г. Владивосток |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А24-2749/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Елизовского муниципального района,
апелляционное производство N 05АП-9726/2016
на решение от 26.10.2016
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-2749/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Администрации Елизовского муниципального района (ИНН 4105006021, ОГРН 1024101226412, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2002)
о признании частично недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Камчатского края (ИНН 4101124539, ОГРН 1084101003095, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.06.2008) от 21.06.2016 N 04
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края,
при участии:
от администрации Елизовского муниципального района: Линёв Е.С., доверенность от 09.01.2017, сроком до 15.03.2017, паспорт;
от Контрольно-счетной палаты Камчатского края: Павленко С.А., доверенность от 13.01.2017, сроком до 31.12.2017, паспорт;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Елизовского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании частично недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Камчатского края (далее - контролирующий орган) от 21.06.2016 N 04.
Определением суда от 10.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Решением от 26.10.2016 суд первой инстанции отказал Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обжаловала его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что Елизовский муниципальный район не относится к названным в долгосрочной краевой целевой программе "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы" муниципальным образованиям в качестве ее участников, следовательно, не является получателем субсидий из краевого бюджета в рамках данной программы.
В связи с этим Администрация считает, что Контрольно-счетная палата Камчатского края по итогам проведенного контрольного мероприятия неверно определила субъект ответственности.
Установив в ходе контрольных мероприятий факт нецелевого использования Администрацией бюджетных средств в связи с нарушением ею требований статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), контролирующий орган не указал лицо, допустившее нарушение и документ, являющийся правовым основанием предоставления средств краевого бюджета.
Настаивая на отмене обжалуемого предписания, Администрация указала, что целью проведенного контрольного мероприятия являлась проверка целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной краевой целевой программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы", ответственным за реализацию которой является министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. В соответствии с паспортом указанной программы главным распорядителем средств программы выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. Так, паспортом программы, а также законом Камчатского края о краевом бюджете на 2013 год обеспечение адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами краевых бюджетных обязательств возложено на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, а не на Администрацию Елизовского муниципального района. При этом контрольным органом в ходе проведения контрольного мероприятия каких-либо нарушений бюджетного законодательства со стороны Министерства не выявлено.
По утверждению Администрации, спорные денежные средства в размере 1 634 тыс. руб. в 2013 году направлялись на оплату в бюджет Елизовского муниципального района главным распорядителем бюджетных средств, а не Администрацией. Мероприятия по замене ветхих инженерных сетей являлись мероприятиями соответствующей муниципальной, а не краевой программы и исполнялись в рамках решения о бюджете Елизовского муниципального района за 2013 год.
Также заявитель жалобы считает, что при проведении проверки контрольным органом допущены существенные процедурные нарушения, затрагивающие права и законные интересы Администрации.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы жалобы поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил относительно нарушений, допущенных при проведении проверки, выразившихся в неуведомлении Администрации о проведении проверки, проведение проверки за пределами сроков, установленных в плане-графике, отсутствии со стороны проверяющих соответствующих запросов документов, пояснений у проверяемого лица, что в целом не позволило Администрации реализовать ее права юридического лица.
Контрольно-счетная палата Камчатского края своего представителя в судебное заседание не направила, в материалы дела представила письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
В представленном в материалы дела письменном отзыве на жалобу контролирующий орган доводы апелляционной жалобы опроверг, указал, что с целью исполнения мероприятий вышеуказанной краевой программы в 2013 году между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и Администрацией Елизовского муниципального района заключено соглашение о реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета от 21.05.2013 N 129-Ел (далее - Соглашение N 129-Ел). Указанное соглашение определяет порядок предоставления распорядителем бюджету Елизовского муниципального района межбюджетных трансфертов в целях софинансирования мероприятий долгосрочной краевой целевой программе "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы" (раздел "Технические мероприятия": подраздел "Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов ЖКХ" и мероприятия по замене ветхих инженерных сетей тепло-водоснабжения).
