 07 коп. в виде субсидии.
В связи с выявленными нарушениями министерство направило обществу требование от 11.08.2016 N 203/06-09/5718 о возврате в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов.
Не согласившись с указанным требованием в части возврата в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2014 и 2015 годы в общей сумме 464 846 руб. 07 коп., представляющую собой субсидию из областного бюджета в отношении объема тепловой энергии, отпускаемой обществом в здание общежития, расположенного по адресу: с. Карпогоры, ул. Колхозная, 1, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
В связи с тем, что требование от 11.08.2016 N 203/06-09/5718 в течение 15 дней с момента его предъявления обществом не исполнено, министерство в свою очередь подало иск о взыскании с общества 464 846 руб. 07 коп. излишне перечисленных сумм субсидий за 2014-2015 годы, а также 2115 руб. 05 коп. пеней за период с 01.09.2016 по 13.09.2016 в соответствии с пунктом 2.3.14 Договора 2014 года, пункта 3.3.14 Договора 2015 года.
Суд первой инстанции по первоначальному иску отказал, по встречному - требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 данного Кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 названного Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Предоставление обществу средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению на нужды теплоснабжения (далее - субсидии), осуществлялось министерством в 2014 году в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителя, приравненным к населению на нужды теплоснабжения (приложение N 18 к Областному закону от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Порядок 2014).
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка 2014 между министерством и заявителем заключен договор на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителя, приравненным к населению на нужды теплоснабжения, от 19.11.2014 N 127-Т (далее - Договор 2014).
Предоставление заявителю субсидии в 2015 году осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителя, приравненным к населению на нужды теплоснабжения (приложение N 18 к Областному закону от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Порядок 2015).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка 2015 между министерством и заявителем заключен договор на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителя, приравненным к населению на нужды теплоснабжения, от 29.01.2015 N 15-Т (далее - Договор 2015).
Предметом заключенных договоров являлось взаимодействие сторон, направленное на предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядков предоставления в 2014 - 2015 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1.2 указанных договоров субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории муниципальных образований "Шилегское", "Карпогорское" и "Междуреченское".
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с пунктами 1.5 Договоров 2014, 2015 при расчете субсидии объем фактически отпущенной тепловой энергии (теплоносителя) для населения определяется на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах. При отпуске тепловой энергии потребителям, приравненным к населению, в случае отсутствия приборов учета в точках учета тепловой энергии к расчету субсидии принимается объем тепловой энергии отпущенный населению и определенный в установленном порядке расчетным путем с использованием нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Отпуск тепловой энергии по объекту жилого фонда - здания общежития, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул Колхозная, д. 1 (далее - общежитие) подтверждается предприятием данными бухгалтерского учета (пункт 1.6 Договоров).
Здание общежития не оборудовано коллективным (общедомовым) прибором учета.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяется по формуле 2:
Pi = Si x N(T) x T(T),
где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
N(T) - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
T(T) - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению составляет для здания общежития 0,04526 Гкал на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц в течение отопительного периода в соответствии с Приложением N 1 к постановлению министерства энергетики и связи Архангельской области от 27.06.2013 N 92-пн.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению является расчетной величиной, установлен на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений жилого дома в месяц, включает в себя как объем тепловой энергии на отопление жилых и нежилых помещений жилого дома, так и отопление помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Общество использует в расчете субсидии общую площадь здания 1301,80 кв.м. Министерство в результате проверки пришло к выводу о том, что в расчете должна быть применена площадь 925 кв.м, в соответствии с данными свидетельств о государственной регистрации права от 30.07.2013 29-АК 950836 и 29-АК 950837, технического паспорта здания общежития.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции размер общей площади помещений учтен в соответствии с представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с данными свидетельств о государственной регистрации права от 30.07.2013 29-АК 950836 и 29-АК 950837 (т.1, л.97) обществу на праве оперативного управления принадлежит здание общежития общей площадью 925 кв.м.
В материалы дела представлен технический паспорт здания общежития (т.1, л.87-96), согласно которому площадь здания (с лоджиями, балконами, шкафами, коридорами и лестничными клетками) составляет 925 кв.м, в том числе жилые помещения - 925 кв.м, нежилые помещения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, основания дополнительно включать в расчет стоимости услуги по отоплению здания общежития какие-либо еще площади отсутствуют, позиция общества о необходимости включения в расчет дополнительно 325,8 кв.м - площади мест общего пользования и 51 кв.м - площади лестниц, не подкреплена необходимыми доказательствами, не соответствует свидетельствам о государственной регистрации права и техническому паспорту здания общежития.
Таким образом, в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого обществом требования министерства от 11.08.2016 N 203/06-09/5718 отсутствует.
Требование министерства является законным и обоснованным, соответственно, не нарушает охраняемых законом прав и интересов общества. Заявление Общества по основному требованию удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для пересмотра выводов обжалуемого решения в отношении требований министерства по встречному иску, основанных на неисполнении обществом указанного требования.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения у суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При обращении с апелляционной жалобой общество по платежному поручению от 27.10.2016 N 877 уплачена государственная пошлина в сумме 4500 руб.
Государственная пошлина уплачивается за подачу жалобы, следовательно, размер государственной пошлины, уплачиваемой лицом на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не зависит от того, сколько требований было заявлено истцом (заявителем) на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и разрешено судом в рамках данного дела (абзац 2 пункта 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46).
При указанных обстоятельствах, излишне уплаченная заявителем государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 октября 2016 года по делу N А05-8903/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АльянсТеплоЭнерго" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "АльянсТеплоЭнерго" (ОГРН 1142901007787, ИНН 2901249879; место нахождения: 164628, Архангельская область, Пинежский район, поселок Ясный, улица Северная, дом 21, помещение XXVI) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей по платежному поручению от 27.10.2016 N 877 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8903/2016
Истец: ООО "АЛЬЯНСТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Третье лицо: ООО "АЛЬЯНСТЕПЛОЭНЕРГО"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10375/16