Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2017 г. N Ф09-1970/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А60-35588/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т. Л.
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации Пышминского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 ноября 2016 года,
принятое судьей К.Н. Смагиным
по делу N А60-35588/2016
по заявлению Администрации Пышминского городского округа
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третьи лица: Федеральное государственной бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью "Речелга" (ОГРН 1146633000502, ИНН 6633021961)
о признании незаконным отказа в безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность и понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Администрация Пышминского городского округа (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ответчик), выразившихся в отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 66:20:0105002:99, 66:20:0105002:98, расположенных по адресу: Свердловская область, Пышминский район, о возложении на ответчика обязанности принять решение о безвозмездной передаче указанных земельных участков из федеральной собственности в собственность Пышминского городского округа.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Речелга", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2016 (резолютивная часть от 26.10.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на положения подп. 1 п. 1 ст. 39.30 ЗК РФ, указывает, что спорные земельные участки входят в границы Пышминского городского округа и подлежат передаче в собственность муниципального образования. Заявитель считает, что обременение земельных участков правом аренды не является основанием для отказа в передаче, поскольку вопрос о прекращении договора аренды в настоящем деле не рассматривался. Также заявитель не согласен с выводом о незаконном формировании спорных земельных участков, поскольку решение органа кадастрового учета о постановке земельных участков на кадастровый учет в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано. Заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве ответчик ссылается на то, что спорные земельные участки образованы из земельного участка, находящегося в аренде у ООО "Речелга", что препятствует их передаче в муниципальную собственность. Также ответчик указывает, что спорные земельные участки сформированы с нарушением п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ.
Третье лицо ООО "Речелга с доводами апелляционной жалобы также не согласно, в отзыве поддерживает доводы ответчика.
Третье лицо Федеральное государственной бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, возражений на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 06.06.2016 заявитель обратился к ответчику с заявлением о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 66:20:0105002:99 и 66:20:0105002:98 из федеральной собственности в собственность Пышминского городского округа на основании подп. 1 п. 1 ст. 39.30, п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.
Письмом от 24.06.2016 N А9-7308/07 ответчик отказал в удовлетворении заявления, сославшись на то, что сведения об испрашиваемых земельных участках носят временный характер. Кроме того, испрашиваемые земельные участки входят в состав земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35, который находится в аренде у ООО "Речелга".
Ссылаясь на то, что указанное решение ответчика не соответствует закону, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных п. 1 ст. 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подп. 1 - 13 пункта 2 ст. 39.30 ЗК РФ.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен ст. 39.31 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 39.31 ЗК РФ в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости) (п. 3 ст. 39.31 ЗК РФ).
Согласно выписке из ЕГРП от 27.05.2016 Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:20:0000000:35, на который в установленном порядке зарегистрировано право аренды ООО "Речелга".
Заявитель просит передать в муниципальную собственность земельные участки с кадастровыми номерами 66:20:0105002:99 и 66:20:0105002:98, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Как правильно установлено судом первой инстанции, указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35 с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
Согласно материалам дела, образование и кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 66:20:0105002:99 и 66:20:0105002:98 были произведены без письменного согласия ООО "Речелга", являющегося арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:35.
Кроме того, в нарушение п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории были утверждены лицом, не имеющим полномочий на их утверждение.
Довод заявителя о том, что кадастровый учет земельных участков в установленном порядке не оспорен, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Содержащиеся в кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 66:20:0105002:99 и 66:20:0105002:98 имеют статус временных. Право собственности Российской Федерации на эти участки не зарегистрировано. Доказательств формирования и постановки на кадастровый учет этих земельных участков по решению собственника в материалах дела не имеется.
Установленный законом порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность, не предусматривает возможность самостоятельного формирования подлежащих передаче земельных участков органами местного самоуправления.
Порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, которые предстоит образовать из земельного участка, находящегося в федеральной собственности, установлен п. 3 ст. 39.31 ЗК РФ.
Согласно указанной правовой норме к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).
В силу п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.
При этом отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, или схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать, а также наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, являются основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка в муниципальную собственность в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ.
Доказательств представления с заявлением от 06.06.2016 утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположены испрашиваемые земельные участки, или схемы расположения испрашиваемых земельных участков в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоблюдении заявителем установленного порядка передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку. В отсутствие доказательств соблюдения заявителем порядка, установленного п. 3 ст. 39.31 ЗК РФ, решение ответчика, изложенное в письме от 24.06.2016 N А9-7308/07, не противоречит закону. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 01.11.2016 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 ноября 2016 года по делу N А60-35588/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35588/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2017 г. N Ф09-1970/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "РЕЧЕЛГА", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"