По утверждению Контрольно-счетной палаты Камчатского края, часть денежных средств, перечисленных Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Управлению финансов Елизовского муниципального района на мероприятия по замене ветхих инженерных сетей, тогда как денежные средства были потрачены на ремонт объектов, принадлежащих учреждениям образования и культуры, то есть не в соответствии с целями и задачами краевой программы, а именно: повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Камчатского края, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
Также контролирующим органом отмечено, что Администрация обладала всеми бюджетными полномочиями на предоставление межбюджетных трансфертов, полученных на реализацию мероприятий краевой программы из бюджета муниципального района бюджетам поселений.
Поскольку о времени и месте судебного заседания Контрольно-счетная палата Камчатского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края надлежащим образом извещены, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу Администрации в отсутствие представителей контролирующего органа и третьего лица.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 12.01.2017 объявлялся перерыв до 18.01.2017 до 14 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей Администрации и третьего лица, в связи с чем суд апелляционной инстанции после перерыва на основании части 5 статьи 156, статьи 266 АПК РФ продолжил рассмотрение апелляционной жалобы Администрации в отсутствие представителей апеллянта и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Явившийся в судебное заседание после перерыва представитель контролирующего органа, указал, что вывод о получении муниципалитетом спорных денежных средств в рамках краевой программы подтверждается решением о бюджете Елизовского муниципального района на 2013 год, которое также подтверждает распределение средств краевого бюджета в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы", в частности на управления образования и культуры района.
Представленные контролирующим органом приложения к Законам Камчатского края о краевом бюджете на 2011, 2012 и 2013 годы и соответствующие плановые периоды приобщены к материалам дела в порядке статьи 268 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании Закона Камчатского края от 16.09.2011 N 658 "О Контрольно-счетной палате Камчатского края", предложения прокуратуры Камчатского края от 29.11.2013 N 7/4-9656-2013, пункта 1.4.3 Плана работы Контрольно-счетной палаты Камчатского края на 2014 год в период с 08.07.2014 по 15.08.2014 и с 30.12.2015 по 31.12.2015 Контрольно-счетной палатой Камчатского края проведено контрольное мероприятие: "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных в рамках реализации ДКЦП "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы" Елизовскому муниципальному району в 2010-2013 годы".
В ходе проверки выполнения программных мероприятий, соответствия объемов финансирования объемам выполненных программных мероприятий установлено, что, помимо прочего, в 2013 году Администрацией Елизовского муниципального района средства краевого бюджета в сумме 1 634 тыс. руб. на мероприятия по замене ветхих инженерных сетей перечислены управлению культуры в сумме 246 тыс. руб. и управлению образования в сумме 1 388 тыс. руб., что не соответствует целям и задачам долгосрочной краевой целевой программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы", а именно: повышению качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Камчатского края, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, средства краевого бюджета в сумме 1 634 тыс. руб. Направлены и использованы Администрацией на цели, не соответствующие условиям их получения, и согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) являются нецелевым использованием бюджетных средств.
По результатам проверки составлен акт от 31.12.2015.
Установленные в ходе проверки обстоятельства отражены в отчете по результатам контрольного мероприятия от 16.05.2016, утвержденном протоколом Коллегии Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 16.05.2016 N 11.
21.06.2016 контролирующим органом Администрации выдано предписание N 04, которым на Администрацию возложена обязанность восстановить в доход краевого бюджета средства, использованные в 2013 году не по целевому назначению в сумме 1634,0 тыс. руб.
Не согласившись с предписанием от 21.06.2016 N 04 в указанной части, полагая, что данное предписание нарушает права и законные интересы, Администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 23.09.2008 N 281-П "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ", Распоряжением Правительства Камчатского края от 16.04.2009 N 180-РП, а также с целью повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг Постановлением Правительства Камчатского края N 500-П от 25.12.2009 утверждена долгосрочной краевой целевой программе "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы".
Государственным заказчиком - координатором Программы определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. Главными распорядителями (распорядителями) средств программы является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию).
В качестве цели Программы обозначено повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Камчатского края.
