Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании долга и затрат, о взыскании пени, о взыскании страховых взносов по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А78-12138/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 октября 2016 года по делу N А78- 12138/2016 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонного) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569) к Администрации муниципального района "Шилкинский район" (ОГРН 1027500953743, ИНН 7527002133) о взыскании задолженности в размере 2 309 575,91 руб., судебных расходов в размере 55 руб. (суд первой инстанции: Ломако Н.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее также - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с требованиями к Администрации муниципального района "Шилкинский район" (далее также - страхователь, учреждение, заинтересованное лицо, администрация) о взыскании задолженности в размере 2 309 575,91 руб., в том числе: 256 981,02 руб. - пени по страховым взносам за 2014 год на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 60 578,61 руб. - пени по страховым взносам за 2014 год на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 75 095,59 руб. - пени по страховым взносам за 1 квартал 2015 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 17 906,27 руб. - пени по страховым взносам за 1 квартал 2015 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 109 260,5 руб. - пени по страховым взносам за полугодие 2015 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 25 418,73 руб. - пени по страховым взносам за полугодие 2015 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 74 108,11 руб. - пени по страховым взносам за 9 месяцев 2015 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 17 336,80 руб. - пени по страховым взносам за 9 месяцев 2015 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 39 262,55 руб. - пени по страховым взносам за 2015 год на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 9 483,72 руб. - пени по страховым взносам за 2015 год на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 308 575,31 руб. - страховые взносы за полугодие 2016 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 19 409,90 руб. - пени по страховым взносам за полугодие 2016 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 4 650,65 руб. - пени по страховым взносам за полугодие 2016 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 1 291 508,15 руб. - страховые взносы за полугодие 2016 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии, а также о взыскании судебных расходов в сумме 55 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены частично.
Взыскана с Администрации муниципального района "Шилкинский район" в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонного) задолженность 2 270 102,23 руб., в том числе: 225 439,95 руб. - пени по страховым взносам за 9 месяцев 2014 года и 2014 год на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 52 646 руб. - пени по страховым взносам за 9 месяцев 2014 года и 2014 год на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 75 095,59 руб. - пени по страховым взносам за 1 квартал 2015 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 17 906,27 руб. - пени по страховым взносам за 1 квартал 2015 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 109 260,5 руб. - пени по страховым взносам за полугодие
2015 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 25 418,73 руб. - пени по страховым взносам за полугодие 2015 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 74 108,11 руб. - пени по страховым взносам за 9 месяцев 2015 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 17 336,80 руб. - пени по страховым взносам за 9 месяцев 2015 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 39 262,55 руб. - пени по страховым взносам за 2015 год на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 9 483,72 руб. - пени по страховым взносам за 2015 год на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 308 575,31 руб. - страховые взносы за полугодие 2016 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 19 409,90 руб. - пени по страховым взносам за полугодие года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 4 650,65 руб. - пени по страховым взносам за полугодие 2016 года на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 1 291 508,15 руб. - страховые взносы за полугодие 2016 года на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; а также взысканы с Администрации муниципального района "Шилкинский район" в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонного) судебные расходы в размере 36,37 руб.
В остальной части заявленных требований и взыскании судебных расходов отказано.
Суд первой инстанции, проверив основания для взыскания суммы задолженности и суммы судебных расходов, полномочия заявителя, правильность расчета и размера взыскиваемых сумм, отсутствие сведений об уплате предъявленной задолженности, пришел к выводу о частичном удовлетворении требований пенсионного фонда. Основанием для частичного отказа в требованиях послужили выводы суда о пропуске пенсионным фондом совокупного срока для взыскания пени по страховым взносам за май, июнь 2014 года; документально подтвержденный размер судебных расходов составил 37 руб., с учетом частичного удовлетворения требований пенсионного фонда размер подлежащих взысканию судебных расходов пропорционально размеру удовлетворенных требований составил 36,37 руб.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что у пенсионного фонда имелась возможность взыскать задолженность во внесудебном порядке, путем принятия решения о взыскании в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае принятия судом к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пенсионными фондом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.12.2016.
Стороны своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2014 год, за 1 квартал 2015 года, за полугодие 2015 года, за 9 месяцев 2015, за 2015 год, за полугодие 2016 года, с указанием начисленных и уплаченных страховых взносов.
Управлением в адрес страхователя выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 207S01160109440, N 207S01160109444 от 02 июля 2016 года, N 207S01160109445, N 207S01160109446, N 207S01160109447 от 02 июля 2016 года.
