Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2017 г. N Ф05-5415/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А41-35234/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Селезневым М.И..
в судебном заседании участвуют представители:
от Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423): Хутиева Ф.А., представитель по доверенности от 08.11.2016 г.,
от Администрации Красногорского муниципального района (ИНН 5024002077, ОГРН 1025002864710) - Барков А.Н., представитель по доверенности от 12.01.2017 г.,
от третьих лиц:
Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
ГУП "Мосгортранс" (ОГРН 1027739527243, ИНН 7705061213)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Красногорского муниципального района (ИНН 5024002077, ОГРН 1025002864710) на решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2016 года по делу N А41-35234/16, принятое судьёй Ю.Г. Богатиной,
по иску Департамента городского имущества города Москвы к Администрации Красногорского муниципального района при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства имущественных отношений Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ГУП "Мосгортранс", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, о признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010104:7350, 50:11:0010104:7351, 50:11:0010104:7352, 50:11:0010104:7353, 50:11:0010104:7354,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Красногорского муниципального района (далее - Администрация) с требованиями: признать право собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7350 общей площадью 190 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- признать право собственности города Москвы земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7351 общей площадью 1 100 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- признать право собственности города Москвы земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7352 общей площадью 9 050 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- признать право собственности города Москвы земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7353 общей площадью 1 360 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км;
- признать право собственности города Москвы земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7354 общей площадью 2 000 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км. (л.д. 2-8).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ГУП "Мосгортранс", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2016 года по делу N А41-35234/16 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.12.2015 в собственности Красногорского муниципального района Московской области находятся следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7350 общей площадью 190 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км (запись о регистрации пава от 07.09.2015 N 50-50/011-50/011/004/2015-9841/1);
- земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7351 общей площадью 1 100 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км (запись о регистрации пава от 07.09.2015 N 50-50/011- 50/011/004/2015-9842/1);
- земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7352 общей площадью 9 050 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км (запись о регистрации пава от 07.09.2015 N 50-50/011- 50/011/004/2015-9844/1);
- земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7353 общей площадью 1 360 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км (запись о регистрации пава от 07.09.2015 N 50-50/011-50/011/004/2015-9845/1);
- земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:7354 общей площадью 2 000 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., 27 км (запись о регистрации пава от 07.09.2015 N 50- 50/011-50/011/004/2015-9846/1).
Полагая, что для регистрации права собственности ответчика на спорные земельные участки не было правовых оснований, поскольку истец является собственником земельных участков на основании закона, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что город Москва является собственником земельного участка с КН 50:11:0010104:27, снятого с регистрационного учета, и образованных из земельного участка с КН 50:11:0010104:27 земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010104:7350, 50:11:0010104:7351, 50:11:0010104:7352, 50:11:0010104:7353, 50:11:0010104:7354
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, Администрация указывает на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) и осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5).
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 52 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
При этом следует обратить внимание на то, что иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу п. 52 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В силу изложенного, исходя из системного толкования положений действующего законодательства и принимая во внимание п. 52 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 можно прийти к 8 выводу о том, что такой правовой способ защиты, как признание права собственности отсутствующим на спорный объект недвижимости, предполагает наличие у лица, обращающегося с таким требованием права на указанный объект недвижимости и является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Из Выписок из ЕГРП следует, что регистрация права собственности ответчика на спорные земельные участки была осуществлена на основании договора аренды земельного участка от 24.07.2000 N 373. Как следует из материалов дела, договор аренды от 24.07.2000 N 373 заключен между Администрацией Красногорского района и ГП "12 автобусный парк" государственной компании "Мосгортранс".
Таким образом, регистрация права собственности Красногорского муниципального района Московской области на спорные земельные участки осуществлена не на основании распорядительного акта.
Доказательств того, что спорные земельные участки заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования или предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным ответчиком, не представлено.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, на спорных земельных участках располагается ГУП "Мосгортранс".
Согласно Уставу ГП "12 автобусный парк" Государственной компании "Мосгортранс", учрежденному Президентом ГК "Мосгортранс" 25.03.1994, предприятие создано в соответствии с распоряжением Исполкома Моссовета от 06.12.1971 N 2527.
Согласно справки Московской областной регистрационной палаты от 31.07.2001 N 627 ГП "12 автобусный парк" ГК "Мосгортранс" прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ГУП г. Москвы "Мосгортранс".
Согласно Уставу ДГУП "12 автобусный парк ГУП города Москвы "Мосгортранс", утвержденного 13.04.2001, учредителем предприятия является ГУП города Москвы "Мосгортранс", ДГУП "12 автобусный парк ГУП города Москвы "Мосгортранс" создано в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2000 N 928 и приказом ГУП "ГК "Мосгортранс" от 05.04.2001 N 115.