В числе задач указанной Программы названы: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Прогнозом ожидаемых результатов реализации Программы является повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания; надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения; комфортность и безопасность условий проживания.
Согласно пункту 2.4 Программы ее реализация предусматривает мероприятия, обеспечивающие решение поставленных задач, в том числе по направлению модернизации жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы, которая включает в себя следующие раздел "Технические мероприятия", состоящий из подразделов: энергосбережение; питьевая вода; государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов жилищно-коммунального хозяйства; замена ветхих инженерных сетей тепло-, водоснабжения.
В разделе 3 Программы определены цели, условия и порядок предоставления в рамках Программы субсидии из бюджета Камчатского края участвующим в ней местным бюджетам.
В соответствии с частью 3.1 раздела 3 Программы в целях софинансирования мероприятий Программы, предусмотренных приложением N 5 к настоящей Программе и обеспечения их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, местным бюджетам предоставляются субсидии из краевого бюджета.
Мероприятия по замене ветхих инженерных сетей тепло-водоснабжения включены в раздел "Технические мероприятии" приложения N 5 к Программе (пункт 1.4).
Частью 3.2 Программы (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определено, что условиями предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий, предусмотренных приложением N 5 к настоящей Программе (за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 2.6, 2.22 приложения N 5 к настоящей Программе), являются:
1) наличие утвержденной органами местного самоуправления городских округов и поселений в Камчатском крае, участвующих в Программе, аналогичной муниципальной программы;
2) наличие средств бюджетов городских округов и поселений в Камчатском крае на софинансирование мероприятий аналогичной муниципальной программы;
3) целевое использование предоставленных средств;
4) представление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края отчетов об использовании субсидий по форме и в порядке, утвержденными Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края;
5) заключение соглашений о предоставлении субсидий:
а) соглашения между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и органами местного самоуправления городского округа в Камчатском крае - в случае предоставления субсидий бюджету городского округа в Камчатском крае;
б) трехстороннего соглашения между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, органами местного самоуправления муниципального района в Камчатском крае и органами местного самоуправления поселения в Камчатском крае, расположенного на территории муниципального района в Камчатском крае, - в случае предоставления субсидии бюджету муниципального района в Камчатском крае для последующего перечисления средств на программные мероприятия бюджетам поселений в Камчатском крае, расположенных на территории муниципального района в Камчатском крае, в форме иных межбюджетных трансфертов;
6) соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Как обоснованно отметил в обжалуемом решении суд первой инстанции, на основании анализа приведенных положений Программы следует, что получателями субсидии из бюджета Камчатского края на осуществление мероприятий при замене ветхих инженерных сетей тепло-водоснабжения являлись бюджеты муниципальных образований в Камчатском крае, органы местного самоуправления которых разработали и утвердили соответствующие муниципальные программы, предусмотрели их софинансирование из местных бюджетов, заключили соглашения о предоставлении субсидии с Министерством, а также осуществляли непосредственное освоение бюджетных средств в соответствии с целями Программы.
Судебной коллегией установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что постановлением главы Елизовского муниципального района от 12.10.2010 N 1466 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа "Развитие коммунального хозяйства в Елизовском муниципальном районе на 2011-2014 годы".
В бюджете Елизовского муниципального района на 2013 год предусматривались денежные средства на софинансирование мероприятий по замене ветхих инженерных сетей тепло-водоснабжения.
21.05.2013 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (Распорядителем) и Администрацией Елизовского муниципального района (Получателем) заключено соглашение N 129-Ел "О реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета", определяющее порядок взаимодействия сторон по вопросам предоставления Распорядителем бюджету Елизовского муниципального района следующих видов межбюджетных тансфертов в целях софинансирования мероприятий долгосрочной краевой целевой программе "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы", в том числе по подразделу "мероприятия по замене ветхих инженерных сетей тепло-водоснабжения раздела "Технические мероприятия".
Пунктами 2.1.1, 2.1.3 указанного Соглашения N 129-Ел предусмотрено, что Распорядитель обязуется обеспечить доведение финансовому органу Получателя показателей сводной бюджетной росписи краевого бюджета по установленным формам, уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств, а также финансовое обеспечение ассигнований в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств, прогнозом кассовых выплат из краевого бюджета и с учетом остатка неиспользованных средств.
