г. Москва |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А41-43980/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Трансвэй" - Феофанова П.В. (представителя по доверенности от 28.09.2016),
от Новороссийской таможни - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2016 по делу N А41-43980/16, принятое судьей Гейц И.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансвэй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - таможня) от 10.06.2016 по делу об административном правонарушении N 10317000-249/2016 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 100 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.11.2016 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя таможни.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между ООО "TCF GEORGIA" (Грузия, продавец) и ООО "АМК" (Россия, покупатель) заключили контракт от 29.11.2015 N 29112015, по условиям которого продавец в соответствии с спецификациями продал, а покупатель приобрел партию товара на условиях поставки EXW - ООО "TCF GEORGIA", Кобулети, Грузия (Инкотермс 2010) - мандарины свежие (далее - товар).
В порт Новороссийск в зону деятельности Новороссийского юго-восточного таможенного поста (далее - таможенный пост) 08.03.2016 прибыл данный товар в пяти транспортных средствах. Отправителем товара числилось ООО "TCF GEORGIA" (Грузия), получателем - ООО "АМК" (Россия). Перевозчиком товара выступало общество (ООО "Трансвэй").
По прибытии товара перевозчик предоставил таможенному посту товаросопроводительные документы на товар, в том числе коносамент от 07.03.2016 N 5В, CMR 1288877, а также фитосанитарный сертификат N 154142, согласно которому страной происхождения товара (мандарины) является Грузия.
В связи с обращением ООО "АМК" от 15.03.2016 N 1503 о разрешении убытия товара в соответствии со статьей 163 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) по причине несоблюдения условий контракта, таможенный пост 16.03.2016 провел таможенный досмотр товара находящегося в транспортном средстве с регистрационным номером У 274 ВХ 50/ ВУ 6926 50, прибывшего по коносаменту от 07.03.2016 N 5В, о чем составил акт таможенного досмотра (осмотра) N 1005022/290315/000878.
В данном акте таможенный пост отразил, что товар представляет собой мандарины, упакованные в ящики из полимерного материала; ящики с товаром установлены на деревянные поддоны и зафиксированы упаковочной сеткой с лентой из полимерного материала и картонными крышками с уголками (надстройка); на крышках и уголках имеются маркировки: "ГРУЗИНСКИЕ МАНДАРИНЫ ШИРОКОЛИСТНЫЙ УНШИУ / TCF GEORGIA", на поддонах имеются бумажные ярлыки с маркировками, свидетельствующими о калибре товара: "52/56", "56/60", "60+"; на ящиках имеются бумажные ярлыки с маркировками: "ЕАС / ПРОДУКЦИЯ: СВЕЖИЕ МАНДАРИНЫ / ИМПОРТЕР: ООО "АМК" / АДРЕС: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, Г. КРАСНОДАР, УЛ. шоссе НЕФТЯНИКОВ, ЗДАНИЕ 3, ОФИС 11 / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И ЭКСПОРТЕР: LTD "TCF GEORGIA"/ООО "TCF GEORGIA"/ АДРЕС: ГРУЗИЯ, К0БУЛЕТИ, УЛ. ТАВИСУПЛЕБА, 67 / УРОЖАЙ: 2015 / КАЛИБР: 44-60+ / СРОК ГОДНОСТИ: 3 МЕСЯЦА ОТ ДАТЫ УПАКОВКИ / ДАТА ПРОИЗВОДСТВА (УПАКОВКИ): МАРТ 2016 / ДАТА СБОРА: ДЕКАБРЬ 2015 / НЕТТО: 14 КГ +/-10% / УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ: +5-+7С / МАРКИРОВКА: ОТСУТСТВУЕТ / ГМО ОТСУТСТВУЕТ / ПРОИЗВЕДЕНО В ГРУЗИИ"; страна происхождения товара, согласно маркировке - Грузия; товар внешних видимых повреждений не имеет, часть упаковки товара (картонные крышки) имеет повреждения в виде разрывов. Всего по товару - 1832 ящика с товаром (грузовых мест), расположенных на 26-ти деревянных поддонах, общим весом брутто около 20 760 к.г, весом нетто около 19 917 кг.
Должностными лицами таможенного поста 16.03.2016 произведен отбор проб указанного товара (акт отбора проб и образцов N 10317110/160316/000116) и вынесено решение о назначении таможенной экспертизы N 10317110/160316/ДВ/000201 в целях установления региона происхождения товара.
Из представленного в материалы дела заключения эксперта ООО "Экспертная лаборатория" от 28.03.2016 N 28/03/2016 следует, что на основании данных палинологического спектра методом картографического анализа в сочетании с методом сопряженного синтеза (комплекс сопоставимых методов) установлен регион происхождения представленного товара - Кавказ, Передняя Азия, страна происхождения товара: СМR 1В N 4, СМR 3В N 4 (Абхазия); СМR 2В N 4 (Грузия); СМR 4В N 4, СМR 5В N 4 (Турция).
В связи с этим таможня 29.04.2016 составила в отношении общества протокол об административном правонарушении и 10.06.2016 вынесла постановление по делу N 10317000-249/2016 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, в виде 100 000 рублей.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Российской Федерации (при несоблюдении ограничений).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таоженного союза (далее - Таможенный кодекс, Кодекс) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 181 Таможенного кодекса при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В соответствии с подпунктами 5, 8 пункта 2 статьи 181 Кодекса в декларации должны быть указаны сведения о товарах, в том числе, описание и классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, сведения о соблюдении ограничений.
