Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2017 г. N Ф02-857/17 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
18 января 2017 г. |
дело N А19-6701/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2016 года по делу N А19-6701/2016 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Горького, д.31) к обществу с ограниченной ответственностью "Лена Лес" (ОГРН 1153850018651, ИНН 3805727852, адрес: 665730, Иркутская область, г. Братск, с. Энергетик, ул. Юбилейная, д.11, кв. 15) о взыскании 350 668 рублей 56 копеек,
(суд первой инстанции судья Дягилева И.П.)
при участии в судебном заседании:
от Министерства лесного комплекса Иркутской области - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Лена Лес" - Попеско Д.Ю., представителя по доверенности от 16.06.2016,
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лена Лес" (далее - ответчик, общество или ООО "Лена Лес") с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании неустойки в связи с невыполнением мероприятий по уходу за лесом на арендуемом лесном участке в размере 350 668 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене оспариваемого решения выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Общество в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным, обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Общество не усматривает каких-либо злоупотреблений со своей стороны связанных с невыполнением мероприятий по уходу за лесом, поэтому отсутствуют основания для привлечения ООО "Лена Лес" к ответственности в виде взыскания неустойки. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что 04.12.2008 территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (арендодатель) и муниципальное предприятие "Каймановский леспромхоз" Усть-Кутского муниципального образования (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 16/08 (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в возмездное временное пользование лесной участок, площадью 51247,8 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Усть-Кутский район, Усть-Кутское лесничество, эксплуатационные леса: Бобровское участковое лесничество, "Бобровская дача", кварталы N N 19-23, 45, 46, 68-70, 90-94, 115-118, 438, 439, 459-463; Каймановское участковое лесничество, "Каймановская дача", кварталы N N 10-18, 34, 51-56, 75-79, 100-102, 123, 124, 144, 145; Бобровское участковое лесничество, "Турымская дача", кварталы N N 36- 40, 41-73, 104, 132-134, 162, 163.
Согласно пункту 3 договора схема расположения и характеристика лесного участка приводится в приложениях N N 1, 2, 3, 4 к договору.
По условиям договора (пункт 4) арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 108 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству - 57 тыс. куб.м.
В подпункте "ж" пункта 11 договора установлена обязанность арендатора ежегодно осуществлять за свой счет санитарно-оздоровительные, лесовосстановительные мероприятия и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов к настоящему договору и таблице, изложенной в названном пункте.
В соответствии с пунктом 13 договора в случае неисполнения арендатором обязательств, предусмотренных подпунктами "е", "ж", "з", "р" пункта 11 настоящего договора, арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку в размере трехкратной стоимости соответствующего вида работ, определенной арендодателем.
Согласно пункту 19 договора срок его действия устанавливается с 23.12.2005 по 23.12.2030.
Договор аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке 19.12.2008 Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области за номером 38-38-14/014/2008-719.
Лесной участок передан арендатору по акту от 04.12.2008.
28.09.2010 территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (арендодатель), муниципальным предприятием "Каймановский леспромхоз" Усть-Кутского муниципального образования (арендатором) и обществом с ограниченной ответственностью "Каймоновский" (новым арендатором) в соответствии с Распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области N 735-ра от 23.09.2010 подписано соглашение о перемене лиц и переводе долга по договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008, согласно данным которого муниципальное предприятие "Каймановский леспромхоз" Усть-Кутского муниципального образования передает все права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008 новому арендатору - обществу с ограниченной ответственностью "Каймоновский" (далее - ООО "Каймоновский").
Соглашение о перемене лиц и переводе долга по договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008, подписанное 28.09.2010, зарегистрировано в установленном законом порядке 25.10.2010 Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области за N 38-38-14/012/2010-874.
27.05.2015 ООО "Каймоновский" (новым арендатором) и ООО "Лена Лес" (арендатором) также подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного фонда N 16/08 от 04.12.2008, согласно данным которого ООО "Каймоновский" передает все права и обязанности нового арендатора по договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008 арендатору - ООО "Лена Лес".
Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного фонда N 16/08 от 04.12.2008, подписанное 27.05.2015, зарегистрировано в установленном законом порядке 10.06.2015 Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
На основании дополнительного соглашения от 19.11.2010 к договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008, заключенного между агентством лесного хозяйства Иркутской области, территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству и ООО "Каймоновский", права и обязанности Усть- Кутского лесничества по указанному договору аренды перешли к агентству лесного хозяйства Иркутской области (п. 1 дополнительного соглашения).
Дополнительное соглашение от 19.11.2010 к договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008 зарегистрировано Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 30.03.2011 за N 38-38-14/002/2011-553.
То есть, с 30.03.2011 арендодателем по договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008 является агентство лесного хозяйства Иркутской области, переименованное в Министерство.
Исполняя условия договора аренды, новый арендатор - ООО "Лена Лес" направило в адрес агентства лесного хозяйства Иркутской области письмо от 30.12.2015 о невозможности выполнения рубок ухода в молодняках, предусмотренных проектом освоения лесов по договору аренды N 16/08 от 04.12.2008 в объеме 20 га, в связи с отсутствием таблицы с содержанием перечня лесотаксационных кварталов и выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесом, поскольку самостоятельный набор площадей из существующего таксационного описания является незаконным, в связи с чем, просило учесть данный факт и не выставлять требование о взыскании неустойки за невыполнение данных мероприятий по рубкам ухода в молодняках в 2015 году, а просило дать разъяснения по данному вопросу.
В ответ на указанное письмо агентство лесного хозяйства Иркутской области 01.02.2016 сообщило ответчику о необходимости проведения мероприятий по уходу за лесами в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией, а также о необходимости в целях корректировки объемов работ по уходу за молодняками и определения местоположения проведения работ внести изменения в проект освоения лесов.
Однако, 18.01.2016 территориальным отделом агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству в адрес ООО "Лена Лес" направлена претензия N 37 о невыполнении обязанностей по договору аренды лесного участка "N 16/08 от 04.12.2008, и требованием в срок до 15.02.2016 оплатить неустойку за нарушение условий договора аренды лесного участка в сумме 413 788 рублей 80 копеек.
Истец, ссылаясь на неуплату ответчиком неустойки, начисленной ему в связи с невыполнением мероприятий по рубкам ухода в 2015 году, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о фактической неисполнимости выполнения рекультивации лесных участков и их передаче в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользований, в связи с банкротством арендатора правильными, исходя из следующего.
Граждане и юридические лица в силу части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов на основании части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины в силу части 5 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.
Согласно части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя:
1) лесное семеноводство;
2) лесовосстановление;
3) уход за лесами;
4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями (часть 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 185 "Об утверждении правил ухода за лесами" утверждены Правила ухода за лесами (далее - Правила N 185).
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил N 185 уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов. Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их 8 полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10 Правил установлено, что в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды рубок ухода за лесами:
- осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев главной древесной породы;
- прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений;
- прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев;
- проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев;
- обновления, проводимые в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях для создания благоприятных условий для роста молодых перспективных деревьев, имеющихся в насаждении;
- переформирования, проводимые в сформировавшихся средневозрастных и старшего возраста насаждениях с целью коренного изменения их состава, структуры, строения путем регулирования и создания благоприятных условий роста деревьев целевых пород, поколений, ярусов;
- формирования ландшафта, направленные на формирование лесопарковых ландшафтов и повышение их эстетической, оздоровительной ценности и устойчивости.
Рубки ухода за лесом осуществляются в соответствии с нормативами режима рубок ухода за лесом, указанными в приложении 2 к Правилам N 185.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 185, уход за молодняками (осветление и прочистка) может осуществляться как способом равномерной рубки деревьев по всей площади, так и неравномерной (группами, коридорами, куртинами). При рубках ухода в лесных культурах применяется неравномерный коридорный способ рубок, которым предусматривается сплошная рубка деревьев коридорами вдоль рядов культур, в сочетании с равномерным способом рубки нежелательных деревьев в рядах культур и междурядьях.
