Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2017 г. N Ф05-2748/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А41-57833/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Арт Медиа" - Фурсеевой Л.Е. (представителя по доверенности от 18.01.2017),
от администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Главного управления по информационной политике Московской области - Смоляженковой В.Д. (представителя по доверенности от 13.10.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арт Медиа" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2016 по делу N А41-57833/16, принятое судьей Денисовым А.Э.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арт Медиа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконными действия администрации по отказу во внесении рекламных конструкций, принадлежащих на праве собственности обществу, расположенных по адресу: Московская область, Солнечногорский район:
1 Ленинградское шоссе, 31 км+755-м, правая сторона;
2 Ленинградское шоссе, 33 км+580-м, правая сторона;
3 Ленинградское шоссе, 33 км+650-м, правая сторона;
4 Ленинградское шоссе, 35 км+315-м, левая сторона;
5 Ленинградское шоссе, 35 км+815-м, правая сторона,
6 Ленинградское шоссе, 38 км+070-м, левая сторона;
7 Ленинградское шоссе, 38 км+490-м, правая сторона;
8 Ленинградское шоссе, 38 км+795-м, левая сторона;
9 Ленинградское шоссе, 39 км+600-м, левая сторона;
10 Ленинградское шоссе, 41 км+180-м, правая сторона;
11 Ленинградское шоссе, 42 км+308-м, правая сторона;
12 Ленинградское шоссе, 43 км+910-м, правая сторона;
13 Ленинградское шоссе, 45 км+375-м, левая сторона;
14 Ленинградское шоссе, 45 км+445-м, левая сторона;
15 Ленинградское шоссе, 45 км+600-м, правая сторона;
16 Ленинградское шоссе, 45 км+765-м, правая сторона;
17 Ленинградское шоссе, 46 км+015-м, левая сторона;
18 Ленинградское шоссе, 46 км+040-м, правая сторона;
19 Ленинградское шоссе, 46 км+300-м, правая сторона;
20 Ленинградское шоссе, 47 км+625-м, правая сторона;
21 Ленинградское шоссе, 50 км+480-м, правая сторона;
22 Ленинградское шоссе, 50 км+540-м, правая сторона;
23 Ленинградское шоссе, 51 км+815-м, правая сторона;
24 Ленинградское шоссе, 52 км+390-м, левая сторона:
25 Ленинградское шоссе, 52 км+475-м, правая сторона;
26 Ленинградское шоссе, 53 км+680-м, левая сторона;
27 Ленинградское шоссе, 55 км+145-м, правая сторона;
28 Ленинградское шоссе, 55 км+695-м, правая сторона;
29 Ленинградское шоссе, 55 км+785-м, правая сторона;
30 Ленинградское шоссе, 56 км+085-м, правая сторона;
31 Ленинградское шоссе, 59 км+130-м, левая сторона;
32 Ленинградское шоссе, 60 км+405-м, правая сторона;
33 Ленинградское шоссе, 62 км+450-м, правая сторона;
34 Ленинградское шоссе, 62 км+545-м, правая сторона;
35 Ленинградское шоссе, 63 км+220-м, левая сторона;
36 Ленинградское шоссе, 63 км+530-м, правая сторона;
37 Ленинградское шоссе, 64 км+770-м, левая сторона;
38 Ленинградское шоссе, 65 км+015-м, левая сторона;
39 Ленинградское шоссе, 65 км+115-м, правая сторона;
40 Ленинградское шоссе, 65 км+155-м, левая сторона;
41 Ленинградское шоссе, 65 км+230-м, левая сторона;
42 Ленинградское шоссе, 66 км+065-м, правая сторона;
43 Пятницкое шоссе, 10 км+700-м, левая сторона;
44 Пятницкое шоссе, 11 км+600-м, левая сторона;
45 Пятницкое шоссе, 13 км+580-м, правая сторона;
46 Пятницкое шоссе, 18 км+000-м, правая сторона;
47 Пятницкое шоссе, 20 км+400-м, правая сторона;
48 Пятницкое шоссе, 24 км+900-м, левая сторона;
49 Пятницкое шоссе, 24 км+900-м, правая сторона;
50 Пятницкое шоссе, 31 км+850-м, левая сторона;
51 Пятницкое шоссе, 31 км+800-м, правая сторона;
52 Пятницкое шоссе, 35 км+500-м, правая сторона;
53 Пятницкое шоссе, 36 км+200-м, правая сторона;
54 Пятницкое шоссе, 3 км+880-м, правая сторона;
55 Пятницкое шоссе, 44 км+400-м левая сторона;
56 Пятницкое шоссе, 45 км+100-м левая сторона;
57 Пятницкое шоссе, 45 км+350-м левая сторона;
58 Пятницкое шоссе, 47 км+450-м левая сторона;
59 Пятницкое шоссе, 49 км+500-м левая сторона;
60 Пятницкое шоссе, 4 км+000-м левая сторона;
61 Пятницкое шоссе, 4 км+020-м правая сторона;
62 Пятницкое шоссе, 5 км+300-м правая сторона;
63 Пятницкое шоссе, 5 км+500-м правая сторона;
64 Пятницкое шоссе, 9 км+700-м левая сторона;
65 Пятницкое шоссе, 48 км+100-м левая сторона;
66 Пятницкое шоссе, 48 км+990-м левая сторона;
67 Новосходненское шоссе, 5 км+950-м, (от границы г. Москва), право при движении в сторону Сходни;
68 Новосходненское шоссе, 6 км+200-м, (от границы г. Москва), право при движении в сторону Сходни;
69 Фирсановское шоссе, 0 км+100-м, левая сторона;
70 г. Солнечногорск, площадь Советская, рядом с фонтаном;
71 г. Солнечногорск, улица Красная, вблизи д. 120;
72 Фирсановское шоссе, 0 км+150-м, правая сторона;
73 а/д от Шереметьево-1 к г. Лобня (ул. Шереметьевская) 150-м до остановки "Городок", правая сторона; 74 а/д от Шереметьево-1 к г. Лобня (ул. Шереметьевская) 150-м до остановки "Носово", левая сторона;
75 а/д от Шереметьево-1 к г. Лобня (ул. Шереметьевская) 370 м после остановки "Городок", правая сторона, нарушающими права общества, как субъекта малого предпринимательства;
- обязать администрацию внести указанные рекламные конструкции, принадлежащие на праве собственности обществу, в схему территориального размещения рекламных конструкций на территории Солнечногорского муниципального района.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Главное управление по информационной политике Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.10.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей общества и управления, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 98-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 01.01.2014 органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 98-ФЗ до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Постановлением администрации от 10.07.2014 N 1799 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Солнечногорского муниципального района Московской области.
