Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2017 г. N Ф08-2855/17 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2017 г. |
дело N А32-25611/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2016 по делу N А32-25611/2016, принятое в составе судьи Суминой О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фреш"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным бездействия и обязании произвести возврат излишне взысканных таможенных платежей
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фреш" (далее - ООО "Фреш", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган), в котором просило:
- признать незаконным бездействие таможни, выраженное в письме от 15.06.2016 N 21.4-28/12081 по невозврату излишне взысканных таможенных платежей по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10309180/021014/0001891, 10309180/021014/0001898, 10309180/041014/0001903, 10309180/081014/0001914, 10309180/081014/0001915, 10309180/091014/0001921, 10309180/131014/0001937, 10309180/131014/0001942, 10309180/131014/0001943, 10309180/191014/0001966, 10309180/191014/0001969, 10309180/191014/0001971, 10309180/241014/0001988, 10309180/241014/0001989, 10309180/241014/0001997, 10309180/291014/0002028, 10309180/291014/0002029, 10309180/291014/0002030, 10309180/291014/0002031, 10309180/301014/0002039, 10309180/041114/0002072, 10309180/041114/0002073, 10309180/041114/0002075, 10309180/091114/0002120, 10309180/091114/0002121, 10309180/091114/0002122, 10309180/101114/0002129, 10309180/141114/0002170, 10309180/141114/0002173, 10309180/141114/0002174, 10309180/141114/0002181, 10309180/201114/0002227, 10309180/201114/0002228, 10309180/201114/0002229, 10309180/201114/0002230, 10309180/201114/0002240, 10309180/251114/0002278, 10309180/251114/0002279, 10309180/251114/0002280, 10309180/261114/0002292, 10309180/281114/0002329, 10309180/281114/0002330, 10309180/281114/0002331, 10309180/031214/0002396, 10309180/031214/0002398, 10309180/031214/0002399, 10309180/061214/0002457, 10309180/061214/0002458, 10309180/061214/0002459, 10309180/111214/0002528, 10309180/111214/0002534, 10309180/161214/0002591, 10309180/161214/0002592, 10309180/161214/0002593, 10309180/161214/0002600, 10309180/191214/0002642, 10309180/191214/0002644, 10309180/191214/0002645, 10309180/221214/0002680, 10309180/221214/0002681, 10309180/221214/0002684, 10309180/271214/0002713, 10309180/271214/0002714, 10309180/271214/0002719, 10309180/271214/0002715;
- признать незаконным бездействие таможни, выраженное в письме от 10.06.2016 N 22.4-16/11869, по невнесению изменений в указанные ДТ;
- обязать таможню произвести возврат излишне взысканных таможенных платежей в размере 12 539 704,90 руб. по данным ДТ (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 33 л.д. 59-61)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2016 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что таможенный орган незаконно откорректировал таможенную стоимость товаров по спорным ДТ; общество документально обосновало правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств; представленная обществом одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств совокупность документов позволяла таможенному органу рассмотреть заявление общества по существу и принять соответствующее решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы таможня ссылается на то, что к заявлению о возврате приложены КДТ по рассматриваемым ДТ без предварительного согласования с таможенным органом; не приложены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин и налогов, которые подлежат возврату. Таможня указала, что возврат не может быть произведен ранее принятия решения о внесении изменений в ДТ, в связи с чем обществу направлен промежуточный ответ (исх. N 21.4-28/12081 от 15.06.2016), которым было рекомендовано повторно обратиться с заявлением о возврате в случае принятия таможней положительного решения о корректировке сведений, указанных в ДТ. При проверке сведений о заявленной таможенной стоимости выявлены риски, связанные с недостоверным декларированием, низкий ценовой уровень заявленной стоимости, в связи с чем запрошены дополнительные документы, которые декларант представить отказался, представив заявления о зачете денежных средств. Таким образом, посчитав, что заявленная таможенная стоимость не подтверждена документально в полном объеме, таможенный орган правомерно скорректировал таможенную стоимость и доначислил дополнительно таможенные платежи. Таможенный орган также ссылается на то, что обществом не были выполнены требования части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) в части представления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или взыскания; не выполнены требования пунктов 11 и 14 Порядка внесения изменений - отсутствуют основания для внесения изменений в сведения, указанные в ДТ, и к заявлению не приложены документы, подтверждающие изменения, вносимые в сведения, указанные в ДТ.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. От общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 26.09.2014 N 1, заключенным между ООО "Фреш" и компанией "STAR TARIM URUNLERI NAK. VE TIC. LTD. STI., TURKEY " (Турция), в 2014 году на условиях CFR - Туапсе на территорию Российской Федерации ввезены свежие овощи и фрукты (далее - товар), оформленные в спорных ДТ.
