Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А41-39523/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ": Кузнецова Ю.А. по доверенности от 28.07.16 N 729;
от заинтересованного лица по делу - Администрации г.о. Жуковский Московской области: Кузянов А.В. по доверенности от 29.10.15 N 115,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2016 по делу N А41-39523/16, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ" к Администрации г.о. Жуковский Московской области о признании незаконным решения, а также об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации г.о. Жуковский Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения Администрации г.о. Жуковский Московской области N 751- МФЦ от 16.05.2016 г. об отказе в предоставлении ЗАО "Жуковская-Электросеть" в собственность земельного участка площадью 1244 кв. м, кадастровый номер 50:52:0010212:1109, местоположение: г.о. Жуковский, ул. Жуковского (около домов N 23 и N 25), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: размещение (строительство) административного здания, автостоянки для служебного легкового автотранспорта и кабельной линии электроснабжения, а также об обязании администрации г.о. Жуковский МО предоставить ЗАО "Жуковская- Электросеть" в собственность земельный участок площадью 1244 кв. м, кадастровый номер 50:52:0010212:1109, местоположение: г.о. Жуковский, ул. Жуковского (около домов N 23 и N 25), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: размещение (строительство) административного здания, автостоянки для служебного легкового автотранспорта и кабельной линии электроснабжения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как установлено материалами дела, ЗАО "Жуковская-Электросеть" принадлежат на праве собственности следующие объекты: кабельная канализация, назначение: нежилое, протяженность 128 м, адрес объекта: МО, г. Жуковский, ул. Жуковского, в районе ул. Жуковского (около домов N 23 и д. N 25) (свидетельство о праве собственности от 04.03.2015, запись о государственной регистрации права собственности в ЕГРП от 04.03.2015); подземная кабельная линия электроснабжения KJI-10 кВ, направлением от ПС-175 до РТП-22, участок 2, назначение: нежилое, протяженность - 1500 м, адрес: МО, г. Жуковский, ул. Мясищева. д. Гагарина, ул. Менделеева, ул. Жуковского), административно-бытовое здание, назначение: нежилое, площадь 994.5 кв. м, количество этажей: 2, адрес объекта: МО, г. Жуковский, ул. Жуковского, д. 27, стр. 2, (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 19.05.2015, запись о государственной регистрации права собственности в ЕГРП от 19.05.2015), РТП-17, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 141,2 кв. метров, адрес объекта: МО, г. Жуковский, ул. Жуковского, д. 27 (свидетельство о праве собственности от 08.10.2013 50-АЕ N 425421) Полагая, что указанные объекты полностью или частично расположены на земельном участке площадью 1244 кв. м, кадастровый номер 50:52:0010212:1109, местоположение: г.о. Жуковский, ул. Жуковского (около домов N 23 и N 25), ЗАО "Жуковская-Электросеть" 12.05.2016 г. обратилось с заявлением N 1255 к Администрации г.о. Жуковский МО о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1244 кв. м, кадастровый номер 50:52:0010212:1109, местоположение: г.о. Жуковский, ул. Жуковского (около домов N 23 и N 25), категория земель: земли населенных пунктов, для разрешенного вида использования: "размещение (строительство) административного здания, автостоянки для служебного легкового автотранспорта и кабельной линии электроснабжения", ссылаясь при этом на подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 6 приложения к приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1.
16.05.2016 Администрация г.о. Жуковский МО направила ЗАО "Жуковская-Электросеть" ответ N 751-МФЦ, полученный заявителем 06.06.2016, в котором содержалось сообщение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что площадь здания и распределительной трансформаторной подстанции N 17 составляет менее 1% от площади испрашиваемого з/у, а кабельная канализация и подземная кабельная линия электроснабжения являются линейными подземными сооружениями. Кроме того заинтересованное лицо указало, что заявитель обладает правом аренды на земельный участок.
