Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф01-1418/17 настоящее постановление оставлено без изменения
24 января 2017 г. |
А11-2553/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ОГРН 1023301456903, ИНН 3328415442, г. Владимир, ул. Мира, д. 34)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2016
по делу N А11-2553/2016,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир"
о признании частично незаконным решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Меленковского района от 01.03.2016 N 13,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - Запрудского В.С. по доверенности от 30.12.2016 N 1503/1;
от акционерного общества "Газпром газораспределение Владимир" - Коньковой Н.А. по доверенности от 28.12.2016 N 390,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным пункта 2 решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Меленковского района (далее - администрация) от 01.03.2016 N 13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Тепловая эксплуатационная служба" (далее - ООО "ТЭС"), акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир" (далее - АО "Газпром газораспределение Владимир").
Решением от 28.09.2016 Арбитражный суд Владимирской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель АО "Газпром газораспределение Владимир" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу поддержал позицию Общества.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей в судебное заседание не направили.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 04.12.2015 N ЮЛ-01/4147 Общество предупредило ООО "ТЭС" и администрацию о наличии задолженности за поставленный газ и в случае ее неоплаты об уменьшении или прекращении поставки газа на котельную, обеспечивающую здание, расположенное по адресу: г. Меленки, ул. Красноармейская, д. 102, на основании статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункта 34 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", пункта 5 статьи 486, статьи 523, пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1.
Уведомлениями от 14.12.2015, от 17.12.2015 Общество предупредило ООО "ТЭС" и администрацию об ограничении поставки газа с 21.12.2015 в случае неоплаты задолженности на этот момент.
Уведомлениями от 22.12.2015, от 23.12.2015, от 22.01.2016 ООО "ТЭС" и администрация предупреждались Обществом о переносе срока прекращения поставки газа.
Предупреждением от 25.02.2016 N ЮД-01/624 Общество уведомило о прекращении поставки газа на спорную котельную 01.03.2016.
В установленный срок Общество прекратило поставку газа, что в свою очередь повлекло прекращение подачи тепла в здание администрации.
Решением от 01.03.2016 "О возобновлении подачи теплоснабжения" Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации обязала ООО "ТЭС" возобновить подачу теплоснабжения с котельной администрации, расположенной по адресу: г. Меленки, ул. Красноармейская, и с котельной центра N 2, расположенной по адресу: г. Меленки, ул. Красноармейская, на отапливаемые ими здания (пункт 1); Общество и АО "Газпром газораспределение Владимир" - возобновить подачу природного газа на котельные, указанные в пункте 1 настоящего решения (пункт 2).
Общество не согласилось с пунктом 2 указанного решения и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения населения (пункт 4 части 1); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В статье 7 Федерального закона N 68-ФЗ определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К ним в том числе относятся: мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, которые проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона N 68-ФЗ).
Органы местного самоуправления содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты "ж" и "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с пунктом 8 которого образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия ими решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Постановлением от 06.02.2015 N 209 утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Меленковского района (далее - Положение N 209).
Согласно разделу 1 Положения N 209 Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации является координационным органом районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимирской области в выполнении мероприятий по снижению риска, смягчению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Меленковского района.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации в пределах своей компетенции имеет право привлекать в установленном порядке при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций силы и средства, транспорт, материально - технические средства, независимо от их ведомственной принадлежности, для выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для администрации района и администраций муниципальных образований, организаций и предприятий района (пункты 3.1, 4.4 Положения N 209).
Как установил суд первой инстанции, рассмотрев ситуацию, связанную с ограничением режима подачи газа с 14 час. 48 мин. 01.03.2016 на котельную, в результате чего было остановлено теплоснабжение здания администрации, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности квалифицировала эти действия как предпосылку чрезвычайной ситуации и в целях недопущения срыва отопительного сезона, роста социального напряжения, вызванного невозможностью администрацией района выполнять возложенные на органы местного самоуправления функции, руководствуясь Положением N 209, в связи с чем обязала ООО "Газпром межрегионгаз Владимир", ОАО "Газпром Газораспределение Владимир" возобновить подачу природного газа.
Оценив обстоятельства настоящего дела и представленные материалы, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации направлено на предупреждение чрезвычайной ситуации в связи с прекращением подачи тепла в период отопительного сезона в здание администрации, где имеется система отопления, работают люди, что само по себе исключает возможность выполнения функций администрации, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ и, в свою очередь, может повлечь риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, работающих в здании администрации, снижение размеров материальных потерь при возможном выходе из строя оборудования при отсутствии отопления.
При этом судом не приняты доводы Общества, касающиеся его права на введение ограничения поставки газа в связи с наличием у третьего лица задолженности по оплате, поскольку, осуществляя свою хозяйственную деятельность, Общество должно руководствоваться принципами добросовестности и разумности; право Общества на прекращение поставки газа при просрочке оплаты потребленного ресурса не является безусловным, его реализация не должна ущемлять права и законные интересы иных лиц.
Основания для иной оценки рассматриваемого вопроса у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации в оспариваемой части принято в рамках полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в них доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2016 по делу N А11-2553/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2553/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф01-1418/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВЛАДИМИР"
Ответчик: Администрация Меленковского района Владимирской области
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИР", ООО "ТЕПЛОВАЯ ЭКСПЛУТАЦИОННАЯ СЛУЖБА"