Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2017 г. N Ф05-2773/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А41-57839/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "АНР ПРО": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от администрации Солнечногорского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от главного управления по информационной политике Московской области: Лалаян К.В. по доверенности от 13.10.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АНР ПРО" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года по делу N А41-57839/16, принятое судьей Денисовым А.Э.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АНР ПРО"
к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области,
третье лицо: главное управление по информационной политике Московской области,
об оспаривании отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АНР ПРО" (далее - общество, ООО "АНР ПРО", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) по отказу заявителю во внесении в схему территориального размещения рекламных конструкций на территории Солнечногорского муниципального района принадлежащих последнему рекламных конструкций, расположенных в Солнечногорском районе Московской области по следующим адресам:
1. Ленинградское шоссе, 32 км+210-м, левая сторона;
2. Ленинградское шоссе, 32 км+620-м, правая сторона;
3. Ленинградское шоссе, 32 км+710-м, левая сторона;
4. Ленинградское шоссе, 33 км+510-м, правая сторона;
5.Ленинградское шоссе, 34 км+500-м, правая сторона;
6. Ленинградское шоссе, 34 км+700-м, левая сторона;
7. Ленинградское шоссе, 34 км+795-м, правая сторона;
8. Ленинградское шоссе, 36 км+605-м, левая сторона;
9. Ленинградское шоссе, 37 км+410-м, правая сторона;
10. Ленинградское шоссе, 38 км+070-м, правая сторона;
11. Ленинградское шоссе, 38 км+180-м, левая сторона;
12. Ленинградское шоссе, 40 км+400-м, левая сторона;
13. Ленинградское шоссе, 41 км+090-м, правая сторона;
14. Ленинградское шоссе, 40 км+600-м, левая сторона;
15. Ленинградское шоссе, 40 км+740-м, левая сторона;
16. Ленинградское шоссе, 40 км+955-м, левая сторона;
17. Ленинградское шоссе, 44 км+080-м, правая сторона;
18. Ленинградское шоссе, 44 км+165-м, правая сторона;
19. Ленинградское шоссе, 45 км+005-м, правая сторона;
20. Ленинградское шоссе, 45 км+665-м, правая сторона;
21. Ленинградское шоссе, 46 км+205-м, правая сторона;
22. Ленинградское шоссе, 46 км+570-м, правая сторона;
23. Ленинградское шоссе, 50 км+600-м, правая сторона;
24. Ленинградское шоссе, 51 км+255-м, правая сторона;
25. Ленинградское шоссе, 51 км+680-м, правая сторона;
26. Ленинградское шоссе, 52 км+385-м, правая сторона;
27. Ленинградское шоссе, 55 км+425-м, правая сторона;
28. Ленинградское шоссе, 59 км+270-м, левая сторона;
29. Ленинградское шоссе, 61 км+205-м, правая сторона;
30. Ленинградское шоссе, 62 км+740-м, правая сторона;
31. Ленинградское шоссе, 62 км+740-м, левая сторона;
32. Ленинградское шоссе, 62 км+900-м, правая сторона;
33. Ленинградское шоссе, 63 км+030-м, правая сторона;
34. Ленинградское шоссе, 63 км+370-м, левая сторона;
35. Ленинградское шоссе, 63 км+470-м, левая сторона;
36. Ленинградское шоссе, 63 км+570-м, левая сторона;
37. Ленинградское шоссе, 63 км+910-м, правая сторона;
38. Ленинградское шоссе, 64 км+020-м, левая сторона;
39. Ленинградское шоссе, 64 км+145-м, правая сторона;
40. Ленинградское шоссе, 65 км+725-м, правая сторона;
41. Пятницкое шоссе, 13 км+500-м, левая сторона;
42. Пятницкое шоссе, 19 км+840-м, левая сторона;
43. Пятницкое шоссе, 1 км+600-м, правая сторона;
44. Пятницкое шоссе, 2 км+000-м, правая сторона;
45. Пятницкое шоссе, 2 км+590-м, правая сторона;
46. Пятницкое шоссе, 33 км+470-м правая сторона;
47. Пятницкое шоссе, 36 км+310-м левая сторона;
48. Пятницкое шоссе, 41 км+600-м правая сторона;
49. Пятницкое шоссе, 41 км+700-м правая сторона;
50. Пятницкое шоссе, 42 км+050-м правая сторона;
51. Пятницкое шоссе, 42 км+650-м левая сторона;
52. Пятницкое шоссе, 42 км+900-м правая сторона;
53. Пятницкое шоссе, 43 км+500-м правая сторона;
54. Пятницкое шоссе, 45 км+050-м правая сторона;
55. Пятницкое шоссе, 45 км+800-м левая сторона;
56. Пятницкое шоссе, 46 км+500-м правая сторона;
57. Пятницкое шоссе, 46 км+980-м правая сторона;
58. Пятницкое шоссе, 48 км+300-м правая сторона;
59. Пятницкое шоссе, 48 км+350-м левая сторона;
60. Пятницкое шоссе, 48 км+200-м левая сторона;
61. Пятницкое шоссе, 48 км+390-м правая сторона;
62. Пятницкое шоссе, 48 км+435-м правая сторона;
63. Пятницкое шоссе, 49 км+050-м правая сторона;
64. Пятницкое шоссе, 49 км+150-м правая сторона;
65. Пятницкое шоссе, 49 км+150-м левая сторона;
66. Пятницкое шоссе, 49 км+350-м правая сторона;
67. Пятницкое шоссе, 49 км+520-м правая сторона;
68. Пятницкое шоссе, 49 км+700-м правая сторона;
69. Пятницкое шоссе, 49 км+750-м левая сторона;
70. Новосходненское шоссе, 6 км+450-м, (от границы г. Москва),