Декларант определил таможенную стоимость ввезенного товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости при декларировании указанного товара таможенному органу были представлены документы, в том числе: контракт, дополнительные соглашения и приложения к нему, паспорт сделки, инвойсы, упаковочные листы и иные документы.
В ходе таможенного оформления у таможни возникли сомнения относительно достоверности представленных заявителем сведений о таможенной стоимости товаров, а также документального подтверждения указанных сведений, в связи с чем таможней приняты решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товара по указанным таможенным декларациям.
Для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров у общества были запрошены дополнительные документы.
В ответ на запрос дополнительных документов общество представило пояснения, согласно которым общество согласилось определить таможенную стоимость на основании ценовой информации, представленной таможенным органом.
В дальнейшем таможенным органом были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, изменен метод определения таможенной стоимости товаров, что повлекло увеличение суммы подлежащих уплате таможенных платежей на 12 539 704,90 руб., которые были взысканы за счет денежного залога, в том числе:
по ДТ |
10309180/021014/0001891 |
- |
146 881,72 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/021014/0001898 |
- |
117 652,57 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/041014/0001903 |
- |
93 157,05 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/081014/0001914 |
- |
62 648,37 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/081014/0001915 |
- |
49 407,31 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/091014/0001921 |
- |
161 793,21 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/131014/0001937 |
- |
276 095,64 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/131014/0001942 |
- |
93 060,35 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/131014/0001943 |
- |
45 050,51 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/191014/0001966 |
- |
170 740,54 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/191014/0001969 |
- |
34 497,04 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/191014/0001971 |
- |
61 815,94 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/241014/0001988 |
- |
177 236,26 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/241014/0001989 |
- |
107 931,26 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/241014/0001997 |
- |
29 637,96 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/291014/0002028 |
- |
112 673,51 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/291014/0002029 |
- |
103 031,99 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/291014/0002030 |
- |
70 425,99 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/291014/0002031 |
- |
44 767,25 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/301014/0002039 |
- |
56 107,98 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/041114/0002072 |
- |
162 343,05 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/041114/0002073 |
- |
187 850,09 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/041114/0002075 |
- |
128 507,21 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/091114/0002120 |
- |
205 653,65 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/091114/0002121 |
- |
132 589,57 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/091114/0002122 |
- |
79 633,51 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/101114/0002129 |
- |
104 486,54 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/141114/0002170 |
- |
228 745,28 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/141114/0002173 |
- |
26 212,81 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/141114/0002174 |
- |
260 441,36 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/141114/0002181 |
- |
138 913,24 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/201114/0002227 |
- |
113 270,20 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/201114/0002228 |
- |
96 598,67 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/201114/0002229 |
- |
168 307,11 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/201114/0002230 |
- |
405 092,80 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/201114/0002240 |
- |
60 799,60 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/251114/0002278 |
- |
229 781,47 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/251114/0002279 |
- |
220 006,72 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/251114/0002280 |
- |
212 227,82 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/261114/0002292 |
- |
20 125,30 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/281114/0002329 |
- |
148 834,71 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/281114/0002330 |
- |
532 163,47 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/281114/0002331 |
- |
183 729,89 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/031214/0002396 |
- |
103 887,32 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/031214/0002398 |
- |
535 426,70 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/031214/0002399 |
- |
238 983,83 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/061214/0002457 |
- |
491 297,29 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/061214/0002458 |
- |
207 439,04 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/061214/0002459 |
- |
109 910,22 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/111214/0002528 |
- |
431 488,58 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/111214/0002534 |
- |
125 716,36 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/161214/0002591 |
- |
434 483,66 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/161214/0002592 |
- |
352 325,12 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/161214/0002593 |
- |
50 266,80 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/161214/0002600 |
- |
115 721,33 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/191214/0002642 |
- |
581 688,77 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/191214/0002644 |
- |
508 385,15 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/191214/0002645 |
- |
154 282,17 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/221214/0002680 |
- |
525 114,44 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/221214/0002681 |
- |
205 354,59 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/221214/0002684 |
- |
65 901,18 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/271214/0002713 |
- |
460 872,80 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/271214/0002714 |
- |
289 430,88 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/271214/0002719 |
- |
372 647,68 |
руб.; |
по ДТ |
10309180/271214/0002715 |
- |
118 154,47 |
руб. |
Вместе с тем, полагая, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара являются неправомерными, а излишне взысканные в результате корректировки таможенной стоимости таможенные платежи подлежат возврату, общество после выпуска товара обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей от 06.06.2016 N 2/1 и заявлением о внесении изменений в декларации на товары от 06.06.2016 N 2/2, 2 (том 1 л.д. 168-201).