Заявитель, считая, что указанным отказом заинтересованного лица нарушаются его права и законные интересы, отказ Администрации г.о. Жуковский не соответствует действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции. суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Из заявления, предъявленного в суд первой инстанции и из пояснений представителя предпринимателя в заседании апелляционного суда следует, что требования были заявлены на основании ст. 39.20 ЗК РФ, согласно которой исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ" считает, что ему принадлежит исключительное право на приобретение земельного участка в собственность как собственнику недвижимого имущества, расположенного на участке.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с п. 14, 25 данной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из содержания п. 1 ст. 130 ГК РФ и п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов по п. 6 ч. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
В постановлении ВАС РФ от 01.03.2011 N 13535/10 указано, что при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции, на земельном участке с кадастровым номером 50:52:0010212:1109 площадью 1 244 кв. м расположены следующие объекты: кабельная канализация площадью 128 м., подземная кабельная линия электроснабжения КЛ-10 кВ. протяженность - 1500-м., административно-бытовое здание площадью 994,5 кв.м.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Земельный кодекс Российской Федерации предполагает преимущественный выкуп земельного участка собственником объекта недвижимости именно под объектом, а не всего земельного участка, на котором он расположен. Поэтому также является обоснованным вывод суда первой инстанции, что размер испрашиваемого земельного участка площадью 1 244 кв. м несоразмерен площади размещенных на нем объектов.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что заявитель просил предоставить ему земельный участок для целей размещения объектов недвижимости. При этом понятие "размещение объекта недвижимости" включает в себя не только такие стадии хозяйственной деятельности как эксплуатация объекта недвижимости, но также и стадию строительства объекта недвижимости, в связи с чем процедура предоставления земельного участка площадью 1244 кв. м, кадастровый номер 50:52:0010212:1109, местоположение: г.о. Жуковский, ул. Жуковского (около домов N 23 и N 25), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: размещение (строительство) административного здания, автостоянки для служебного легкового автотранспорта и кабельной линии электроснабжения, не может быть осуществлена в порядке реализации положений пп. 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств необходимости земельного участка площадью 1 244 кв. м для использования объектов недвижимости заявителем при обращении к заинтересованному лицу не представлялось, в материалы дела такие документы также не представлены. Иных доказательств, подтверждающих нахождение на земельном участке с кадастровым номером 50:52:0010212:1109 других объектов недвижимости, принадлежащих ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ" на праве собственности в материалы дела не представлено.
Таким образом, ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ" не доказало свое право на приобретение в собственность в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 50:52:0010212:1109 в испрашиваемой площади.
Поскольку материалами дела установлено, что ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ" не относится к лицам, имеющим преимущественное право приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:52:0010212:1109, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Администрации городского округа Жуковский Московской области является обоснованным и законным.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы суда первой инстанции о несоразмерности истребуемого участка площади расположенного на нем недвижимого имущества, не опровергнуты.
Согласно ст. 39.23, п. 8 ст. 90 ЗК РФ Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Таким образом, на администрацию законом не возложена обязанность предоставлять земельные участок в собственность для размещения линейных объектов (кабельной канализации, подземной кабельной линии).
В соответствии с п. 14, 25 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
В данном случае спорный участок сформирован для размещения (строительства) административного здания, автостоянки для служебного легкового автотранспорта и кабельной линии электроснабжения (л. д. 49), то есть не соответствует заявленному обществу требованию о предоставлении земельного участка для эксплуатации объектов недвижимого имущества.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что согласно ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, общество вправе совершить предусмотренные законом действия для формирования земельного участка, предназначенного для эксплуатации объектов недвижимости, без учета площади занятой линейными объектами.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанциями норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2016 по делу N А41-39523/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39523/2016
Истец: ЗАО "ЖУКОВСКАЯ-ЭЛЕКТРОСЕТЬ"
Ответчик: Администрация городского округа Жуковский Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖУКОВСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