Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А57-17035/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тимофеевой Ю.Х.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" - Котенджи Т.А., довереноость от 13.12.2016 N 28-10/329, Сидоренко С.П., доверенность от 10.01.2017 N 28-10/03.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, ИНН 6317079770)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2016 года по делу N А57-17035/2016 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (г. Саратов, ИНН 6453010110)
заинтересованные лица:
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, ИНН 6317079770),
Государственный транспортный инспектор (государственный инспектор отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) Самохвалова А.М.,
УГАДН по Саратовской области
Об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО "Газпром трансгаз Саратов" (далее заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного транспортного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Самохваловой А.М. от 06.07.2016 г. N СР-42/16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2016 года признано незаконным и отменено постановление государственного транспортного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Самохваловой А.М. от 06.07.2016 г. N СР-42/16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 08 декабря 2016 года.
Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта заявлено ходатайство об отложении судебного заседания по причине нахождения представителя общества к командировке.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Данная норма говорит о праве, но не об обязанности арбитражного суда отложить судебное разбирательство.
В обоснование заявленного ходатайства заявителем не указаны основания необходимости личного присутствия представителя общества, поскольку в материалах дела имеется апелляционная жалоба с подробно изложенными доводами заявителя.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное обществом ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, находит его не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 01.06.2016 по 28.06.2016 Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора), с целью выполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на 2016 год, и Распоряжения от "19" мая 2016 года N 468 СВ. Осинской -врио начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, государственным транспортным инспектором (главным государственным инспектором отдела НОТБ ПФО Ространснадзора) Савасовой М.Н. и государственным транспортным инспектором (государственным инспектором отдела НОТБ ПФО Ространснадзора) Самохваловой A.M. была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром трансгаз Саратов", Общество).
В рамках проведения данной плановой выездной проверки были выявлены нарушения требований законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе:
1.В нарушение п.3, п.4, п.5, п.п. 5.7 р.2 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. N 42 не обеспечено проведение оценки уязвимости ТС ООО "Газпром трансгаз Саратов": группы N N 1-12, 14-27 Перечня транспортных средств, входящих в группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств автомобильного транспорта ООО "Газпром трансгаз Саратов", KaMA3-53215N идентификационный номер XTC53215N32206356 (реестровый номер АТП0082084), KaMA3 -53215N идентификационный номер XTC53215N32206276 (реестровый номер АТП0082092) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ТС.
2. В нарушение п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в нарушение п. 3, п.4, п.5, п.п.5.10, п.п.5.11 р.2 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. N 42, не проведена проверка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления ограничений при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности в отношении заместителя генерального директора Общества по общим вопроса Журавского О.И., заместителя генерального директора по корпоративной защите Общества Бекленищева В.И., назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ООО "Газпром трансгаз Саратов", Бордюгова С.С., Мартынова СВ., Дьяченко И.В., Насырова Е.Д, Шамсутдинова Д.Р., Антонова Д.В., Офицерова В.В., Тюрина М.В., Корчагина А.А., Линькова Э.М., Трубинского М.А., Корчагина Е.А., Кривова А.Е, Сумского А.П.,Ермошина А.В., Гивис Г.И., Чесакова А.Е., Ганина В.В., Крицкого А.С., Грибка А.Е.,Журавлева В.В., Заволокина С.А.,Фленкина В.С.,Ершова С.Г., Бирюкова A.M., Швецова СВ., Лейва СП., Магомедова Т.Ш., Велика С.Л., Волчкова В.В., Шугайкина А.А., Тостова А.С, работающих водителями в ООО "Газпром трансгаз Саратов", назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств Общества. Нарушение допущено по вине юридического лица - ООО "Газпром трансгаз Саратов".
3. В нарушение ч.1 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в нарушение п.3, п.4, п.5, п.п.5.13 р.2 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. N 42, к работе на должностях, указанных в "Номенклатуре должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ТС", допущены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По факту выявленных нарушений 29.06.2016 года в отношении ООО "Газпром трансгаз Саратов" был составлен протокол серия ААА N 6 СР - 41/16 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1. КоАП РФ.
06.07.2016 государственным транспортным инспектором (государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) A.M. Самохваловой по итогам плановой выездной проверки было вынесено постановление о назначении административного наказания N СР-42/16 за совершение правонарушения, выразившегося в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.15.1. КоАП РФ, в виде штрафа 50 000 руб.
Полагая, что штраф наложен незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, исходил из того, что ООО "Газпром трансгаз Саратов" не относится к субъектам транспортной инфраструктуры, рассматриваемые транспортные средства не являются объектами транспортной инфраструктуры, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что под субъектами транспортной инфраструктуры следует понимать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Закон N 16-ФЗ "О транспортной безопасности") обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские, торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Положения статьи 1 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" следует толковать и применять в совокупности с общими положениями действующих транспортных кодексов и уставов, в том числе Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее Устав автомобильного транспорта).