В отношении подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости по каждой ДТ обществом согласно описи вложения приложены: инвойсы, прайс-листы (приложение с согласованной ценой товара); пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров; пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости; оборотно-сальдовые ведомости по счету бухгалтерского учета 41; копии экспортных ДТ, заверенные обществом, с переводом на русский язык, произведенным директором общества; ведомость банковского контроля; платежные поручения, подтверждающие оплату и списание таможенных платежей по вышеуказанной ДТ.
Таможенный орган в письме от 15.06.2016 N 21.4-28/12081 в ответ на письмо от 06.06.2016 N 2/1 о возврате денежных средств указал, что заявление о возврате в настоящее время не может быть рассмотрено; заявления от 06.06.2016 N 2, 2/2 о корректировке сведений в указанных в ДТ направлены в структурные подразделения таможни для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном решением от 10.12.2013 N 289.
Поскольку таможенным органом не было принято решение о возврате излишне взысканных таможенных платежей, а также не внесены изменения в спорные ДТ, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Таким образом, необходимыми условиями для начала процедуры возврата излишне уплаченных таможенных сборов является подача заинтересованным лицом заявления по установленной форме с приложением необходимых документов.
Пунктом 2 статьи 191 ТК ТС предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Порядка N 289 сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в предусмотренных пунктом 11 Порядка N 289 случаях.
Кроме того, сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо на основании вступивших в законную силу решений судебных органов государств-членов (подпункт "в" пункта 11 Порядка N 289).
Пунктами 13 - 16 Порядка N 289 установлено, что обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.
В случае необходимости внесения изменений и (или) дополнений исключительно в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом, представление КДТ и ее электронной копии не требуется.
В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС при корректировке таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
При подаче в таможенный орган после выпуска товаров обращения таможенный орган регистрирует его с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Вместе с тем, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, таможенный орган в рассматриваемом случае обязан рассмотреть заявление о внесении изменений в декларацию на товары и возврате таможенных платежей в течение одного месяца со дня подачи такого заявления и представления всех необходимых документов.
Таможенный орган в письме от 15.06.2016 N 21.4-28/12081 указал, что заявление о возврате в настоящее время не может быть рассмотрено; заявления от 06.06.2016 N 2, 2/2 о корректировке сведений в указанных в ДТ направлены в структурные подразделения таможни для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном решением от 10.12.2013 N 289. Также таможня указала, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
При этом таможенным органом в установленный законом срок не было принято решение по заявлению о внесении изменений в ДТ.
Таможенный орган ссылается на отсутствие излишней уплаты таможенных платежей, поскольку действия по корректировке таможенной стоимости правомерны. Таможенные платежи взысканы в соответствии с откорректированной таможенной стоимостью.
Поскольку таможенный орган в качестве законности принятого решения сослался на указанное обстоятельство, суд первой инстанции исследовал законность корректировки таможенной стоимости как основания для принятия оспариваемого решения.
Пунктом 1 статьи 79 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в составе сведений о товаре в декларации указывается таможенная стоимость товара.
На основании пункта 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 25.01.2008 заключено Соглашение "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза), в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения (пункт 3 Правил).
Пунктом 1 статьи 5 Соглашения предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.
Перечень соответствующих расходов, включаемых в таможенную стоимость, которые осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, приведен в вышеназванной статье 5 Соглашения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 утвержден Порядок декларирования таможенной стоимости товаров (далее - Порядок).
