Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2017 г. N Ф05-5302/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
23 января 2017 г. |
дело N А40-153334/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2016
по делу N А40-153334/16, принятое судьей Анциферова О.В.
по заявлению ОАО "КСХП "Химки" (141400, Московская область, Химки, микрорайон Клязьма, ОГРН 1025006179472)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (125009, Москва, переулок Газетный, дом 1/12; 115054, Москва, улица Бахрушина, дом 20, ОГРН 1037739510423)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Кисляков Е.В. по доверенности от 13.05.2014;
от заинтересованного лица - Олейник Е.Ю. по доверенности от 30.12.2016;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2016 признано недействительными решение Департамента городского имущества г. Москвы от 19.04.2016 N 33-5-43134/16-(0)-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 57.923 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0006009:1467, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, местоположение: Москва, КСХП "Химки" и на Департамент возложена обязанность в 30-дневный срок с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 57.923 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0006009:1467, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, местоположение: Москва, КСХП "Химки" по цене равной кадастровой стоимости данного земельного участка, подготовить и направить ОАО "КСХП "Химки" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Департамент, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 22.03.2016 ОАО "КСХП "Химки" обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением N 000399 (вх. от 22.03.2016 N 33-5-43134/16-(0)-0) о предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов, предназначенного для сельскохозяйственного использования (1.2.15), площадью 57.923 кв.м., расположенного по адресу: Москва, КСХП "Химки", с кадастровым номером 77:09:0006009:1467.
Указанный земельный участок принадлежит ОАО "КСХП "Химки" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в ЕГРП, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.03.2016 сделана запись регистрации N 77-77/012-77/012/002/2016-2286/1.
19.04.2016 Департаментом направлено в адрес общества письмо N 33-5-43134/16-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги "предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1467.
Решение Департамента, со ссылками на ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85, п. 6 ст. 39 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", подп. 3 п. 6 ст. 4.1. Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", мотивировано тем, что на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 расположен водный объект общего пользования пруд, а также красные линии технической зоны.
Не согласившись с вынесенным решением об отказе в предоставлении государственной услуги, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4.2.1 раздела 2 Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департаменту предоставлены полномочия по предоставлению в установленном порядке в аренду земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу ч. 1 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. При этом юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Принадлежащий заявителю спорный земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 не застроен, свободен от зданий, строений, сооружений, иных объектов капитального строительства.
Земельный участок заявителя не относится к территориям общего пользования.
В соответствии с п. 8. ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю, имеет установленные с координатной точностью границы, сведения о государственной регистрации прав внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 предоставлен заявителю для целей сельскохозяйственного использования, что отражено в сведениях Государственного кадастра недвижимости и является единственным видом разрешенного использования земельного участка.
Заявитель является единственным пользователем спорного земельного участка. Земельный участок для целей использования неограниченным кругом лиц не предоставлялся, публичный сервитут на участок не устанавливался, право постоянного (бессрочного) пользования заявителя в установленном порядке не ограничивалось, ограничения прав заявителя на спорный участок в ЕГРП не регистрировались.
Доказательств наличия линий градостроительного регулирования, обозначающих границы территорий общего пользования, пересекающих испрашиваемый в собственность участок, не представлено.
Пересечения границ территорий общего пользования с границами земельного участка заявителя отсутствуют, границы территорий общего пользования согласно документам территориального планирования применительно к земельному участку с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 не установлены.
Учитывая изложенное, спорный земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 не может относиться к территориям общего пользования и, соответственно, не может быть ограничен в обороте по этому основанию.
В границах участка отсутствуют красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования, доказательств обратного Департаментом не представлено.
В соответствии с п. 31 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст. ст. 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В обоснование принятого решения Департамент ссылается, в том числе, на подп. 3 п. 6 ст. 4.1. Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" в соответствии с которым основанием для принятия до 01.01.2020 решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов является пересечение границ земельного участка с линиями градостроительного регулирования (красными линиями, обозначающими границы территорий общего пользования).
Вместе с тем, в границах земельного участка отсутствуют линии градостроительного регулирования, обозначающие красные линии.
Согласно Приложению к указанному Закону г. Москвы спорный земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 не входит в утвержденный Законом г. Москвы от 21.03.2007 N 8 перечень земельных участков улично-дорожной сети г. Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в г. Москве" Правительством г. Москвы утвержден перечень и схема, описывающие местоположение границ территорий общего пользования г. Москвы, занятых объектами существующей улично-дорожной сети г. Москвы (п. 2 постановления).
Согласно п. 6 постановления Департаменту совместно с Москомархитектурой в 2011 предписывалось в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обеспечить определение координат характерных точек границ территорий (зон) общего пользования г. Москвы, занятых объектами существующей улично-дорожной сети г. Москвы, указанных в п. 2 настоящего постановления, и направить соответствующие сведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного кадастрового учета недвижимости.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 от 10.02.2016 N 77/501/16-146422 отсутствуют сведения о наличии в границах спорного земельного участка территорий общего пользования, включая территории существующей улично-дорожной сети.
Кроме того, спорный земельный участок не является составной частью участков улично-дорожной сети г. Москвы и не пересекает их, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 от 10.02.2016 N 77/501/16-146422, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 является самостоятельным земельным участком.
В границах земельного участка заявителя отсутствуют находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты, подлежащие учету и паспортизации в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах, которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В границах спорного земельного участка отсутствуют водные объекты, отвечающих требованиям к водным объектам, предусмотренным Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно п. 1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации помимо водного режима водные объекты имеют физико-географические, морфометрические и другие особенности, позволяющие идентифицировать покрытую водой часть поверхности земли в качестве водного объекта.
Пунктом 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
В соответствии с п. 5 ст. 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относится установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение.
Согласно п. 1 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Пунктом 5.5.1. Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 предусмотрено, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.
В соответствии с п. 4.5.1. Положения о Московско-Окском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 11.03.2014 N 66, МОБВУ осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1428 на основании распоряжения Департамента от 13.04.2015 N 4838 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1428" и распоряжения Департамента от 09.07.2015 N 9886 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 13.04.2015 N 4838".
Данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1467 от 10.02.2016 N 77/501/16-146422 (запись в строке 5).
Письмом от 31.07.2014 N 614 исх. сообщено о том, что сведения о наличии водных объектов в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1428 отсутствуют в государственном водном реестре.
Кроме того, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы письмом от 11.09.2014 N 05-04-9748/4 сообщено о том, что в Перечне водных объектов г. Москвы водные объекты, расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1428 и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не значатся, так как по итогам проводившейся ДЖКХиБ в 2012-2014 инвентаризации водных объектов на территории земельного участка заявителя не выявлено водных объектов, подлежащих учету и паспортизации в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Из кадастрового паспорта земельного участка 77:09:0006009:1467 следует, что сведения об ограничениях, связанных с расположением на участке водных объектов в ГКН отсутствуют.
Действующее законодательство допускает оборот земельных участков с расположенными в их границах прудами.
В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" с 01.07.2012 обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, находящиеся в собственности г. Москвы или государственной собственности до ее разграничения, приобретают их в собственность по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если иное не установлено федеральным законодательством.
Требования административного регламента, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы", при обращении за получением государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность заявителем соблюдены.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2016 по делу N А40-153334/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153334/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 июня 2017 г. N Ф05-5302/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "КОЛЛЕКТИВНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ХИМКИ", ОАО "КСХП "Химки"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