Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А55-9202/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.01.2017 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2016 по делу N А55-9202/2016 (судья Матюхина Т.М.), принятое по заявлению акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" (ИНН 6313036408, ОГРН 1026300841357), г.Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г.Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", г.Москва, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
в судебном заседании приняли участие:
представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области Дзюба Р.В. (доверенность от 29.12.2016 N 02-22/11432),
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области Ивлева Е.А. (доверенность от 29.01.2016 N 12-09/02026),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч" (далее - ПАО "МАК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 04.04.2016 N 36-16/146 о назначении административного наказания.
Определением от 28.07.2016 Арбитражный суд Самарской области произвел замену Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - административный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - управление) и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк).
Решением от 21.11.2016 по делу N А55-9202/2016 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявления отказал.
АО "МАК" (ранее - ПАО) в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Внешэкономбанк апелляционную жалобу поддержал, административный орган и управление апелляционную жалобу отклонили по мотивам, приведенным в отзывах.
В соответствии со ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и Внешэкономбанка, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители административного органа и управления апелляционную жалобу отклонили, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, в выступлении представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно положениям Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее - Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) использование валютных ценностей в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (п.п. "б" ч. 9 п. 1 ст. 1).
К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (ч. 5 п. 1 ст. 1).
Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Федеральным законом (ч. 1 п. 2 ст. 24); вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора (ч. 2 п. 2 ст. 24).
Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления (п. 4 ст. 5).
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации (ч. 2 п. 3 ст. 23).
На основании Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации разработана Инструкция от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция).
Инструкцией установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций
Из материалов дела видно, что ПАО "МАК" оказаны услуги по обслуживанию пассажиров в бизнес-зале на сумму 100 долл. США, что подтверждается счетом-фактурой от 31.12.2015 N МАК 10497.
В соответствии со п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг).
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 169 НК РФ).
В соответствии со ст. 169 НК РФ Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила N 1137) установлены правила заполнения счет-фактуры.
Правила N 1137 содержат не только обязательные формы документов по НДС (в том числе счетов-фактур), но и подробные рекомендации по их заполнению.
Согласно установленных Правил N 1137 в строке 1 счета-фактуры указывается порядковый номер и дата составления счета-фактуры. Проставление иных дат в счете-фактуре указанными нормативными документами не предусмотрено.
В п. 3 ст. 168 НК РФ определено, что счет-фактура выставляется не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
П. 9.3 Инструкции установлено, что датой оформления подтверждающих документов, указанных в п.п. 9.1.2 - 9.1.4 п. 9.1 Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.
Таким образом, датой оформления подтверждающего документа (счета-фактуры от 31.12.2015 N МАК 10497) является дата его составления, то есть 31.12.2015.
В соответствии с требованиями п.п. 9.2.2 п. 9.2 Инструкции обществу необходимо было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (СПД) и подтверждающие документы в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в п.п. 9.1.2 - 9.1.4 п. 9.1 Инструкции, то есть не позднее 29.01.2016.
Фактически указанная документация была представлена обществом в уполномоченный банк 04.03.2016.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ПАО "МАК" допущено нарушение ч. 2 п. 2 ст. 24 Закона РФ от 10.12.2003 N 173-ФЭ и п. 9.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
С учетом изложенного действия ПАО "МАК" образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ПАО "МАК" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.
Довод общества о том, что оно в срок направляло, а уполномоченный банк отказался принять справку о подтверждающих документах, представленную в установленный срок, является бездоказательным.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и наличии вины ПАО "МАК" в его совершении.
Материалами дела подтверждается, что постановление вынесено уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2016 года по делу N А55-9202/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9202/2016
Истец: АО "Международный аэропорт "Курумоч"
Ответчик: МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
Третье лицо: Внешэкономбанк, ФНС России У по Самарской области, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области