Требованием N 207S01160109440 от 02 июля 2016 года учреждению в срок до 20 июля 2016 года предложено уплатить за 2014 год: 256 981,02 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 60 578,61 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Требованием N 207S01160109444 от 02 июля 2016 года учреждению в срок до 20 июля 2016 года предложено уплатить за 1 квартал 2015 года: 75 095,59 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 17 906,27 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Требованием N 207S01160109445 от 02 июля 2016 года учреждению в срок до 20 июля 2016 года предложено уплатить за полугодие 2015 года: 109 260,50 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 25 418,73 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Требованием N 207S01160109446 от 02 июля 2016 года учреждению в срок до 20 июля 2016 года предложено уплатить за 9 месяцев 2015 года: 74 108,11 руб. - пени по 3 А78-12138/2016 страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 17 336,80 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Требованием N 207S01160109447 от 02 июля 2016 года учреждению в срок до 20 июля 2016 года предложено уплатить за 2015 год: 39 262,55 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 9 483,72 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Учреждением в управление представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2016 года, согласно которому к уплате исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1 338 401,92 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 310 265,89 руб.
28 июля 2016 года управлением в адрес страхователя выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 207S01160118784, которым учреждению в срок до 16 августа 2016 года предложено уплатить за полугодие 2016 года: 1291508,15 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; 19409,90 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 4650,65 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 308575,31 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В связи с неисполнением перечисленных требований в добровольном порядке управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в размере 2 309 575,91 руб.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статье 6 Федерального Закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
На основании статьи 3 Федерального закона года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.
Таким образом, полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов поставлен на учет. То есть, с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам с организации в суд может обратиться территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит организация или обособленное подразделение организации, если оно соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частями 3, 4, 5, 8 статьи 15 данного Федерального закона в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В силу части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание недоимки и пени по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени.
Согласно частям 5, 6 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пеня определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что уплата страховых взносов плательщиками производится на основании платежных документов в соответствии с указанными в них реквизитами платежа (основание, тип, принадлежность платежа, отчетный (расчетный) период, статус плательщика страховых взносов). В связи с чем, произвольное зачисление платежей страхователя не допускается.
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Из положений пункта 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30 июля 2013 года следует, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты, а в случае представления отчетности с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
В силу положений пункта 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30 июля 2013 года требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного (отчетного) периода, направляется органом контроля в адрес страхователя не позднее трех месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
В силу частей 5.5 и 5.6 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30 июля 2013 года, пропуск совокупного срока для взыскания задолженности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании соответствующей задолженности.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что, учитывая, что расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам представляются страхователем после наступления сроков оплаты взносов, требования об уплате сумм пени должны выставляться в следующие сроки. Если недоимка для пени оплачивается после представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, то требование выставляется в течение трех месяцев со дня уплаты всей суммы пенеобразующей недоимки. Если недоимки для пени погашены до момента представления в управление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, то требование об уплате выставляется в течение трех месяцев со дня представления в управление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
После выставления требования об уплате задолженность, превышающая 1 500 руб., должна быть предъявлена к взысканию в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня истечение срока для добровольного исполнения требования. Пропуск совокупного срока для предъявления задолженности к взысканию является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании. Указанные выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-4596/2016 и N А78-4190/2016 от 21 сентября 2016 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением в отношении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2016 года была проведена камеральная проверка. По итогам камеральной проверки управлением составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов N 207С02160041078 от 27 июля 2016 года. В соответствии со справкой N 207С02160041078 от 27 июля 2016 года у учреждения имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии в размере 1 291 508,15 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 308 575,31 руб. Согласно представленным пояснениям управления и реестру платежей до настоящего момента указанные суммы страховых взносов не уплачены. От заинтересованного лица в материалы дела доказательств оплаты взыскиваемых недоимок в ходе судебного разбирательства не поступило. В связи с чем, исходя из имеющихся в материалах дела документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований управления о взыскании сумм недоимок.
Согласно части 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
В силу пункта 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений.
Как следует из материалов дела, определением суда от 03.10.2016 заинтересованному лицу предлагалось представить письменный отзыв на заявление с указанием возражений по каждому доводу заявителя со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов, у страхователя запрашивались платежные документы, подтверждающие оплату сумм задолженности. Однако заинтересованное лицо не представило доказательств оплаты взыскиваемой задолженности.
