Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А06-7574/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 октября 2016 года по делу N А06-7574/2016 (судья Аюпова А.Н.)
по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани (ИНН 3015056770, ОГРН 1023000817982, адрес местонахождения: 414015, г. Астрахань, ул. Лепехинская, д. 47, литер А)
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 54" (ИНН 3018012732, ОГРН 1023000843040, адрес местонахождения: 414016, г. Астрахань, ул. Водников, д. 14 "А")
о взыскании задолженности,
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани (далее - УПФР в Трусовском районе г. Астрахани) с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г.Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 54" (далее - МБОУ г. Астрахани "СОШ N 54") о взыскании задолженности в сумме 19 393,88 руб.
В судебном заседании УПФР в Трусовском районе г. Астрахани в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования, просило суд в связи с арифметической ошибкой и частичной оплатой задолженности ответчиком уменьшить сумму иска и взыскать с МБОУ г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 54" сумму задолженности в размере 19 156,54 руб., из которых: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 11 000 руб. (по грантам); недоимка на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2550 руб. (по грантам); пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2351,43 руб. (по грантам); пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 545,11 руб. (по грантам); а также штраф в размере 2710 руб.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Решением от 24 октября 2016 года Арбитражный суд Астраханской области в удовлетворении исковых требований отказал.
УПФР в Трусовском районе г. Астрахани не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
МБОУ г. Астрахани "СОШ N 54" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
МБОУ г. Астрахани "СОШ N 54" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 754363), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
УПФР в Трусовском районе г. Астрахани извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 754356), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 06.12.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в Трусовском районе г. Астрахани проведена выездная проверка МБОУ г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 54" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Указанная проверка была проведена в период с 30.10.2015 по 26.11.2015 на основании решения начальника УПФР в Трусовском районе г. Астрахани о проведении выездной проверки от 30.10.2015 N 040 018 15 ВР 0000501.
Проверка проведена за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) и иными актами законодательства о страховых взносах.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 04.12.2015 N 040 018 15 АВ0000466.
УПФР в Трусовском районе г. Астрахани пришло к выводу о том, что выплаты в виде грантов педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений, фактически произведенные учреждением - работодателем своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования.
В нарушение вышеизложенного страхователь не начислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование на сумму денежного поощрения, перечисленную работнику Аветисовой Л.А. на присуждение грантов мэра в сумме 50 000 рублей.
В результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 50 000 рублей, повлекло неполную уплату страховых взносов за проверяемый период.
11 января 2016 года Управлением вынесено решение N 040V121600000018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 2 901 руб., начислены пени в сумме 2 893,64 руб., предложено уплатить дополнительные взносы в сумме 14 505,12 руб.
На основании указанного решения Управлением в адрес учреждения выставлено требование N 040S01160010639 от 15.02.2016.
Отсутствие оплаты по данному требованию послужило основанием для обращения УПФР в Трусовском районе г. Астрахани в арбитражный суд.
Заявитель полагает, что задолженность учреждения по уплате недоимки, пени и штрафа по страховым взносам подтверждена материалами дела; выплаты в виде грантов и единовременной выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
С учетом произведенных платежей окончательная сумма задолженности по страховым взносам составляет 19 156,54 руб. (по грантам).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, в частности Аветисовой Л.А., Администрацией города Астрахани (не являющейся для нее работодателем) не облагаются страховыми взносами.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы положениями Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения в рассматриваемой части явился вывод УПФР в Трусовском районе г.Астрахани о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов, повлекшее неполную уплату страховых взносов, с выплат грантов в декабре 2013 года работнику Аветисовой Л.А.
Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что если выплаты единовременного пособия педагогическим работникам производятся муниципальными образовательными учреждениями, с которыми они состоят в трудовых отношениях, суммы таких выплат признаются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и, соответственно, данные образовательные учреждения являются плательщиками страховых взносов в отношении указанных выплат.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с доводами УПФР в Трусовском районе г. Астрахани в силу следующего.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" под "грантом" понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции правомерно указал, что гранты, выделенные Администрацией города Астрахани педагогическому работнику Аветисовой Л.А., не облагаются страховыми взносами.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами.
Грантодателем выступает Администрация города Астрахани, в лице Управления по образованию и науке администрации г. Астрахани, которое не является работодателем указанных выше лиц.
Распоряжением мэра города Астрахани от 24.12.2012 N 1038-р-м денежные средства для выплаты грантов выделены Финансово-казенным управлением администрации города Астрахани за счет общих бюджетных ассигнований по отросли "Образование".
Таким образом, данные денежные суммы не являются вознаграждением работникам в рамках трудовых отношений.
В данном случае грант надлежит квалифицировать не как доход, неподлежащий обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выплаченные победителям конкурса гранты, не являются вознаграждением работников за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантированы трудовым либо коллективным договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут быть квалифицированы как доход, подлежащей обложению страховыми взносами, поскольку данные денежные средства получены вне рамок трудовых отношений и не подпадают под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, денежные средства в виде гранта, предоставленные Аветисовой Л.А. не подлежат учету при начислении страховых взносов.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
На основании изложенного, судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что суммы грантов поступили на счет учреждения и были выплачены им работникам в рамках трудовых отношений.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра от 07.11.2006 N 2378, предусмотрено, что средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
Таким образом, гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, в данном случае не облагаются страховыми взносами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения, поскольку не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу УПФР в Трусовском районе г. Астрахани следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 октября 2016 года по делу N А06-7574/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7574/2016
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ в Трусовском районе г.Астрахани
Ответчик: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 54", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 54"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13657/16