Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
25 января 2017 г. |
А73-9382/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ": представитель не явился;
от Администрации города Хабаровска: Фадеевой Е.А., представителя по доверенности от 07.11.2016 N 1.1.27-240 (сроком по 31.12.2017);
от Некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска
на решение от 17.11.2016
по делу N А73-9382/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Н.Ю. Мельниковой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ" (ОГРН 1072722013220; ИНН 2725067430)
к Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978; ИНН 2702015107)
о взыскании 110689,37 руб.
третье лицо: Некоммерческая организация "Региональный оператор- Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (далее - ООО УК "Северный округ"; общество; истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация; ответчик ) о взыскании расходов по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в размере 104371,27 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами размере 6318,10 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (далее - Фонд кап ремонта).
Решением суда от 17.11.2016 с муниципального образования городской округ город Хабаровск в лице Администрации города Хабаровска за счет казны муниципального образования в пользу ООО УК "Северный округ" взыскана сумма неосновательного обогащения 104371,27 руб., сумма процентов в размере 3176,08 руб., а также расходы по государственной пошлине 4226 руб.; в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части взыскания с городского округа "Город Хабаровск" в пользу ООО "УК Северный округ" неосновательного обогащения -104371,27 руб., процентов - 3176,08 руб., отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель жалобы, ссылаясь на части 1, 2 статьи 4, части 2, 8 статьи 5, статью 166, часть 1 статьи 169, часть 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), статью 3 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 N 296 "Об урегулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края", указывает на то, что: расходы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов включены в перечень работ по капитальному ремонту и должны быть компенсированы за счет средств регионального оператора.
В своих отзывах на апелляционную жалобу ООО УК "Северный округ" и Фонд капитального ремонта доводы жалобы отклонили, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей ООО УК "Северный округ" и НО "Региональный оператор- Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае".
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.
Заслушав представителя Администрации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела между ООО УК "Северный округ" и Муниципальным образованием городской округ город Хабаровск в лице Администрации города Хабаровска, как собственником жилых помещений, заключены договоры управления многоквартирными домами; многоквартирные дома N 74 по ул. Трехгорная, N 13 квартал 70-летия Октября, N 2 квартал Энергетик в г. Хабаровске оборудованы общедомовыми приборами учета; в многоквартирных домах N 13 квартал 70-летия Октября, N 2 квартал Энергетик общедомовые приборы тепловой энергии установлены ресурсоснабжающей организацией АО "Дальневосточная генерирующая компания".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2015 по делу N А73-10108/2014 исковые требования АО "ДГК" с ООО УК "Северный округ" взысканы расходы по установке приборов учета МКД N 13 кв. 70-летия Октября, МКД N 2 кв. Энергетик, в размере 159662,02 руб.
Платежными поручениями N 1926 от 29.12.2015 в размере 169453,28 руб. и N 456 от 11.04.2016 в размере 165721,19 руб. общество произвело оплату расходов по установке приборов учета.
В многоквартирном доме N 74 по ул. Трехгорной оборудование приборами учета произведено в соответствии с предписанием Управления государственного жилищного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края N 72 от 03.12.2014.
Во исполнение указанного предписания между ООО УК "Северный округ" и ООО "Интерфейс" заключен договор N 51/15 на выполнение работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, постановку на коммерческий учет.
Факт выполнения и оплаты работ подтверждается актом о приемки выполненных работ за ноябрь 2015 года, справкой о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 443836,94 руб., платежными поручениями N 1773 от 11.12.2015 на сумму 1331151,08 руб., N 1477 от 19.10.2015 на сумму 310685,86 руб.
Расходы по установке приборов учета в части муниципальных жилых помещений составили по многоквартирному дому N 13 квартал 70-летия Октября - 33631,77 руб.; квартал Энергетик, 2 - 44 352,87 руб.; ул. Трехгорная, 74 - 26656,63 руб., всего 104371,27 руб.
Поскольку неоднократные направление в адрес ответчика требований о возмещении расходов, понесенных в связи с установлением общедомовых (коллективных) приборов учета оставлены последним без удовлетворения, это явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 11, частью 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 указанной статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации; в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Согласно принципам, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно; лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу части 9 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
До 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
Согласно пункту 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Право установки коллективных приборов учета в многоквартирном доме, если собственники помещений не совершили действий, направленных на заключение договора установки такого прибора с ресурсоснабжающей организацией, и в отсутствие такого договора в силу пункта 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ имеет только соответствующая ресурсоснабжающая организация, которая вправе в силу закона требовать оплаты собственниками помещений понесенных расходов путем выставления счетов.
Обязательство ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей.
Следовательно, обязанность по обеспечению оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии и электрической энергии была возложена на собственников помещений этих домов, которые должны были выполнить эту обязанность в срок до 01.07.2012.
В отношении тех многоквартирных домов, собственники помещений которых не выполнили эту обязанность в установленный срок, оснащение приборами учета должно было быть произведено в срок до 01.07.2013 соответствующими ресурсоснабжающими и сетевыми организациями, причем такое оснащение должно было осуществляться за счет средств собственников помещений этих домов.
Поскольку истец, являясь управляющей организации, действующей на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного с собственниками помещений, такие расходы понес при установке приборов учета в связи с исполнением предписания и в связи с их возмещением ресурсоснабжающей организации, он вправе требовать их компенсации от собственников.
Статьей 249 ГК РФ установлена обязанность участника долевой собственности соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, ответчик, являясь собственником помещений, в многоквартирных домах обязан нести расходы по содержанию общего имущества, к которым также относят затраты на установку общедомового прибора учета.
Поскольку истцом доказан факт несения расходов по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, а ответчиком не представлено доказательств их возмещения, то суд первой инстанции правомерно взыскал сумму неосновательного обогащения в заявленном ООО УК "Северный округ" размере.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 6318,10 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Статьей 1107 ГК РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Статьей 395 ГК РФ установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Так как факт нарушения ответчиком обязательств по возмещению расходов по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии подтвержден материалами дела, но об этих обязательствах последний узнал только после получения претензии, то суд первой инстанции верно рассчитал размер процентов, подлежащих взысканию с ответчика за пользование чужими денежными средствами в сумме 3176,08 руб. за период с 16.02.2016 по 30.06.2016, отказав истцу в удовлетворении требования в остальной части (данный отказ в удовлетворении требования о взыскании процентов в остальной части Администрация не обжалует).
Обоснованно отклонен довод ответчика о необходимости компенсации расходов по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов региональным оператором в связи с их включением в перечень работ по капитальному ремонту, поскольку по данному вопросу собственники решений не принимали, приборы учета в домах установлены до начала формирования фондов капитального ремонта.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта в обжалуемой части, допущено не было.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 ноября 2016 года по делу N А73-9382/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9382/2016
Истец: ООО "УК"Северный округ"
Ответчик: Муниципальное образование городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска, Муниципальное образование городской округ город Хабаровск в лице Администрации города Хабаровска
Третье лицо: Фонд Некоммерческая организация "Региональный оператор- капитального ремонта многоквартирных домов в хабаровском край", Фонд Некоммерческая организация "Регионельный оператор - капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае", Фонд НО "Регионельный оператор - капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"