Заинтересованное лицо 24 октября 2016 года (входящий N 38897) через сервис "Мой Арбитр" представило в материалы дела отзыв, в котором указало, что учреждение просит отказать в удовлетворении требований, поскольку пенсионный фонд должен был взыскать спорную задолженность с заинтересованного лица путем принятия решения о взыскании за счет денежных средств на счетах, то есть во внесудебном порядке. При этом, наличие и расчет задолженности по существу администрацией не оспорены; не приведено таких доводов и при апелляционном обжаловании решения суда первой инстанции.
Согласно расчетам пенсионного фонда, взыскиваемые пени начислены на недоимки за полугодие, 9 месяцев 2014 года, 2014 год, 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2015 года, полугодие 2016 года и 2015 год в связи с тем, что уплату страховых взносов учреждение произвело с нарушением установленных сроков и не в полном объеме. Однако расчеты сумм пени являются документами управления, то есть содержат информацию одностороннего характера. В связи с чем, расчеты сумм пени подлежат документальному обоснованию.
Как следует из заявления территориального органа Пенсионного фонда и подтверждается материалами дела, администрация уплату страховых взносов за полугодие, 9 месяцев 2014 года и 2014 год, за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2015 года и 2015 год, за полугодие 2016 года производило несвоевременно, что повлекло начисление пени.
Требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 207S01160109440 от 02.07.2016, N 207S01160109444 от 02.07.2016, N 207S01160109445 от 02.07.2016, N 207S01160109447 от 02.07.2016, N 207S01160109446 от 02.07.2016, доведенными до администрации, что подтверждено реестрами на отправку почтовой корреспонденции, и не опровергнуто страхователем, ему предложено уплатить задолженность в срок до - 20.07.2016. Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 207S01160118784 от 28.07.2016 предложено уплатить задолженность в срок до 16.08.2016.
Судом из материалов дела установлено, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2014 года был представлен в управление 12 августа 2014 года. Согласно расчетам пени взносы за май и июнь 2014 года уплачены учреждением в полном объеме 31 августа 2015 года. Таким образом, требование об уплате пени за май и июнь 2014 года управление должно было выставить в адрес учреждения в течение трех месяцев со дня полной оплаты пенеобразующих недоимок за полугодие 2014 года, то есть до 30 ноября 2015 года. Однако требование об уплате N 207S011601094440 датировано 02 июля 2016 года. Из чего следует, что требование об уплате пени за май и июнь 2014 года выставлено с нарушением установленного законом срока. Требованием N 207S011601094440 срок для добровольной уплаты пени за май и июнь 2014 года установлен в течение 18 календарных дней. Размер взыскиваемой пени за май и июнь 2014 года составляет по обязательному пенсионному страхованию 31 541,07 руб., по обязательному медицинскому страхованию 7 932,61 руб., то есть размер пени превышает 1 500 руб.
Следовательно, совокупный срок для взыскания пени за май и июнь 2014 года истек 28 июня 2016 года (31 августа 2015 года + 3 месяца на выставление требования (30 ноября 2015 года) + 6 дней на получение требования (08 декабря 2015 года) + 18 календарных дня на исполнение требования (28 декабря 2015 года) + 6 месяцев на обращение в суд (28 июня 2016)). Однако настоящее заявления было направлено в суд заявителем 27 сентября 2016 года. Из чего следует, что управление обратилось в суд для взыскания задолженности за пределами срока, установленного законом. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока на взыскание задолженности управление в ходе судебного разбирательства не заявило.
В связи с чем, требования о взыскании сумм пени за полугодие 2014 года правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Определением от 3 октября 2016 года заявителю было предложено представить в материалы дела пояснения по сроку выставления требования N 207S01160109440 от 02 июля 2016 года с учетом сроков полной оплаты недоимок для пени за полугодие 2014 года, расчет совокупного срока взыскания для пени за полугодие 2014 года.
Согласно положениям части 2 и 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ порядок выставления требования об уплате по итогам камеральной или выездной проверки и на основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам отличается. Для начисления пени на недоимку по страховым взносам, которые были самостоятельно исчислены к уплате страхователем, проведение проверки не требуется. Кроме того, из требования N 207S011601094440 от 02 июля 2015 года следует, что основанием взыскания пени являются положения части 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ. В требовании не указано, что оно выставлено по итогам камеральной проверки. Изложенные выводы соответствуют выводам Четвертого арбитражного апелляционного суда, изложенным в постановлениях по делам N А78-4596/2016 и N А78-4190/2016 от 21 сентября 2016 года.