В соответствии с п. 1.2 Устава ГУП г. Москвы "Мосгортранс" учредителем предприятия является город Москвы в лице Департамента имущества г. Москвы.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Земельный участок площадью 1,37 га предоставлен Администрацией Красногорского района в аренду ГП "12 автобусный парк" 24.06.2000 для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280". Дополнительным соглашением от 02.08.2005 изменена арендная плата за земельный участок площадью 13700 кв.м.
Из кадастровой Выписки от 02.12.2015 на земельный участок с КН 50:11:0010104:27 следует, что участок площадью 13700 кв.м поставлен на кадастровый учет 08.07.2003, разрешенное использование - для размещения открытой автостоянки на 100 автобусов "Икарус-280".
Из материалов дела следует, что право собственности на земельный участок с КН 50:11:0010104:27 были зарегистрированы за городом Москва (запись о государственной регистрации права от 08.02.2013 N 50-50-99/122/2012-059).
Имущественные права города Москвы были зарегистрированы в ЕГРП на основании п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, что земельный участок с КН 50:11:0010104:27 не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Красногорского муниципального района Московской области, одновременно, земельный участок с КН 50:11:0010104:27 является участком, предоставленным государственному унитарному предприятию созданному городом Москвой в лице Департамента имущества г. Москвы, что в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ является основанием для отнесения земельного участка с КН 50:11:0010104:27 к собственности субъекта РФ - города Москвы.
Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации права Управления Росреестра по МО от 23.10.2015, земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27 снят с кадастрового учета 09.09.2015. Согласно Выписки из ЕГРП от 03.12.2015, права на земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27 не зарегистрированы.
На основании вступивших в законную силу судебных актов по делу N А41- 17882/13 (решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2013, оставленное без изменений постановлением Десятого арбитражного суда от 23.12.2013) признано отсутствующим право собственности города Москвы на земельный участок с КН 50:11:0010104:27.
Постановлением Федерального суда Московского округа от 07.04.2014 указанные выше судебные акты отменены, дело N А41-17882/13 отправлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела N А41-17882/13 Администрацией Красногорского муниципального района Московской области заявлено ходатайство об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу, определением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2014 отказ принят судом, производство по делу прекращено.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы в рамках дела N А41-17882/13 с заявлением о повороте исполнения судебного акта.
Определением Арбитражного суда Московской области от 22.06.2015 по делу N А41-17882/13 заявление Департамента удовлетворено. Суд определил восстановить в ЕГРП запись о государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27, площадью 13 700 кв.м, расположенный по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., д. 27. Постановлением от 10.09.2015 определение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2015 по делу N А41-17882/13 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Принятые по делу N А41-17882/13 судебные акты вступили в законную силу.
Из кадастровой Выписки от 02.12.2015 на земельный участок с КН 50:11:0010104:27 следует, что земельный участок с КН 50:11:0010104:27 разделен, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010104:7350, 50:11:0010104:7351, 50:11:0010104:7352, 50:11:0010104:7353, 50:11:0010104:7354. Таким образом, город Москва являющееся собственником земельного участка с КН 50:11:0010104:27, снятого с регистрационного учета, является собственником образованных из земельного участка с КН 50:11:0010104:27 земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010104:7350, 50:11:0010104:7351, 50:11:0010104:7352, 50:11:0010104:7353, 50:11:0010104:7354.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе отклоняются по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно статье 11 ГК РФ лицо может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ, избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица.
Согласно ст. ст. 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Наряду со способами защиты гражданских прав, установленными ст. 12 ГК РФ, в части 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленумов N 10/22) указан такой способ защиты права собственности, как признание права отсутствующим.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 52 Постановления N 10/22, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Вместе с тем, избранный способ защиты о признании права отсутствующим возможен лишь тогда, когда и за истцом и за ответчиком зарегистрировано право собственности на один и тот же объект.
Из кадастровой Выписки от 02.12.2015 на земельный участок с КН 50:11:0010104:27 следует, что земельный участок с КН 50:11:0010104:27 разделен, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010104:7350, 50:11:0010104:7351, 50:11:0010104:7352, 50:11:0010104:7353, 50:11:0010104:7354 право собственности на которые зарегистрировано за Администрацией.
Определением Арбитражного суда Московской области от 22.06.2015 по делу N А41-17882/суд определил восстановить в ЕГРП запись о государственной регистрации права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:11:000100104:27, площадью 13 700 кв.м, расположенный по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Волоколамское ш., д. 27.
Таким образом, за истцом и ответчиком зарегистрировано право собственности на один и тот же объект.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2016 года по делу N А41-35234/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35234/2016
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района Московской области
Третье лицо: ДГУП 12-й Автобусный Парк ГУП города Москвы "Мосгортранс", Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области