Кроме того, в 2013 году Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Администрацией Елизовского муниципального района и поселениями Елизовского муниципального района заключены трехсторонние соглашения "О реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета":
- от 03.06.2013 N 166-Ел-ЕГП с администрацией Елизовского городского поселения;
- от 19.04.2013 N 115-Ел-Ник с администрацией Николаевского сельского поселения;
- от 03.06.2013 N 167-Ел-Начик с администрацией Начикинского сельского поселения;
- от 03.06.2013 N 168-Ел-Новоавач с администрацией Новоавачинского сельского поселения;
- от 03.06.2013 N 169-Ел-Новолес с администрацией Новолесенсновского сельского поселения;
- от 03.06.2013 N 170-Ел-Паратун с администрацией Паратунского сельского поселения;
- от 03.06.2013 N 172-Ел-Раздол с администрацией Раздольненского сельского поселения;
- от 03.06.2013 N 173-Ел-Кор с администрацией Корякского сельского поселения;
- от 03.06.2013 N 165-Вул с администрацией Вулканного городского поселения.
Предметом соглашений является предоставление поселениям из краевого бюджета межбюджетных трансфертов.
Апелляционной коллегией установлено, что на реализацию мероприятий краевой программы в 2013 году в соответствии с заключенными соглашениями Министерством управлению финансов Елизовского муниципального района перечислены средства в сумме 365 059,4 тыс. руб., в том числе на мероприятия по замене ветхих инженерных сетей тепло-водоснабжения - 46 792 тыс. руб.
Управление финансов, в свою очередь, направило управлению культуры и управлению образования на мероприятия по замене ветхих инженерных сетей тепло-водоснабжения 246 тыс. руб. и 1 388 тыс. руб., соответственно.
Так, из полученных средств на общую сумму 1 634 тыс. руб. выполнены работы по ремонту теплотрасс отопления, сетей холодного и горячего водоснабжения, находящихся в оперативном управлении объектов социальной сферы, не относящихся к жилищно-коммунальной отрасли.
Следовательно, направленные Администрации средства краевого бюджета исполнены ею не в соответствии с целями и задачами Программы, в рамках которой они получены, а именно: повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Камчатского края, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Довод Администрации о неверном определении контролирующим органом субъекта ответственности по мотивам того, что муниципальные районы не относятся к муниципальным образованиям - участникам спорной краевой программы отклоняется апелляционным судом в силу следующего.
Действительно, согласно части 3.2 Программы в качестве муниципальных образований, местным бюджетам которых предоставляются субсидии краевого бюджета, названы городские округа и поселения.
Вместе с тем, в силу положений пункта 1 статьи 2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район представляет собой административно-хозяйственную единицу, включающую несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Устава Елизовского муниципального района Камчатского края в состав данного муниципального района входят: Елизовское городское поселение, Вулканное городское поселение, Начикинское сельское поселение, Новолесновское сельское поселение, Корякское сельское поселение, Раздольненское сельское поселение, Николаевское сельское поселение, Новоавачинское сельское поселение, Пионерское сельское поселение, Паратунское сельское поселение и межселенные территории.
Таким образом, фактически рассматриваемая Программа, определив в качестве получателей субсидий городские округа и поселения, не исключила муниципальные районы из состава ее участников, а сориентировала таких участников на конечных получателей средств бюджетов.
При этом распорядителем средств бюджета субъекта в рамках краевых инвестиционных мероприятий в 2011-2013 годах выступала именно Администрация Елизовкого муниципального района, главным распорядителем - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, что подтверждается приложениями к Законам о краевом бюджете Камчатского края на 2011, 2012, 2013 годы и на плановые периоды.
Вопреки доводам апеллянта, то обстоятельство, что в соответствии с паспортом Программы и законом Камчатского края о краевом бюджете на 2013 год обеспечение адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами краевых бюджетных обязательств возложено на Министерство, а не на Администрацию Елизовского муниципального района, не исключает ее обязанностей как распорядителя бюджетных средств соблюдать принцип их целевого характера.