71. Новосходненское шоссе, 6 км+500-м, (от границы г. Москва),
72. Новосходненское шоссе, 6 км+600-м, (от границы г. Москва),
73. Новосходненское шоссе, 6 км+700-м, (от границы г. Москва),
74. Новосходненское шоссе, 5 км+750-м, (от границы г. Москва),
75. а/д М-10 "Россия" - г. Сходня, 0 км+550-м правая сторона;
76. a/д М-10 "Россия" - г. Сходня, 0 км+650-м правая сторона;
77. ул. Молодежная, в районе д. 1,
78. Ленинградское ш.32 км 560-м право,
79. Ленинградское ш.45 км 150-м право,
80. Ленинградское ш.45 км 220-м право,
81. Ленинградское ш.55 км 170-м лево,
82. Ленинградское ш.55 км 520-м лево,
83. Ленинградское ш.70 км 550-м лево,
84. Ленинградское ш.70 км 700-м лево,
85. Ленинградское ш.70 км 850-м лево,
86. Ленинградское ш.70 км 000-м лево,
87. пос. Майдарово, Кировский со. уч.1,
88. г.п. Андреевка, на пересечении ул. Михайловка и ул. Жилинская,
89. г.п. Андреевка, на пересечении ул. Михайловка и ул. Жилинская,
90. г.п. Андреевка, ул. Андреевская, напротив корп. 1562,
91. г.п. Андреевка, ул. Михайловка, напротив корп. 1405,
92. г.п. Андреевка, ул. Михайловка, напротив корп. 1407,
93. г.п. Андреевка, ул. Андреевская, напротив корп. 1557,
94. Новосходненское ш. 5 км 400-м, лево при движении в область,
95. Новосходненское ш. 5 км 650-м, лево при движении в область,
96. Новосходненское ш. 5 км 750-м, лево при движении в область,
97. Новосходненское ш. 5 км 850-м, лево при движении в область,
98. Пятницкое ш. 0 км 650-м лево (из Солнечногорска в Москву),
99. Пятницкое ш. 0 км 750-м лево (из Солнечногорска в Москву),
100. Пятницкое ш. 33 км 730-м право (из Солнечногорска в Москву),
101. Пятницкое ш. 33 км 780-м право (из Солнечногорска в Москву),
102. Пятницкое ш. 37 км 400-м лево (из Солнечногорска в Москву),
103. Пятницкое ш. 37 км 800-м право (из Солнечногорска в Москву),
104. Пятницкое ш. 38 км 010-м право (из Солнечногорска в Москву),
105. Пятницкое ш. 38 км 150-м право (из Солнечногорска в Москву),
106. Пятницкое ш. 37 км 500-м лево (из Солнечногорска в Москву),
107. Ленинградское ш.50 км 515-м лево,
заявитель также просил суд обязать администрацию внести вышеназванные рекламные конструкции в схему территориального размещения рекламных конструкций на территории Солнечногорского муниципального района.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено главное управление по информационной политике Московской области (далее - Управление) (т.1 л.д. 1-4).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года по делу N А41-57839/16 в удовлетворении заявления отказано (т.5 л.д.114-119).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "АНР ПРО" и администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель главного управления по информационной политике Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя Управления, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением от 10.07.2014 N 1799 администрацией утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Солнечногорского муниципального района Московской области.
В указанную схему не были включены принадлежащие обществу рекламные конструкции, перечисленные в заявлении по настоящему делу.
Полагая, что действия администрации по не включению в схему места для размещения рекламных конструкций заявителя являются незаконными и нарушающими права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "АНР ПРО" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6, пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Согласно статье 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Таким образом, в отличие от процедуры согласования размещения рекламной конструкции, предусмотренной частями 9 - 15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, разрешения на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций выданы до 01.01.2014, в связи с чем, в силу указанных положений закона и установленных по делу обстоятельств у органа местного самоуправления отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению в схему данных рекламных конструкций, поскольку разрешения по ним выданы в том порядке, который подлежал применению до дня вступления в силу изменений в Федеральный закон "О рекламе".
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку, исходя из указанных выше правовых норм, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Рекламные конструкции, на которые выданы разрешения до 10.07.2014 (дата утверждения администрацией схемы размещения рекламных конструкций) не являются обязательными для внесения в схему, так как разрешения выданы в порядке, действующем до момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года по делу N А41-57839/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57839/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2017 г. N Ф05-2773/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АНР ПРО"
Ответчик: Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области