Как правильно установлено судом первой инстанции, разрешения на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций выданы до 01.01.2014, то есть до утверждения этой схемы, срок их действия истекает в 2018 году.
В силу общих правил пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку разрешения на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций выданы до утверждения схемы размещения рекламных конструкций, то есть в том порядке, который подлежал применению до дня вступления в силу изменений в Закон о рекламе, в силу указанных положений закона и установленных по делу обстоятельств у органа местного самоуправления отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению в схему мест размещения данных рекламных конструкций.
При этом ссылка общества на необоснованное применение судом первой инстанции положений части 4 статьи 4 Закона N 98-ФЗ основана на неправильном толковании указанной нормы права и противоречит установленным обстоятельствам по делу.
Так, исходя из буквального толкования данных положений Закона N 98-ФЗ, следует, что они относятся к органам местного самоуправления, а не только к городам федерального значения.
Обращаясь с настоящими требованиями, общество заявило довод о том, что оспариваемый отказ администрации нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подтверждение этого довода общество сослалось на письма организаций об отказе в размещении рекламы на рекламных конструкциях, которые отсутствуют в схеме территориального размещения. Между тем подобное обстоятельство само по себе не свидетельствуют об отсутствии у общества фактической, объективной и основанной на законе возможности на основании имеющихся разрешений и договоров для эксплуатации принадлежащих ему рекламных конструкций.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статьи 198 АПК РФ следует, что для признания незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствия ненормативного акта закону или иному нормативному акту и нарушения названным актом прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2011 N 7345/11).
Исходя из этого отсутствие хотя бы одного из названных условий исключает признание незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия.
Поэтому в данном случае оспариваемый отказ нельзя признать незаконным лишь потому, что он не отвечает интересам общества: необходимо также установить его противоречие действующему законодательству, законность интересов общества.
Что касается довода общества о нарушении его прав и законных интересов, то для этого также необходимо указать положения законодательства, предусматривающие соответствующие права общества и позволяющие квалифицировать его интересы как законные.
На вопрос апелляционного суда, каким именно положениям законодательства не соответствует оспариваемый отказ, представитель общества ответил, что нормам части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), каким именно конкретизировать затруднился.
Часть 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает следующие нормы:
- схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
- схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
- схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 утвержден Порядок, определяющий требования к документам и материалам для согласования Схем размещения рекламных конструкций, уполномоченным органом исполнительной власти Московской области - управлением (Главным управлением по информационной политике Московской области). В соответствии с данным Порядком схема размещения должна содержать следующее: альбом схемы, адресную программу схемы, фотоматериал.
При этом схема размещения рекламных конструкций предусматривает места для предполагаемой их установки, но не сами рекламные конструкции.
Схема размещения рекламных конструкций должна обеспечивать соблюдение архитектурного облика.
В силу изменений, внесенных в Закон о рекламе, органы местного самоуправления самостоятельно определяют места для установки рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования в схеме размещения рекламных конструкций.
Действующее законодательство не устанавливает четкие критерии и признаки, наличие или отсутствие которых свидетельствует о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, такое понятие, как "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа", носит оценочный характер, вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей окружающих зданий и территории, на которой предполагается разместить рекламную конструкцию. Решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности и результате установки рекламной конструкции относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
Изложенное подтверждено постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2016 по делу N А41-14750/16.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными действий администрации по отказу во внесении перечисленных рекламных конструкций, принадлежащих обществу на праве собственности, в схему территориального размещения рекламных конструкций на территории Солнечногорского муниципального района.
Поскольку незаконных действий администрация не совершала, права и законные интересы общества не нарушала, суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для возложения на администрацию каких-либо обязанностей в качестве устранения нарушения прав и законных интересов общества, в том числе обязанности внести названные рекламные конструкции (места их размещения) в схему территориального размещения рекламных конструкций на территории Солнечногорского муниципального района.
Тем самым, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
Оснований для его отмены из доводов общества, материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2016 по делу N А41-57833/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57833/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2017 г. N Ф05-2748/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АРТ МЕДИА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области