Приложение N 1 к указанному Порядку содержит перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
Как установлено судом и подтверждается описью документов, представленных в целях таможенного оформления товара по спорным ДТ, в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом представлены внешнеторговый контракт от 26.09.2014 N 1, дополнительные соглашения, паспорт сделки, инвойсы, упаковочные листы.
К заявлению о внесении изменений в указанные ДТ после выпуска товаров от 29.06.2016 N 16 обществом представлены инвойсы, прайс-листы (приложение с согласованной ценой товара); пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров; пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости; оборотно-сальдовые ведомости по счету бухгалтерского учета 41; копии экспортных ДТ, заверенные обществом, с переводом на русский язык, произведенным директором общества; ведомость банковского контроля; платежные поручения, подтверждающие оплату и списание таможенных платежей по вышеуказанной ДТ.
Представленные документы подтверждают условия поставки, наименование, количество и цену товара, оформленного по спорным ДТ.
Информация, указанная в упаковочных листах, соответствует заявленным в ДТ сведениям, а также указанным в приложениях к контракту, копиях экспортных деклараций.
Оплата товара в указанном размере подтверждается ведомостью банковского контроля (том 33 л.д. 88-103).
Доказательства того, что заявитель (покупатель) по контракту уплатил цену больше заявленной, Краснодарская таможня суду не представила. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара и может являться основанием для проведения проверки.
Ссылка таможенного органа на непредставление декларантом дополнительно истребованных у него документов подлежит отклонению.
Положения статьи 69 ТК ТС указывают на право таможенных органов истребовать не все документы, а лишь необходимые для определения таможенной стоимости товаров.
Данное право не позволяет руководствоваться одним лишь фактом непредставления документов, если такие документы не способны повлиять на определение таможенной стоимости товаров при их таможенном оформлении.
При этом непредставление заявителем экспортной декларации страны отправления и прайс-листа производителя товара не свидетельствует о недостоверности заявленной в ходе таможенного декларирования стоимости товара, подтвержденной иными соответствующими документами, перечень которых установлен действующим таможенным законодательством. Вместе с тем экспортная декларация и прайс-лист производителя не являются документами покупателя и обязанность их представления иностранным поставщиком не предусмотрена условиями внешнеторгового контракта.
Кроме того, в материалы дела обществом представлены копии экспортных деклараций, которые сопоставимы со спорными декларациями и содержат информацию, соответствующую заявленной в ДТ.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что представленные в процессе таможенного оформления и таможенного контроля документы позволяют сделать вывод о структуре таможенной стоимости товаров, а также подтверждают заявленные декларантом сведения. Существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон сделки друг к другу не имеется.
На основании изложенного, доводы Краснодарской таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствуют материалам дела.
Доводы таможни о низком ценовом уровне таможенной стоимости товара являются необоснованными и не подтверждены документальными доказательствами. Кроме того, только низкий ценовой уровень не может являться основанием для непринятия таможенной стоимости и ее корректировки.
Из пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", действовавшего на момент декларирования спорного товара, следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Следовательно, таможенный орган неправомерно и необоснованно осуществил корректировку таможенной стоимости, результатом которой стало неправомерное доначисление излишних таможенных платежей, которые декларант фактически вынужден был оплатить с целью выпуска скоропортящегося товара и минимизации дополнительных расходов.
В силу части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона о таможенном регулировании установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Материалами дела подтверждается, что заявитель документально обосновал правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Заявление подано в пределах трехлетнего срока. К заявлению были приложены, в том числе копия спорных деклараций, копии КДТ, документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, и другие необходимые документы.
Оспариваемые решения приняты 15.06.2016 и 10.06.2016. Заявление в суд поступило 25.07.2016 с соблюдением трехмесячного срока.
В материалы дела Краснодарской таможней не представлены сведения о наличии у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей перед бюджетом РФ.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении спора правомерно исходил из того, что основания для непринятия заявленной таможенной стоимости и последующего невнесения изменений в сведения спорной ДТ о таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ввозимым товаром, у таможенного органа отсутствовали, досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, в связи с чем правомерно и обоснованно признал незаконным оспариваемое бездействие таможни и обязал произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2016 по делу А32-25611/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25611/2016
Истец: ООО "ФРЕШ"
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8433/20
30.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1140/20
13.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25611/16
05.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2855/17
26.01.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20554/16
21.10.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25611/16