Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
20 января 2017 г. |
Дело N А43-15363/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2016 по делу N А43-15363/2016, принятое
судьей Игнатьевой О.В.,
по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики"
о взыскании 149 072 руб. 07 коп.,
при участии представителей: от ответчика (заявителя) - Пашкина А.В. по доверенности от 30.12.2016 (сроком до 31.12.2017); от истца - не явился, извещен,
установил.
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный ядерный центр-Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" (далее - ФГУП "РФЯЦ - ВНИИЭФ") 149 072 руб. 63 коп. задолженности по договору N 431 аренды лесного участка от 14.05.2010 за период с июня 2013 года по декабрь 2015 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования основаны на статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 1, 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что при расчете арендной платы по договору аренды лесного участка N 431 от 14.05.2010 был неверно применен коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, а именно: к площади 3,1 га не был применен коэффициент "2", предусмотренный в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, в связи с чем за указанный период у ответчика образовалась задолженность в федеральный бюджет.
Решением от 12.10.2016 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП "РФЯЦ - ВНИИЭФ" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Заявитель полагает, что в силу требований статей 74 (части 2), 74.1 (части 3) Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации является неправомерным исчисление истцом размера арендной платы за пользование лесным участком с применением коэффициента "2" без изменения условий договора N 431 от 14.05.2010 в судебном порядке.
Кроме того, заявитель ссылается на недоказанность истцом того, что на момент проведения аукциона и заключения договора спорный участок относился к особо защищенным лесным участкам.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, обжалуемое решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить, в иске отказать.
Истец в заседание суда не явился. В отзыве на апелляционную жалобу обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным. Возражая против доводов апелляционной жалобы, отмечает, что в силу статьи 73 (частей 1 и 3) Лесного кодекса Российской Федерации арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. Принимая во внимание, что минимальный размер арендной платы (федеральная часть) по договору аренды является нормативно регулируемым и должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 310, в отношении арендуемого ответчиком лесного участка должен применяться коэффициент "2", учитывающий категорию защитных лесов и целевое назначение лесов - ОЗУ в защитных лесах вне зависимости от того, достигнуто ли соглашение сторон договора в этой части.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие истца, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.05.2010 между министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области ("арендодатель", в настоящее время Департамент) и ФГУП "РФЯЦ - ВНИИЭФ" ("арендатор") на основании протокола N 1 от 29 апреля 2010 года о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка заключен договор аренды N 431 лесного участка площадью 4,9133 га, являющегося частью участка с кадастровым номером 52:50:000000:0008 площадью 32 264,0 га, местоположение: Нижегородская область, Шатковское районное лесничество, Шатковское участковое лесничество, квартал 86, выделы 3 часть, 4, 28, 31 часть, 32 (в соответствии с материалами лесоустройства 2006 г.). Срок действия договора до 14.05.2059.
Пунктом 6 договора установлено, что размер арендной платы составляет 273 576 руб. в год.
Арендатор вносит арендную плату ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа текущего месяца (пункт 7 договора).
Пунктом 9 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке при изменении Правительством Российской Федерации коэффициента индексации ставок платы за единицу площади лесного участка в части минимальных ставок платы за пользование лесными участками, а также при изменении площади арендуемого лесного участка или установлении иных ставок платы (новых или дополнительных).
Цели и объемы использования лесов на арендуемом участке предусмотрены приложением N 3 к договору, участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 24.05.2010. Договор зарегистрирован 05.07.2010, в установленном законом порядке.
В 2015 году Федеральное агентство лесного хозяйства провело проверку исполнения органами государственной власти Нижегородской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходовании средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий.
Согласно акту проверки Федерального агентства лесного хозяйства N 16 от 03.07.2015 в отношении договора аренды лесного участка N 431 от 14.05.2010 было выявлено нарушение, выразившееся в неприменении повышающего коэффициента, а именно: к площади 3,1 га не был применен коэффициент "2", предусмотренный в отношении особо защитных участков лесов, в связи с чем арендная плата была занижена.
Предписанием N 16/2015 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Нижегородской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности" Департаменту указано на необходимость обеспечения перерасчета арендной платы по договорам аренды лесных участков, с учетом выявленных нарушений и внесения соответствующих изменений в указанные договоры, в том числе по договору N 431 от 14.05.2010.
В целях исполнения предписания Федерального агентства лесного хозяйства и устранения выявленного нарушения Департамент произвел правильный расчет арендной платы, в соответствии с которым: на 2013, 2014 годы арендная плата по договору должна была составлять 331 113 руб. в год, в том числе в федеральный бюджет - 220 742 руб., в областной бюджет - 110 371 руб.; на 2015 год - 348 694 руб. 23 коп., в том числе в федеральный бюджет - 232 462 руб. 82 коп., в областной бюджет - 116 231 руб. 41 коп.
Предложение Департамента о погашении задолженности по арендной плате (исх. N 414-04-1702/16 от 14.04.2016) было оставлено ответчиком без удовлетворения.
Данное обстоятельство послужило основанием предъявления настоящего иска в арбитражный суд. Поскольку перечисление арендной платы ФГУП "РФЯЦ - ВНИИЭФ" производило в размере, установленном договором N 431 от 14.05.2010, Департамент заявил о взыскании с ответчика 149 072 руб. 63 коп. задолженности за период с июня 2013 года по декабрь 2015 года (с учетом уточнения).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
На основании части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Из содержания пункта 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что начальная цена предмета аукциона (начальная цена арендной платы или начальная цена заготавливаемой древесины) определяется в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка, определенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", и за единицу площади арендуемого лесного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 установлены ставки платы за единицу объема ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно примечанию к таблице 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяется в том числе коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, а именно:
- в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2;
- в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1.5;
- в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарков) - 1.5.
Лесной участок, предоставленный в аренду Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики", был отнесен по целевому назначению к защитным лесам. При определении размера арендной платы по договору аренды лесного участка N 431 от 14.05.2010, согласно справке-расчету (л.д.36), начальная цена была установлена с применением коэффициента 1,5.
Между тем, как следует из составленного ФГУП "Поволжский леспроект" по состоянию на 01.01.2007 таксационного описания лесных участков Шатковского лесничества, из общей площади арендуемого лесного участка ( 4,9133 га) 3,1 га относятся к особо защищенным участкам. При расчете арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в отношении данной части арендуемого участка подлежит применению коэффициент, равный 2.
Таким образом, минимальная часть арендной платы при проведении аукциона и заключении договора аренды определена с нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, что привело к занижению размера арендной платы, установленной договором.
Поскольку перечисление арендной платы производилось ответчиком в меньшем размере, требование истца о взыскании задолженности за спорный период в сумме 149 072 руб. 63 коп. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
В рассматриваемом случае требования истца направлены на взыскание с ответчика недополученной арендной платы, а не на внесение изменений в договор аренды.
В соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
Минимальный размер арендной платы (федеральная часть) по договору аренды N 431 от 14.05.2010 является нормативно регулируемым и должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 310.
Вопреки утверждениям заявителя жалобы, в отношении арендуемого им лесного участка должен применяться коэффициент "2", учитывающий категорию защитных лесов и целевое назначение лесов - ОЗУ в защитных лесах вне зависимости от того, достигнуто ли соглашение сторон договора в этой части. Наличие в составе арендуемого участка части, относящейся к категории особо защитных лесов, подтверждено истцом путем предоставления суду таксационного описания лесных участков Шатковского лесничества.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2016 по делу N А43-15363/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-15363/2016
Истец: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области г. Н.Новгород
Ответчик: ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики"
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9110/16