г. Хабаровск |
|
25 января 2017 г. |
А04-2076/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Крестьянского (фермерского) хозяйства "Заречное": представитель не явился;
от Министерства сельского хозяйства Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Заречное"
на решение от 30.09.2016
по делу N А04-2076/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Д.С. Анышем
по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства "Заречное" (ОГРН 1022801200180; ИНН 2820001502)
к Министерству сельского хозяйства Амурской области (ОГРН 107281009071; ИНН 2801123689)
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Заречное" (далее - заявитель; КФХ "Заречное") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства Амурской области (далее - министерство) в предоставлении субсидии, выраженного в письме N 06/416 от 05.02.2016; обязании министерства выплатить КФХ "Заречное" денежные средства в сумме 1036800 руб.
Решением суда от 30.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции, сославшись на часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), части 1,2 статьи 78, статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункты 2, 3, 10, 13, 20 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1431 от 27.12.2012 (далее - Правила N 1431), пункт 7 статьи 11 Закона Амурской области от 17.12.2012 N 123-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов", пункты 7, 8 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области N 86 от 15.03.2013, и проанализировав обстоятельства, установленные судебными актами по делу NN А04-3050/2014, А04-668/2015, пришел к выводу об обоснованности отказа Министерством в предоставлении заявителю субсидии в испрашиваемом размере, в связи с невозможностью такого предоставления субсидии за 2013 год за счет средств федерального бюджета - на 01.01.2014 остаток неиспользованных средств в размере 157171,42 руб. возвращен в доход федерального бюджета 27.01.2014 согласно пункту 20 Правил N 1431.
Не согласившись с принятым судебным актом, КФХ "Заречное" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение.
Заявитель жалобы ссылается на пункт 7 статьи 11 Закона Амурской области от 17.12.2012 N 123-ОЗ, приложение N 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области N 86 от 15.03.2013, и утверждает о том, что: министерство в рамках исполнения судебных актов NN А04-3050/2014, А04-6688/2015 обязано произвести выплату субсидий из средств федерального бюджета, запросив из федерального бюджета необходимые денежные средства; отсутствие денежных средств в 2016 году не является основанием для отказа заявителю в выплате, поскольку в 2013 году денежные средства для КФХ "Заречное" имелись, но, в нарушение закона, министерство такую выплату не произвело; министерство обязано было для исполнения судебных актов запросить из федерального бюджета необходимые денежные средства.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
До начала судебного заседания от Министерства сельского хозяйства Амурской области поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 26.09.2013 в целях получения субсидии в рамках долгосрочной целевой программы "Развитее сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 24.09.2012 N 516, КФХ "Заречное" предоставило в министерство сельского хозяйства Амурской области справку-расчет о предоставлении субсидии из областного бюджета по форме, утвержденной в приложении N 3 Правил в сумме 221000 руб., справку-расчет о предоставлении субсидии из федерального бюджета по форме, утвержденной в приложении N 3 Правил в сумме 1036800 руб., сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 1 октября, 1 декабря (1 ноября) 2012 года (получен 21.11.2012), отчет формы N 1-КФХ за 2012 год (Информация о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств), отчет формы N 2-КФХ за 2012 год (Информация о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах).
Платежным поручением N 866 от 24.10.2013 министерством финансов Амурской области (министерством сельского хозяйства Амурской области) перечислена на расчетный счет КФХ "Заречное" субсидия на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства в сумме 221000 руб.
18.10.2013 уведомлением о принятом решении по предоставлению субсидии КФХ "Заречное" сообщено о принятии 30.09.2013 представленных документов их рассмотрении и принятии решения от 18.10.2013 о предоставлении субсидии. Так же в данном уведомлении (поле "причина отказа") указано на отказ в средствах федерального бюджета, отсутствие лимита бюджетных обязательств.
Посчитав уведомление министерства сельского хозяйства Амурской области о принятом решении по предоставлению субсидии от 18.10.2013 незаконным, КФХ "Заречное" обжаловало его в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 12.09.2014 по делу N А04-3050/2014 отказано в удовлетворении требований КФК "Заречное" о признании незаконным уведомления министерства сельского хозяйства Амурской области от 18.10.2013 о принятом решении по предоставлению субсидии.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2015, решение Арбитражного суда Амурской области от 12.09.2014 по делу N А04-3050/2014 отменено, уведомление министерства сельского хозяйства Амурской области от 18.10.2013 признано незаконным, суд обязал министерство сельского хозяйства Амурской области рассмотреть вопрос о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Заречное" субсидии за счет средств федерального бюджета.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что по отраженным в них данным в 2013 году финансовое обеспечение субсидии из федерального бюджета по Амурской области составило 981998,7 тыс. руб.; использовано средств федерального бюджета в сумме 824827,28 тыс. руб.; на 01.01.2014 остаток неиспользованных средств федерального бюджета составил 157 171,42 тыс. руб., который возвращен в доход федерального бюджета 27.01.2014.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2015 в передаче кассационной жалобы министерства сельского хозяйства Амурской области по делу N А04-3050/2014 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано.
Приказом министерства сельского хозяйства Амурской области от 13.04.2015 N 98 отказано КФХ "Заречное" в предоставлении субсидии на основании подпункта "в" пункта 7 Правил предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки (предоставление не всех документов, предусмотренных пунктом 5 Правил).