Согласно статье 183 Таможенного кодекса подача декларации на товары должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам подпунктом 5 пункта 1 статьи 183 Кодекса отнесены документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.
Подпунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса предусмотрено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" правонарушение считается оконченным с момента представления декларации на товары. Представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности.
Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" в течение одного года запрещен ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" определен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и т.д., запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию сроком на один год.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ N 583) установлен запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (кроме товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза).
Согласно Перечню сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика, с 01.01.2016 к ввозу в Российскую Федерацию запрещены: мандарины (включая танжерины и сатсума); клементины, викинги и аналогичные гибриды цитрусовых, свежие или сушеные под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0805 20.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" утвержден "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - Технический регламент).
Частью 1 статьи 4.2 Технического регламента установлено, что маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) количество пищевой продукции; 3) дату изготовления пищевой продукции; 4) срок годности пищевой продукции; 5) условия хранения пищевой продукции; 6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии); 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
Из материалов дела следует, что спорный товар представляет собой мандарины, упакованные в ящики из полимерного материала; ящики с товаром установлены на деревянные поддоны и зафиксированы упаковочной сеткой с лентой из полимерного материала и картонными крышками с уголками (надстройка); на крышках и уголках имеются маркировки: "ГРУЗИНСКИЕ МАНДАРИНЫ ШИРОКОЛИСТНЫЙ УНШИУ / TCF GEORGIA", на поддонах имеются бумажные ярлыки с маркировками, свидетельствующими о калибре товара: "52/56", "56/60", "60+"; на ящиках имеются бумажные ярлыки с маркировками: "ЕАС / ПРОДУКЦИЯ: СВЕЖИЕ МАНДАРИНЫ /ИМПОРТЕР:ООО "АМК" /АДРЕС: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, Г. КРАСНОДАР, УЛ. шоссе НЕФТЯНИКОВ, ЗДАНИЕ 3, ОФИС 11 / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И ЭКСПОРТЕР: LTD "TCF GEORGIA"/ООО "TCF GEORGIA"/ АДРЕС: ГРУЗИЯ, К0БУЛЕТИ, УЛ. ТАВИСУПЛЕБА, 67 / УРОЖАЙ: 2015 / КАЛИБР: 44-60+ / СРОК ГОДНОСТИ: 3 МЕСЯЦА ОТ ДАТЫ УПАКОВКИ / ДАТА ПРОИЗВОДСТВА (УПАКОВКИ): МАРТ 2016/ДАТА СБОРА: ДЕКАБРЬ 2015 / НЕТТО: 14 КГ +/-10% /УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ: +5-+7С/МАРКИРОВКА: ОТСУТСТВУЕТ/ГМО ОТСУТСТВУЕТ/ПРОИЗВЕДЕНО В ГРУЗИИ"; страна происхождения товара, согласно маркировке - Грузия; товар внешних видимых повреждений не имеет, часть упаковки товара (картонные крышки) имеет повреждения в виде разрывов. Всего по товару - 1832 ящика с товаром (грузовых мест), расположенных на 26-ти деревянных поддонах, общим весом брутто около 20 760 кг, весом нетто около 19 917 кг.
Кроме того, как следует из материалов административного дела, при ввозе товара, прибывшего по коносаменту от 07.03.2016 N 5В, CMR 1288877, инвойсу от 05.03.2016 N 11, и согласно представленному фитосанитарному сертификату N 154142, страной происхождения товара (мандарины) является Грузия.
Таким образом, обществом при перевозке товара соблюдены требования части 1 статьи 4.2 Технического регламента, обществом были предоставлены все сведения, позволяющие идентифицировать спорный товар с предоставленными товаротранспортными документами, а также установить его действительное происхождение.
Суд также обоснованно принял во внимание, что общество является перевозчиком товара и осуществляет проверку достоверности информации о товаре путем сверки сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах. В данном случае во всех транспортных (перевозочных), коммерческих документах страной происхождения спорного товара является Грузия.
Согласно статье 26.4 КоАП РФ в случае, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в проведении в использовании специальных познаний, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносит определение о назначении экспертизы.
При этом суд правомерно отметил, что в ходе административного расследования таможней принято решение о назначении таможенной экспертизы с целью определения страны происхождения спорного товара для применения запретов и ограничений, что свидетельствует об отсутствии как у общества, так и у таможенного органа при проведении таможенного досмотра, реальной возможности самостоятельно определить страну происхождения спорного товара каким-либо иным способом. Доказательств обратного таможней не представлено. Ссылка таможни на то, что общество могло самостоятельно провести экспертизу товара, отклоняется апелляционным судом ввиду отсутствия оснований у общества как перевозчика для проведения такой экспертизы.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общество в данном случае приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 16.3 КоАП установлена административная ответственность, в связи с чем необоснованно привлечено к административной ответственности.
Из доводов таможни, материалов дела оснований для отмены обжалуемого решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2016 по делу N А41-43980/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43980/2016
Истец: ООО "ТРАНСВЭЙ"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийская таможня