г. Владимир |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А43-6239/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.01.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области и администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2016
по делу N А43-6239/2016,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению публичного акционерного общества "ГАЗ" (ОГРН 1025202265571, ИНН 5200000046, г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 88)
о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, изложенного в письме от 10.02.2016 N 326-03-02-3356/16,
при участии:
от публичного акционерного общества "ГАЗ" - Клименковой А.В. по доверенности от 20.07.2016 N 43,
и установил:
публичное акционерное общество "ГАЗ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство), изложенного в письме от 10.02.2016 N 326-03-02-3356/16, об отказе в предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040211:1351, площадью 15 кв.м, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, Автозаводский район, проспект Кирова, 2Б (литера А), и обязании Министерства в срок не позднее одного месяца с даты вступления в силу судебного решения по данному делу подготовить распоряжение о предоставлении в собственность заявителя указанного земельного участка и в течение 45 дней с даты выхода этого распоряжения направить в адрес Общества на подписание проект договора купли-продажи.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области (далее - Департамент), администрация города Нижнего Новгорода (далее - администрация).
Решением от 12.10.2016 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
Министерство и администрация не согласились с решением арбитражного суда первой инстанции и обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционные жалобы просил оставить их без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в судебное заседание не направили, Министерство и Департамент заявили ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб без их участия.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу поддержал позицию Министерства и администрации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником объекта недвижимости - здание дежурного по переезду, общей площадью 9,90 кв.м, этажность - 1, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, пр. Кирова, дом 2Б (свидетельство о государственной регистрации права от 02.10.2003 серии 52-АА N 746860).
Данный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 15 кв.м с кадастровым номером 52:18:004020211:1351, находящемся в государственной собственности и расположенном по адресу: г.Нижний Новгород, Автозаводский р-он, пр.Кирова, 2Б (литера А).
16.12.2015 Общество обратилось в Министерство с заявкой (вх.N 01-10925 от 16.12.2015) о приобретении в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером 52:18:004020211:1351.
В соответствии с Порядком взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и департамента градостроительного развития территории Нижегородской области при образовании и предоставлении земельных участков без торгов, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31, Министерство письмом от 18.12.2015 исх. N 326-01/06-3876/15 направило запрос в Департамент.
Письмом от 10.02.2016 N 326-03-02-3356/16 Министерство со ссылкой на заключение Департамента отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку он относится к землям общего пользования ввиду его расположения в красных линиях проспекта Кирова, которые разработаны в составе проекта детальной планировки "Соцгород" 1982 года, утвержденного решением горисполкома Горьковского городского совета народных депутатов от 23.12.1982 N 727, а также в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород") зона А, в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (III пояс).
Посчитав такое решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
В частности, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу положений статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на этом земельном участке, а равно в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель права постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных в законе.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке площадью 15 кв.м с кадастровым номером 52:18:004020211:1351, расположенном по адресу: г.Нижний Новгород, Автозаводский р-он, пр.Кирова, 2Б (литера А), обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Доводов относительно непредставления документов, предусмотренных подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ, а также Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, Министерством не заявлено.
Повторно оценив основания для отказа в предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка в собственность, суд апелляционной инстанции признает их несостоятельными.
В частности, такие основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка как нахождение земельного участка в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (III пояс), в границах зоны санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород"), зона А, действующим законодательством не предусмотрены.
Необоснованным также признается довод Министерства со ссылкой на представленное Департаментом с письмом от 28.12.2015 N 406-02-14156/15 градостроительное заключение об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования ввиду его расположения в красных линиях проспекта Кирова, которые разработаны в составе проекта детальной планировки "Соцгород" 1982 года.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Исследовав представленные в дело материалы, суд установил, что Министерством не представлены документальные доказательства, достоверно подтверждающие расположение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий проспекта Кирова, которые разработаны в составе проекта детальной планировки "Соцгород" 1982 года.
По запросу суда в материалы настоящего дела был представлен оригинал Проекта детальной планировки "Соцгород" 1982 года с красными линиями.
Оценив данное доказательство, суд правильно установил, что красные линии, которые бы проходили через спорный земельный участок с кадастровым номером 52:18:004020211:1351, расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, Автозаводский р-он, пр.Кирова, 2Б (литера А), на представленных картографических материалах отсутствуют. При этом на представленном чертеже объекта "Соцгород" 1982 года на момент его составления не указаны не только проектируемые объекты, но и введенное еще в 1960 году в эксплуатацию здание дежурного по переезду, расположенное на спорном земельном участке.
Довод Министерства о том, что факт прохождения по испрашиваемому земельному участку красных линий подтверждается Генеральным планом города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 N 22, согласно которому земельный участок частично расположен в красных линиях автомобильной дороги общего пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Вышеназванный Проект детальной планировки "Соцгород" 1982 года с красными линиями, которым не подтверждается прохождение красных линий по спорному земельному участку, на сегодняшний день является неотъемлемой частью данного Генерального плана города Нижнего Новгорода.
Кроме того, как установил суд и подтвердил представитель Общества, спорный земельный участок огорожен забором, какая-либо автомобильная дорога общего пользования отсутствует. При этом испрашиваемый земельный участок расположен вплотную к железнодорожным путям, которые также принадлежат на праве собственности Обществу и к которым свободный и беспрепятственный доступ неограниченного круга лиц отсутствует.
Суд также установил, что согласно сведениям публичной кадастровой карты земельные участки, расположенные на данной территории, выкуплены и принадлежат не только Обществу, но и иным лицам на праве собственности. В этой связи суд правомерно посчитал, что факт предоставления в собственность земельных участков, расположенных в пределах красных линий согласно представленному чертежу объекта "Соцгород" 1982 года, ставит под сомнение использование данного документа в качестве надлежащего доказательства.
Более того, в соответствии с кадастровым паспортом спорного земельного участка, постановка на кадастровый учет которого осуществлена в ноябре 2014 года, какие-либо ограничения, в т.ч. красные линии, в границах участка отсутствуют. Данный факт подтверждается и сведениями публичной кадастровой карты. Разрешенное использование и площадь земельного участка свидетельствуют о том, что участок был выделен и предоставлен исключительно для размещения объекта недвижимости "Здание дежурного по переезду".
Доказательства обратного Министерство не представило.
При изложенных обстоятельствах основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указанные в решении Министерства от 10.02.2016 N 326-03-02-3356/16, не нашли своего подтверждения.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 52:18:004020211:1351 подлежали оформлению по действующим правилам ЗК РФ, соответственно, у Министерства не имелось оснований для ненаправления Обществу проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Доказательств невозможности предоставления заявителю спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Министерством не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Министерство возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Суд апелляционной инстанции считает, что со стороны Министерства имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных ЗК РФ, выраженное в отказе Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, неподготовке и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Министерства противоречит действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Министерством не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционные жалобы Министерства и администрации по приведенным в них доводам удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2016 по делу N А43-6239/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области и администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6239/2016
Истец: ОАО "ГАЗ"
Ответчик: Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
Третье лицо: Администрация города Нижнего Новгорода, Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области