03.08.2015 КФХ "Заречное" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным Приказа министерства сельского хозяйства Амурской области от 13.04.2015 N 98 об отказе в предоставлении субсидии, обязании выплатить денежные средства в сумме 1036800 руб.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 28.09.2015 по делу N А04-6688/2015 приказ министерства сельского хозяйства Амурской области от 13.04.2015 N 98 об отказе в предоставлении субсидии, признан незаконным; суд обязал министерство рассмотреть заявление КФК "Заречное" от 26.09.2013 о предоставлении субсидии за 2013 год за счет средств федерального бюджета.
При рассмотрении дела N А04-6688/2015 суд установил, что на дату обращения КФХ "Заречное" в минсельхоз Амурской области с заявлением о получении субсидии (26.09.2013), заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные действовавшим на тот момент Правилами предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 15.03.2013 N 86 Перечень указанных документов, необходимых для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в 2013 году, отличается от пакета документов, предусмотренных Правилами предоставления субсидий, действовавшими на дату рассмотрения ответчиком заявления КФХ "Заречное" в рамках исполнения решения суда в 2015 году.
КФХ "Заречное" заявлений о необходимости предоставления ему субсидии за 2015 год в рамках спора по делу N А04-6688/2015 о предоставлении субсидии за 2013 год минсельхозу Амурской области не направляло.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Министерство сельского хозяйства Амурской области, исполняя решение Арбитражного суда Амурской области от 28.09.2015 по делу N А04-6688/2015, рассмотрев представленные КФХ "Заречное" 26.09.2013 документы на получение субсидии на оказание несвязанной поддержки за 2013 год, приняло 20.04.2016 решение об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта "д" пункта 8 Правил предоставления субсидии согласно постановлению Правительства Амурской области от 15.03.2013 N 86 (недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству на предоставлении субсидии на текущий финансовый год).
Уведомление о принятом 20.04.2016 отказе в предоставлении субсидии направлено КФХ "Заречное", которое посчитав его незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 69 БК РФ предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к категории бюджетных ассигнований.
В силу пункта 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1431 от 27.12.2012 утверждены Правила предоставление и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства (далее - Правила N 1431 от 27.12.2012 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), согласно пунктам 2, 3, 10 и 13 которых субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней; уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год; уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 50 процентов расходного обязательства; перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 11 Закона Амурской области от 17.12.2012 N 123-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг предоставляются в целях частичного возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случаях, связанных оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства.
Постановлением Правительства Амурской области N 86 от 15.03.2013 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013-2020 годы" утверждены Правила предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (Приложение N 3), согласно пункту 8 которых министерство отказывает в предоставлении субсидии по следующим основаниям: несоответствие лица, претендующего на получение субсидии, категории лиц, имеющих право на получение субсидии, установленной пунктом 2 настоящих Правил; несоблюдение условий предоставления субсидии, указанных в пункте 3 настоящих Правил; представление не всех документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, представление документов, не соответствующих установленной форме; нарушение сроков представления документов для получения субсидии; недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству на предоставление субсидий на текущий финансовый год.
В соответствии со статьей 6 БК РФ лимитом бюджетных обязательств является объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Как правомерно указал суд первой инстанции, при рассмотрении дела N А04-3050/2014 установлено, что в 2013 году финансовое обеспечение субсидии из федерального бюджета по Амурской области составило 981998,7 тыс. руб.; использовано средств федерального бюджета в сумме 824827,28 тыс. руб.; на 01.01.2014 остаток неиспользованных средств федерального бюджета составил 157171,42 тыс. руб., который возвращен в доход федерального бюджета 27.01.2014.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 1431 не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
В соответствии с решением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о наличии потребности в не использованных на 1 января текущего финансового года субсидиях расходы бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующие целям предоставления субсидий, могут быть увеличены в установленном порядке на суммы, не превышающие остаток субсидии.
В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденными Постановлением Правительства Амурской области N 86 от 15.03.2013, министерство в течение 15 рабочих дней со дня регистрации принятых документов осуществляет их проверку, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии, направляет получателю по почте письменное уведомление о принятом решении и делает соответствующую отметку в журнале регистрации поступивших документов на субсидирование; в случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии в уведомлении также указываются основания отказа.
Таким образом, поскольку установлено, что остаток неиспользованных на 01.01.2014 средств федерального бюджета в размере 157171,42 тыс. руб., возвращен в доход федерального бюджета 27.01.2014 в соответствии с пунктом 20 Правил N 1431, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что министерство сельского хозяйства Амурской области, рассмотрев в порядке исполнения судебного акта по делу N А04-6688/2015, представленные КФХ "Заречное" документы на получение субсидии на оказание несвязанной поддержки за 2013 год, обоснованно указало в ответе на невозможность предоставления субсидии за 2013 год за счет средств федерального бюджета в связи с отсутствием в бюджете Амурской области на 2016 год денежных средств на указанные цели.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую и обоснованную оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Излишне уплаченная КФХ "Заречное" 06.06.2016 государственная пошлина в сумме 8644 руб., подлежит возврату последнему в силу статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 30 сентября 2016 года по делу N А04-2076/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Заречное" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 8644 руб. как излишне уплаченную согласно платежного поручения от 06.06.2016 N 153. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2076/2016
Истец: Крестьянское (фермерское) хозяйство "Заречное"
Ответчик: Миеистерство лесного хозяйства Ам.обл., Министерство лесного хозяйства Амурской области, Министерство сельского хозяйства Амурской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N2 России по Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд(1том)