В соответствии со статьей 1 Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа, грузов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Пунктом 10 статьи 2 Устава автомобильного транспорта установлено, что объектами транспортной инфраструктуры признаются сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
Из системного толкования вышеуказанных норм Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Устава автомобильного транспорта следует, что к объектам транспортной инфраструктуры, на которых должно обеспечиваться соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом N 16-ФЗ, относятся только сооружения и производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания субъектов отношений по перевозке транспортом, в том числе автомобильным, грузов, пассажиров и багажа, возникающих на основе соответствующих договоров перевозки. Таким образом:
- к объектам транспортной инфраструктуры в соответствии с нормами статьи 1 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" во взаимосвязи с нормами статьи 1 Устава автомобильного транспорта не могут быть отнесены здания и сооружения, предназначенные не для организации перевозочной деятельности на основании соответствующих договоров, а для удовлетворения собственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в перевозках, возникающих в ходе осуществления ими основных видов деятельности;
- к субъектам транспортной инфраструктуры следует относить юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа в интересах иных лиц на основании заключенных с ними договоров перевозки с использованием принадлежащих им на законном основании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, при этом лицо, использующее в процессе своей основной производственной или иной деятельности, принадлежащие ему транспортные средства и необходимые для их функционирования объекты для собственных нужд не может быть признано субъектом транспортной инфраструктуры в смысле, придаваемом данному понятию статьи 1 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В ходе проверки административным органом установлено, что на балансе Общества числится 47 транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов.
В материалах дела отсутствуют доказательства использования указанных транспортных средств и объектов для осуществления деятельности по перевозке грузов не в собственных интересах, а в интересах иных лиц на основании соответствующих договоров перевозки. Доказательства названным фактам не представлены со стороны административного органа.
Общество оспаривает факт участия транспортных средств в перевозочной деятельности сторонним организациям, поясняет, что рассматриваемые транспортные средства используются обществом для собственных нужд.
Кроме того, в материалах проверки отсутствуют конкретные сведения о наличии у ООО "Газпром трансгаз Саратов" объектов транспортной инфраструктуры, объектов, обеспечивающих именно эксплуатацию транспортных средств.
Доводы заинтересованного лица о том, что поскольку транспортные средства ООО "Газпром трансгаз Саратов" включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, всем транспортным средствам присвоена 3 категория, ввиду чего ООО "Газпром трансгаз Саратов" является субъектом транспортной инфраструктуры, являются несостоятельными в силу следующего.
Выдача специальных разрешений регламентирована приказом Минтранса РФ от 04 июля 011 г. N 179 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов", в п. 7 которого указаны документы, которые необходимо приложить к заявлению на получение специального разрешения, а именно:
1) копия свидетельства о регистрации транспортного средства, предполагаемого к использованию для перевозки опасных грузов, а также документа, подтверждающего право владения таким транспортным средством на законных основаниях, если оно не является собственностью пере возчика;
2) копия свидетельства о допуске транспортного средства ЕХ/II, EX/III, FL, ОХ и AT и MEMU к перевозке опасных грузов (если транспортное средство относится к одной из этих категорий);
3) копия свидетельства о профессиональной подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов;
4) документы, подтверждающие полномочия представителя, в случае подачи заявления в уполномоченный орган представителем перевозчика.
Таким образом, в перечне обязательных документов, представляемых в уполномоченный орган с целью получения специального разрешения на перевозку опасных грузов, отсутствует документ, подтверждающий категорирование транспортных средств.
Законом о транспортной безопасности предусмотрено, что все объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат категорированию - отнесению их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (пункт 2 статьи 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона о транспортной безопасности категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно указано, что для отнесения организаций и предпринимателей к субъектам транспортной инфраструктуры необходимо предварительно учитывать как обязательные два условия: 1) являются ли имеющиеся у субъектов объекты транспортной инфраструктуры и/или транспортные средства категорированными и, 2) включены ли эти ОТИ и/или ТС в реестр категорированных объектов.
Порядок установления количества и категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортные средства утвержден Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62 (далее - Порядок N 62).
При этом Порядком N 62 установлено, что категорирование ОТИ и ТС осуществляется на основании критериев категорирования по видам транспорта (пункт 4). По результатам категорирования ОТИ и/или ТС присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложениям N 1 - 6 к Порядку (пункт 6). Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории (пункт 8).
Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 29.01.2010 N 22 (далее - Порядок N 22).
Нахождение транспортных средств ООО "Газпром трансгаз Саратов" в реестре не свидетельствует о том, что данные объекты относятся к объектам транспортной инфраструктуры, в отношении которых должны соблюдаться требования, утвержденные приказом Минтранса от 08.02.2011 N 40.
Как указано ранее, к объектам транспортной инфраструктуры относятся объекты, поименованные в Законе N 16-ФЗ, либо определенные специальным актом Правительства РФ.
Из Закона N 16-ФЗ не следует, что к таким объектам также относятся все иные объекты, содержащиеся в Реестре.
Вопрос отнесения конкретного объекта к объектам транспортной инфраструктуры определяется на основании Закона N 16-ФЗ, Реестр объектов транспортной инфраструктуры при этом носит вторичный характер.