Согласно расчету пени взносы за июль, август и сентябрь 2014 года были оплачены учреждением в полном объеме 15 февраля 2016 года, за октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года оплачены в полном объеме 10 марта 2016 года. Из чего следует, что требование N 207S011601094440 об уплате сумм пени за 9 месяцев 2014 года и 2014 год выставлено за пределами трехмесячного срока.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанное нарушение не привело к пропуску совокупного срока для взыскания задолженности по пени за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2014 года. Совокупный срок для взыскания указанных сумм пени за 9 месяцев 2014 года истекает 14 декабря 2016 года, за 2014 год истекает 11 января 2017 года. Следовательно, управление обратилось в суд с заявлением о взыскании пени за 9 месяцев 2014 года и 2014 год в пределах совокупного срока взыскания. В связи с чем, нарушение срока выставления требования об уплате пени за 9 месяцев 2014 года и 2014 год не является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании.
При проверке сроков выставления требований об уплате сумм пени за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2015 года, 2015 год, полугодие 2016 года суд нарушений не установил. Суд апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установил.
Указанные в расчетах пени за 9 месяцев 2014 года, 2014 год, 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2015 года, 2015 год и полугодие 2016 года размеры страховых обязательств учреждения подтверждаются представленными заявителем расчетами за соответствующие периоды по начисленным и уплаченным страховым взносам. Из реестра платежей нарушений порядка зачисления платежей страхователя не усматривается. Из чего следует, что указанные в расчетах сумм пени размеры пенеобразующих недоимок и периоды начисления сумм пени верны. Сроки взыскания пенеобразующих недоимок управлением не пропущены: недоимки за 9 месяцев 2014 года, 2014 год, 1 квартал 2015 года оплачены; недоимки за полугодие и 9 месяцев 2015 года, 2015 года взысканы решениями судов по делам N А78-16633/2015, N А78-1334/2016 и N 78-5674/2016; недоимки за полугодие 2016 года взыскиваются в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленные заявителем в материалы дела документы подтверждают обоснованность произведенных управлением расчетов пени.
Заявителем апелляционной жалобы мотивированных возражений относительно данных выводов суда первой инстанции не приведено.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении пенсионным фондом внесудебного порядка взыскания страховых взносов и санкций являлся предметом исследования суда первой инстанции и правильно им отклонен.
На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание недоимки и пени по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке. Доказательств отсутствия у администрации лицевого счета и наличия открытых расчетных счетов в банках материалы дела не содержат и ответчиком не представлено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на статью 19 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках подлежит отклонению, поскольку в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация МР "Шилкинский район" осуществляет свои денежные операции исключительно через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, расчетных счетов в банках не имеет.
Пенсионным фондом заявлено о взыскании суммы почтовых расходов в размере 55 руб. по отправке ответчику копии искового заявления по делу.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно частям 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 2 статьи 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается, в том числе, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
Следовательно, направление копии искового заявления лицам, участвующим в деле, является процессуальной обязанностью заявителя. В связи с чем, соответствующие почтовые расходы заявителя, в случае их надлежащего подтверждения, подлежат взысканию с учреждения.
Из представленных в материалы дела в подтверждение взыскиваемых почтовых расходов кассового чека от 17 сентября 2016 года и списка почтовых отправлений следует, что за отправку заявления в адрес страхователя управление уплатило 37 руб. (222 руб. : 6). Таким образом, документально подтвержденный размер судебных расходов составляет 37 руб., в остальной части требования о взыскании расходов документально не подтверждены.
Факт несения указанных расходов в сумме 37 руб. и взаимосвязь с рассматриваемым делом подтверждается и ответчиком под сомнение не ставится.
Суд первой инстанции, оценив соответствующие документы по вопросу несения почтовых расходов заявителем по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Таким образом, с учетом частичного удовлетворения требований заявителя, взысканию с администрации подлежат судебные расходы в размере 36,37 руб. Требования о взыскании судебных расходов в остальной части правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Указание в отзыве на апелляционную жалобу на взыскание судом первой инстанции судебных расходов в заявленном пенсионным фондом размере 55 руб. является ошибочным, при этом, апелляционным судом оснований для признания необоснованными выводов суда первой инстанции о наличии оснований для частичного отказа в удовлетворении заявления пенсионного фонда не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда. Доводы администрации, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, подлежат отклонению.
При таких установленных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 октября 2016 года по делу N А78-12138/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-12138/2016
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное)
Ответчик: Администрация муниципального района "Шилкинский район"
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6651/16