Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в регистрации, об обязании совершить действия по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А55-17754/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от Закрытого акционерного общества НПЦ "Спектр" - Федорец И.В., доверенность от 30 июня 2016 года N 153,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Старкова Ю.К., доверенность от 30 декабря 2016 года N 12-6079,
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - не явился, извещен,
от Министерства строительства Самарской области - Романова В.Ю., доверенность от 12 января 2017 года N 3-49/9,
от Департамента градостроительства городского округа Самара - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2016 года по делу N А55-17754/2016 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению Закрытого акционерного общества НПЦ "Спектр", г. Самара
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Департамента управления имуществом г.о. Самара, г. Самара
- Министерства строительства Самарской области, г. Самара
- Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара
- Администрации городского округа Самара, г. Самара
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество НПЦ "Спектр" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просило признать отказ от 11.07.2016 N 63/001/320/2016-1291 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка площадью 1101 кв.м., кадастровый номер 63:01:0930001:775, расположенного по адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, д.1 N 42а, под строительство производственно-офисного здания, заключенного между Департаментом градостроительства г.о. Самара и ЗАО НПЦ "Спектр" 20.05.2016, представленный на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 01.06.2016 вх.N 63/001/320/2016-1291 - незаконным и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО НПЦ "Спектр" путем проведения по вступлении решения суда в законную силу государственной регистрации договора аренды земельного участка, площадью 1101 кв.м., кадастровый номер 63:01:0930001:775, расположенного по адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, д.1 N42а, под строительство производственно-офисного здания, заключенного между Департаментом градостроительства г.о. Самара и ЗАО НПЦ "Спектр" 20.05.2016, представленный на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 01.06.2016 вх. N 63/001/320/2016-1291.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2016 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2016 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Закрытого акционерного общества НПЦ "Спектр" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Закрытого акционерного общества НПЦ "Спектр" и Министерства строительства Самарской области напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.06.2016 ЗАО НПЦ "Спектр" (далее - заявитель, общество) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, регистрирующий орган) с заявлением N 63/001/320/2016-1291 о регистрации договора аренды земельного участка площадью 1101 кв.м., кадастровый номер 63:01:0930001:775, расположенного по адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, д.1 N42а от 20.05.2016 года, под строительство производственно-офисного здания.
Сообщением от 11.07.2016 N 63/001/320/2016-1291 заинтересованное лицо отказало заявителю в осуществлении вышеуказанного регистрационного действия на основании абзацев 4,10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с не соблюдением предоставления земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N639).
Считая указанный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах, установлен Постановлением N 639.
В соответствии с пунктом 5 указанного постановления оно вступило в силу по истечению 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна", N 418 (28346) от 13.11.2012, то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов бытового обслуживания, исключительно путем проведения торгов.
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы г. Самары от 31.05.2005 ЗАО НПЦ "Спектр" предоставлен земельный участок площадью 1171,6 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930001:13, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Заводское шоссе, д. 1, под прилегающую территорию, в результате чего был заключен договор аренды от 24.10.2005 N 024845з.
На основании Распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 18.10.2012 N РД - 680 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по Заводскому шоссе в Советском районе г. Самары для строительства производственно-офисного здания" Министерством строительства Самарской области издан Приказ от 11.06.2013 N 124-п "Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения производственно-офисного здания ЗАО НПЦ "Спектр" на земельном участке, расположенном по Заводскому шоссе в Советском районе г. Самары". Площадь земельного участка согласована в размере 1101,00 кв.м., остальные 70,6 кв.м. предполагалось использовать под прилегающую территорию с соответствующим заключением договора аренды.
Указанные обстоятельства, подтверждаются решением Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2014 по делу А55-14086/2014, согласно которому суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области преобразовать арендуемый земельный участок на два - площадью 1101,0 кв.м и 70,6 кв.м, при этом право аренды за ЗАО НПЦ "Спектр" было сохранено.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2014 по делу А55-14086/2014 исполнено Министерством имущественных отношений Самарской области 26.02.2015 в полном объеме.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 03.02.2016 N 6-п заявителю под строительство производственно-офисного здания предоставлен в аренду земельный участок площадью 1101,00 кв.м., расположенный по адресу: г.о. Самара, Заводское шоссе, 1, сроком на пять лет.
20.05.2016 между заявителем и Департаментом градостроительства городского округа Самара подписан договор аренды N 42а, который был представлен ЗАО НПЦ "Спектр" на государственную регистрацию.
В рассматриваемой ситуации, на момент вступления в силу Постановления N 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
В соответствии со ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством строительства Самарской области организована процедура предоставления земельного участка.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения и с 01.03.2015 законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка.
Как следует из документов, предоставленный земельный участок относится именно к такой категории.
Кроме того, согласно постановлению Правительства Самарской области от 21.04.2015 N 203 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области", в целях приведения нормативных правовых актов Правительства Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительством Самарской области признано утратившими силу, в том числе постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах".
При этом, фактическое согласование места размещения объекта, произошло 18.10.2012, что подтверждается распоряжением N РД-680 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по Заводскому шоссе в Советском районе г. Самары для строительства производственно-офисного здания", то есть до издания Постановления N 639, что также исключало возможность его применения при принятии решения об утверждении акта выбора земельного участка.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал не обоснованным довод заинтересованного лица о несоблюдении порядка предоставления земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", поскольку на момент предоставления спорного земельного участка в аренду Постановление N 639 утратило силу.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Истребование дополнительных документов у заявителя не допускается.
Материалами дела подтверждается, что заявитель представил заинтересованному лицу все документы, необходимые и достаточные для государственной регистрации договора аренды земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у заинтересованного лица не имелось предусмотренных статьей 20 Закона о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка. Ссылка заявителя жалобы на многочисленную судебную практику, которая, по его мнению, противоречит принятому судом первой инстанции по настоящему делу решению, не может служить основанием для его отмены, поскольку фактические обстоятельства настоящего дела и дел, на которые ссылается регистрирующий орган различны. В рассматриваемом случае, заявитель обращался в Росреестр с заявлением о регистрации договора аренды участка, образованного после разделения земельного участка, арендатором которого он являлся с 1997 года, о чем свидетельствует постановление Главы г.Самары N 315 от 03.03.1997 г. и заключенный на его основании договор аренды от 08 июля 1997 г.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2016 года по делу N А55-17754/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17754/2016
Истец: ЗАО НПЦ "Спектр"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент градостроительства г.о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство строительства самарской области