Как следует из устава общества, оно не оказывает кому-либо транспортные услуги. Основными видами деятельности общества, согласно представленному уставу, является: организация надежной и бесперебойной транспортировки газа и обеспечение потребителей Российской Федерации на договорной основе газом, газовым конденсатом, нефтью, продуктами их переработки и получения прибыли.
При этом судом обоснованно был принят довод заявителя о том, что категорирование автомобилей ООО "Газпром трансгаз Саратов" произвело принудительно исключительно по настоянию административного органа по ранее проведенной проверке, хотя оно не носило для общества обязательного характера, поскольку общество не является субъектом транспортной инфраструктуры; автомобили общества были внесены в Реестр категофированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств незаконно.
Таким образом, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Газпром трансгаз Саратов" не относится к субъектам транспортной инфраструктуры.
Кроме того, при рассмотрении спора судами установлено, что по первому эпизоду выявленного правонарушения, выразившемуся в нарушении п.3, п.4, п.5, п.п. 5.7 р.2 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. N 42 не обеспечено проведение оценки уязвимости ТС ООО "Газпром трансгаз Саратов": группы N N 1 -12, 14-27 Перечня транспортных средств, входящих в группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств автомобильного транспорта ООО "Газпром трансгаз Саратов", KaMA3-53215 N идентификационный номер XTC53215N32206356 (реестровый номер АТП0082084), KaMA3 -53215N идентификационный номер XTC53215N32206276 (реестровый номер АТП0082092) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ТС, пропущен срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
Уведомление министерства транспорта РФ Федерального дорожного агентства "Росавтодор" о присвоении категорий транспортным средствам и включения их в Реестр категорированных ОТИ было получено обществом 27.04.2015.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данному нарушению истек 27.09.2015.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, указанный эпизод подлежал исключению из состава вмененного правонарушения.
Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на оти, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (п.п.7.2 п.7 ст.1 Федерального закона).
Порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности был утвержден 26.02.2015 Постановлением Правительства РФ N 172 и вступил в законную силу по истечении 180 дней после опубликования.
В "Перечне отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, в отношении которых осуществляется проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности", являющимся приложением к "Правилам аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утв. Постановлением правительства РФ ot 26.02.2015 N 172 приведен список лиц, подлежащих обязательной аттестации. К ним относятся:
1.Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности на объекте (объектах) транспортной инфраструктуры или транспортном средстве (транспортных средствах).
2. Работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования.
3. Работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.
4.Работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
5.Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Поскольку при рассмотрении спора было установлено, что ООО "Газпром трансгаз Саратов" не относится к субъектам транспортной инфраструктуры, работники ООО "Газпром трансгаз Саратов" не подпадают под определение данного перечня, поэтому у общества отсутствовала необходимость проходить обязательную аттестацию.
В связи с чем, требования законодательства РФ об обеспечении транспортной безопасности не распространяются на деятельность общества.
Апелляционный суд считает несостоятельными доводы управления о том, что для получения разрешения на перевозку опасных грузов в обязательном порядке требуется проведение категорирования транспортных средств, поскольку согласно п. 7 приказа Минтранса РФ от 04 июля 2011 г. N 179 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов" документ, подтверждающий проведение категорирования транспортных средств, не входит в перечень обязательных документов, необходимых для получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов.
Согласно пп. 4 п. 15 вышеуказанного приказа Минтранса РФ уполномоченный орган отказывает в выдаче специального разрешения в случае "отсутствия в соответствии с информацией компетентного органа уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности, которое было получено в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 января 2010 г.
N 22 "О Порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
В п. 3 Порядка ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утв. приказом Минтранса РФ от 29 января 2010 г. N 22, указано: "Компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". В п. 5 ст. 1 указанного закона дано определение объектам транспортной инфраструктуры (отсутствуют в ООО "Газпром трансгаз Саратов"), в п. 11 ст. 1 - транспортным средствам в понимании ФЗ "О транспортной безопасности", отсылающего к "Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", который регулирует отношения, связанные с оказанием услуг по перевозке грузов. Поскольку общество не является субъектом транспортной инфраструктуры, т.к. не оказывает услуги по перевозке опасных грузов, у него отсутствует обязанность категорировать транспортные средства, используемые им исключительно для удовлетворения собственных нужд.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовав все представленные сторонами документы и дав им надлежащую правовую оценку, сделал обоснованный вывод о том, что ООО "Газпром трансгаз Саратов" не относится к субъектам транспортной инфраструктуры и не подпадает под действие ФЗ "О транспортной безопасности", в связи с чем оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ правомерно признано незаконным и отменено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 21 ноября 2016 года по делу N А57-17035/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17035/2016
Истец: ООО "Газпром трансгаз Саратов"
Ответчик: Государственный транспортный инспектор (государственный инспектор отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) А.М. Самохвалова, Управление государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: УГАДН по Саратовской области, ОНОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, Савасова М.Н.