25 июля 2017 г. |
Дело N А83-512/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Омельченко В.А., Карева А.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Дьяченко М.С., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Крымские зори" - Орлов Д.А., представитель по доверенности от 01.03.2017 N б/н, в отсутствие иных лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2017 года по делу N А83-512/2017 (судья Осоченко И.К.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крымские зори" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - закрытое акционерное общество "Калуга Астрал", о признании недействительным решения и уменьшении суммы штрафа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крымские зори" (далее - общество, заявитель, ООО "Крымские зори") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым (далее - Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным и отмене решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования от 21.12.2016 N 091S19160005032 о назначении штрафа в размере 42 000,00 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено закрытое акционерное общество "Калуга Астрал".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2017 года по настоящему делу заявленные требования удовлетворены частично; судом снижен размер штрафа, назначенного Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за не предоставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, указанного в решении от 21.12.2016 N 091S19160005032 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования до 21 000,00 руб. В остальной части заявления отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований; считает решение незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на то, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по своевременному представлению отчета по форме СЗВ-М за август 2016 года, что свидетельствует о наличии вины страхователя в совершенном им правонарушении, в связи с чем решение о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) принято в соответствии с законом, размер назначенного штрафа соответствует положениям данной нормы закона. Кроме того, считает, что заявителем не представлены доказательства относительно его добросовестности, в связи с чем вывод суда о применении смягчающих обстоятельств в отношении ООО "Крымские зори" не подтвержден материалами дела. Податель жалобы указывает, что несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М создает существенные препятствия для исполнения в полном объеме возложенных на Пенсионный фонд обязанностей по осуществлению своевременной индексации и выплат пенсий лицам, прекратившим осуществлять трудовую деятельность, в связи с чем считает, что судом необоснованно снижен размер штрафа.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
В ходатайстве, поступившем до начала судебного заседания, Пенсионный фонд просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия своего представителя по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившегося в судебное заседание представителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка в отношении заявителя, по результатам которой принято решение от 21.12.2016 N 091S19160005032 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в размере 42 000,00 руб.
Основанием для принятия оспариваемого решения о привлечении страхователя к ответственности послужили выводы органа Пенсионного фонда о нарушении плательщиком страховых взносов установленного Федеральным законом N 27-ФЗ срока представления сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года в отношении 84 застрахованных лиц, изложенные в акте проверки от 18.11.2016.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене, настаивая при этом на том, что отчет по форме СЗВ-М за август 2016 года был предоставлен им своевременно.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции, признав правомерным привлечение заявителя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ принял во внимание формальный характер состава правонарушения, принцип соразмерности наказания допущенному нарушению и пришел к выводу о возможности снижения штрафа за совершение страхователем правонарушения до 21 000,00 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 2.2 (введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ, действует с 1 апреля 2016 года) статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции на момент принятия спорного решения) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 4 (введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ) статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовал до 01.01.2017).
Состав вменяемого правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что за август 2016 года первоначально отчетность по форме СЗВ-М страхователем представлена 09.09.2016, что подтверждено квитанцией о доставке, протоколом контроля сведений и официальным письмом закрытого акционерного общества "Калуга Астрал" от 10.11.2016 N 3287. Вместе с тем, представленная отчетность была неполной и недостоверной, поскольку сведения о застрахованных лицах в указанном отчете отсутствовали.
В дальнейшем 07.11.2016 страхователем предоставлена дополняющая отчетность по форме СЗВ-М за август 2016 года (дополняющие сведения предоставлены в адрес Управления 07.11.2016 в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота при сроке предоставления не позднее 10.09.2016) с нарушением установленного законом срока.
Таким образом, факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, подтверждается материалами дела, действия заявителя содержат состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следовательно, привлечение Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым к ответственности ООО "Крымские зори" является правомерным.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Таким образом, установив нарушение срока представления указанной отчетности, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Закона N 27-ФЗ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, суд первой инстанции, принимая во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств, исходя из принципов соразмерности и индивидуализации наказания, обоснованно снизил размер штрафа назначенного за совершение страхователем правонарушения до 21 000,00 руб.
В статье 44 Закона N 212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 на основании пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон N 188-ФЗ), предусматривалась возможность применения смягчающих обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Поскольку вопрос о возможности снижения размера санкции вследствие применения смягчающих ответственность обстоятельств отнесен к судейскому усмотрению, выводы суда первой инстанции в этой части закону не противоречат и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, оснований для переоценки таких выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того, доказательств, опровергающих правомерность выводов суда относительно установленных обстоятельств по делу о наличии смягчающих обстоятельств (формальный характер состава правонарушения, совершение правонарушения впервые, признание вины правонарушителем) Пенсионным фондом в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о неправомерности вышеуказанных выводов суда, выражают только несогласие с ними, в связи с чем, не принимаются судом апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2017 года по делу N А83-512/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-512/2017
Истец: ООО "Крымские Зори"
Третье лицо: ЗАО "КАЛУГА АСТРАЛ", ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. АЛУШТЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