Ссылка заявителя жалобы на то, что мероприятия по замене ветхих инженерных сетей являлись мероприятиями соответствующей муниципальной, а не краевой программы и исполнялись в рамках решения о бюджете Елизовского муниципального района за 2013 год, также отклоняется судебной коллегией, поскольку данное утверждение Администрации опровергается самим решением "О бюджете Елизовского муниципального района на 2013 год", где в Приложении N 6 "Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов районного бюджета на 2013 год по пункту 11 "Управление образования администрации Елизовского муниципального района" и пункту 12 "Управление культуры, спорта и молодежной политики" указана ДМЦП "Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2010-2013 годы" - мероприятия по замене ветхих инженерных сетей тепло-водоснабжения с объемом субсидий соответствующим спорной сумме.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что средства в сумме 1 634 тыс. руб. в 2013 году направлены и использованы Администрацией на цели, не соответствующие статьям 289 и 306.4 БК РФ.
При этом ссылки в оспариваемом предписании на указанные статьи свидетельствуют о том, что нарушенные Администрацией положения БК РФ с момента их исключения в рамках статьи 289 БК РФ отражены в диспозиции статьи 306.4 БК РФ, что обеспечивает непрерывность действия норм бюджетного законодательства в сфере целевого использования бюджетных средств.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 265, пункта 1 статьи 267.1, пункта 2 статьи 268.1 БК РФ контрольно-счетные органы субъекта Российской Федерации, являясь органами внешнего государственного финансового контроля, при осуществлении своих полномочий проводят проверки, направляют проверяемым акты, заключения, представления и (или) предписания. При этом под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению, в частности, законности отдельных финансовых и хозяйственных операций.
В соответствии со статьей 13 Закона Камчатского края от 16.09.2011 N 658 "О контрольно-счетной палате Камчатского края", статьей 7 Регламента Контрольно-счетной палаты Камчатского края, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 29.06.2012, рассматриваемое контрольное мероприятие включено в План работы Контрольно-счетной палаты Камчатского края на 2014 год. Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Камчатского края, отраженным в протоколе от 20.01.2015 N 1, данное контрольное мероприятие перенесено на 2015 год и включено в План работы Контрольно-счетной палаты Камчатского края на 2015 год.
В силу статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), пункта 2 статьи 14 Регламента Контрольно-счетной палаты Камчатского края, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 29.06.2012, при проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.
В соответствии с положениями статьи 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание (часть 4).
Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем (часть 5).
Из материалов дела следует, что Контрольно-счетная палата Камчатского края при осуществлении контроля за законностью и результативностью использования средств краевого бюджета в соответствии с требованиями статей 10, 16 Закона N 6-ФЗ, пункта 2 статьи 14 Регламента Контрольно-счетной палаты Камчатского края, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палатой Камчатского края от 29.06.2012, пунктов 5.12, 6.8. 6.9 Стандарта внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Камчатского края, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 27.07.2012, в рамках своих полномочий провела контрольные мероприятия, по результатам которых составила соответствующий акт, отчет, а также вынесла предписание.
Указанные документы, в том числе оспариваемое предписание соответствуют по форме и содержанию требованиям указанных правовых актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что контрольные мероприятия контролирующим органом осуществлялись в порядке и в пределах полномочий, предоставленных установленному законом компетентному проверяющему органу, при этом нарушений при рассмотрении и документальном оформлении результатов проверки Контрольно-счетной палатой Камчатского края не допущено.
В связи с этим доводы заявителя жалобы о наличии существенных процедурных нарушений при проведении контрольного мероприятия, затрагивающих права и законные интересы Администрации, отклоняются апелляционной коллегией как бездоказательные.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого предписания Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 21.06.2016 N 04.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, таможней не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 26.10.2016 по делу N А24-2749/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2749/2016
Истец: Администрация Елизовского муниципального района
Ответчик: Контрольно-счетная палата Камчатского края
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края