Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А55-14936/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К., при ведении протокола секретарем судебного заседания Зародовым М.Ю., с участием: от истца - представитель Семакина Е.М., доверенность от 21.01.2015, от ответчика - представитель Арутюнова С.А., доверенность от 12.01.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Партнер" на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2016 по делу N А55-14936/2016 (судья Лукин А.Г.) по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к закрытому акционерному обществу "Партнер" о взыскании основного долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Партнер" (далее - ответчик) о взыскании 75 380 руб. 76 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 30.04.2016, 8 985 руб. 35 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы и указал, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, в связи с отсутствием предусмотренных частями 2, 3 статьи 268 АПК РФ оснований для принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истец создан в соответствии со ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанные положения гражданского законодательства согласуются с нормами жилищного законодательства (ст.ст.36, 37, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые предусматривают, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт; обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на эти помещения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 и ч. 3 ст.7 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена Постановлением правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области". Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в региональную программу капитального ремонта, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В материалы дела представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2016, согласно которым ответчику в доме N 84 по ул. Ивана Булкина в г. Самаре на праве собственности принадлежат нежилые помещения площадью 353,1 кв.м. и 354,9 кв.м.
С учетом специфических признаков расположенных в этом доме жилых и нежилых помещений, которые используются для проживания граждан, и образуют единый комплекс (общежитие), при условии отсутствия специального правового регулирования, по правилу ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с нормами ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае к правоотношениям сторон применяется действие раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах).
Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя также взнос на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не реализовали право, предусмотренное п. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 6, ч.7 ст.8 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", и не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в течение десяти дней с даты истечения двухмесячного срока, предусмотренного ч. 6 ст. 8 указанного закона.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Самара, ул.Ивана Булкина, д. 84, такое решение принято Постановлением Администрации городского округа Самара от 10.02.2014 N 117 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора", которым этот дом включен в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, вследствие чего фонд капитального ремонта в отношении этого дома формируется на счете регионального оператора (то есть - истца).
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, в которую включен многоквартирный дом по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Ивана Булкина, д.84 (код МКД - Г1-4383). В отношении этого дома предусмотрены работы по капитальному ремонту крыши и запланированы на 2017 - 2018 годы.
Региональная программа была сформирована на основании муниципальных программ. Срок и очередность проведения того или иного вида ремонта определялись органами местного самоуправления на основании технической необходимости проведения того или иного вида работ, срока эксплуатации многоквартирного дома, степени его износа, даты проведения последнего капитального ремонта общего имущества и т.д.
Частью 5 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст.17 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" установлено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Основанием для актуализации региональной программы капитального ремонта может являться, в том числе, выбытие или появление домов, подлежащих исключению из региональной программы капитального ремонта.
В соответствии с Порядком установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.02.2015 N 68, уполномоченным органом местного самоуправления в Самарской области создается комиссия, действующая на постоянной основе, которая принимает решения о признании многоквартирного дома требующим капитального ремонта в части капитального ремонта определенных элементов строительных конструкций или инженерных систем общего имущества многоквартирного дома, о признании отсутствия необходимости проведения в определенный срок капитального ремонта определенных элементов строительных конструкций или инженерных систем общего имущества многоквартирного дома, о признании нецелесообразным финансирования проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Основанием для рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является поступление в орган местного самоуправления в Самарской области обращения собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, или организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с приложением заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, или актов органов регионального жилищного надзора и (или) муниципального жилищного контроля.
Решения, принимаемые комиссией, применяются органами местного самоуправления в Самарской области при подготовке предложений по актуализации региональной программы капитального ремонта, которые направляются в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
На основании изложенного, разработка предложения по актуализации региональной программы находится в компетенции органа местного самоуправления в рамках работы указанной выше комиссии.
Изменения в Постановление Администрации городского округа Самара от 10.02.2014 N 117 и в региональную программу капитального ремонта в отношении дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ивана Булкина, д.84, не вносились, доказательства признания этого акта в соответствующей части недействительным в материалах дела отсутствуют, поэтому судом отклоняются доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Довод ответчика о том, что он не был уведомлен о включении дома в региональную программу капитального ремонта, верно отклонен судом первой инстанции, поскольку все вышеперечисленные нормативные акты являются общедоступными.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт наступает по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен многоквартирный дом. Региональная программа, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Ивана Булкина, д. 84, утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников с 01.08.2014.
Истец просил взыскать взносы за период с 01.08.2014 по 30.04.2016 включительно.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт произведен истцом на основании Постановлений Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, от 17.12.2014 N 784 и от 11.06.2015 N 333, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016 годы на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 руб. В данном случае - 5,07 руб.
Истец также просил взыскать с ответчика пени за просрочку внесения взносов, начисленные за каждый месяц, начиная с 11 числа месяца, следующего за отчетным: с 11.09.2014 по 31.05.2016.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта проценты в размере, установленном в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи. Уплата указанных процентов осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Проверив расчет пени, произведенный истцом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что арифметически он составлен верно.
Довод ответчика о том, что ЗАО "Партнер" не может нести ответственность за несвоевременную оплату счетов, поскольку истец предъявил ответчику в период с августа 2014 г. только счета на оплату за май и июнь 2016 года, а платежные документы за другие периоды ЗАО "Партнер" не представлялись, верно отклонен судом первой инстанции, поскольку не выставление ответчику счетов на оплату, как это предусмотрено частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться как просрочка кредитора, и само по себе не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности по внесении взносов на капитальный ремонт и соответственно от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
Учитывая, что доказательств погашения основного долга ответчиком не представлено, просрочка исполнения обязательства подтверждена материалами дела, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 210, 249, 309, 310, 330 ГК РФ, правомерно удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает доводы, которые не приводились и не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 7 ст. 268 АПК РФ).
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2016 по делу N А55-14936/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14936/2016
Истец: Фонд Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области " капитального ремонта"
Ответчик: ЗАО "Партнер"