Таким образом, с учетом положений статей 61, 64 Лесного кодекса Российской Федерации, а также указанных выше пунктов Правил N 185 ухода за лесами, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что воспроизводство лесов, в том числе посредством рубок ухода за лесами, осуществляется лицами, использующими леса в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и в строгом соответствии с проектом освоения лесов, который содержит детализированные условия исполнения договора аренды лесного участка для арендаторов. Произвольное осуществление указанных мероприятий недопустимо.
Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок).
В пункте 3 Порядка указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
Приказом Рослесхоза от 05.10.2011 N 423 "Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки" утверждена форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, определены основные направления использования охраны, защиты и воспроизводства лесов, основные направления деятельности и перечень мероприятий в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в лесном плане определены планируемые мероприятия по созданию, формированию, содержанию и использованию объектов единого генетико-селекционного комплекса (ЕГСК) по лесничествам (лесопаркам), в том числе по проведению агротехнических уходов и рубок ухода, исходя из лесоводственой потребности территории субъекта (пункт 2.5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Принимая во внимание заключенное территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть- Кутскому лесничеству (арендодатель), Муниципальным предприятием "Каймановский леспромхоз" Усть-Кутского муниципального образования (арендатором) и ООО "Каймоновский" (новым арендатором) соглашение о перемене лиц и переводе долга по договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008, суд приходит к выводу, что с 25.10.2010 арендатором по договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008 является ООО "Каймоновский", а с 10.06.2015 арендатором по договору аренды лесного участка N 16/08 от 04.12.2008 является ООО "Лена Лес".
Материалами дела подтверждается, что в 2010 году муниципальным предприятием "Каймоновский" разработан проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 04.12.2008 N 16/08, указанный проект прошел государственную экспертизу в соответствии с Порядком, утверждено положительное заключение проекта.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 ода N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Состав) утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Проект освоения лесов в соответствии с пунктом 3 Состава должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно пункту 4 Состава общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:
- общие сведения;
- сведения о лесном участке;
- создание лесной инфраструктуры;
- строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);
- мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
- мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
Кроме того, пунктом 9 Состава определено, что такой раздел проекта освоения лесов, как "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" должен содержать в том числе, сведения о проектируемых видах и объемах ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий ухода; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения N 23, 24) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Как следует из копии проекта освоения лесов на 2010-2018 годы по арендному участку МП "Каймоновский ЛПХ" УКМО на территории Усть-Кутского лесничества Муниципального образования Усть-Кутского района Иркутской области (пояснительная записка), в пункте 5.9 проекта "Площадь лесов, нуждающихся в уходе за лесом, проектируемые виды и ежегодные объемы ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины)" определен лишь объем ухода за лесом при воспроизводстве лесов на площади 20 га, тогда как ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), названный проект освоения лесов не содержит.
Следовательно, в рассматриваемом случае указанный документ, являющийся неотъемлемой частью договора аренды лесного участка, на основании и в строгом соответствии с которым согласно требованиям статей 61, 64 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил N 185 осуществляются мероприятия по уходу за лесом при воспроизводстве лесов, не содержит сведений о выделах, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами, и их пространственном размещении.
То есть, место проведения указанных мероприятий, которые подлежат выполнению в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов, названным проектом не определено.
С учётом конкретных обстоятельств данного дела, при отсутствии данных, подтверждающих согласование сторонами условий договора аренды лесного участка в части проведения мероприятий по уходу за лесом, в связи с отсутствием в проекте освоения лесов сведений, необходимых для их выполнения арендатором лесного участка, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта, а также свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2016 года по делу N А19-6701/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6701/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2017 г. N Ф02-857/17 настоящее постановление отменено
Истец: Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Ответчик: ООО "Лена Лес"