Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2017 г. N Ф04-1340/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А75-10239/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Бака М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15094/2016) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.10.2016 по делу N А75-10239/2016 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению акционерного общества Нижневартовский городской банк "Ермак" (ОГРН 1028600003497, ИНН 8603001714) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным решения N 116 от 11.03.2016 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 07/143 от 17.05.2016,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
акционерное общество Нижневартовский городской банк "Ермак" (далее - АО Банк "Ермак", Общество, Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры) о признании недействительным решения N 116 от 11.03.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а так же к Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление ФНС) о признании недействительным решения N 07/143 от 17.05.2016.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.10.2016 по делу N А75-10239/2016 заявленное Обществом требование удовлетворено частично; признано недействительным решение Инспекции от 116 от 11.03.2016. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что истребованные налоговым органом документы не содержат каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений проверяемого налогоплательщика и его контрагента - клиента банка, у Банка отсутствовали основания для их предоставления налоговому органу.
Отказывая в признании недействительным решения Управления, суд первой инстанции исходил из того, что решение УФНС России по ХМАО-Югре не может быть самостоятельным предметом оспаривания в суде, поскольку не является новым решением и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС России N 6 по ХМАО-Югры обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.10.2016 по делу N А75-10239/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что заявителем не исполнена обязанность, возложенная на него статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оспариваемое заявителем решение является законным и обоснованным.
УФНС России по ХМАО-Югре в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Инспекции.
АО Банк "Ермак" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от инспекции и заявителя поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
20.10.2015 инспекцией в адрес банка направлено требование N 15-22/5004 о предоставлении документов (информации), которое получено банком 21.10.2015. Из содержания требования следует, что банку предложено в течение пяти рабочих дней с момента получения требования представить в налоговый орган документы, имеющиеся в распоряжении банка, относительно ООО "ВАРТА-ТРЕЙД", в том числе: договор банковского счета; копию юридического дела; документы, содержащие сведения о месте установки автоматизированного рабочего места "Банк клиент"; о лицах, получивших систему КБ; акты приема-сдачи ключей, сертификатов ключей, программных средств; акты выполненных работ по установке системы "Банк-Клиент"; карточки с образцами подписей и оттиска печати; доверенности, выданные физическим лицам; банковское досье клиента. В обоснование истребования документов указано о заключении ООО "ВАРТА-ТРЕЙД" договоров с ООО "СибАвтоБизнес" и проведении в отношении последнего мероприятий налогового контроля.
27.10.2015 в адрес инспекции представлено письмо банка от 26.10.2015 с отказом исполнения требования N 06.2-8477. В обоснование отказа банк указал о неправомерности истребования документов, не касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.
12.01.2016 должностным лицом налогового органа оформлен акт N 15 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях. Из содержания акта следует, что отказ в предоставлении документов по требованию налоговых органов является нарушением пункта 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 2 статьи 126 названного кодекса.
По результатам рассмотрения акта от 12.01.2016 и возражений банка уполномоченным должностным лицом инспекции принято решение N 116 о привлечении банка к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора банк оспорил решение инспекции в Управление федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решением Управления ФНС от 17.05.2016 N 07/143 решение налогового органа оставлено без изменения.
Решение инспекции от 11.03.2016 и решение Управления ФНС оспорены банком в судебном порядке.
13.10.2016 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностному лицу налогового органа предоставлено право в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, истребовать документы (информацию), касающиеся проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В случае, если вне рамок проведения налоговой проверки у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом, в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Вместе с тем, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена на орган, который принял решение (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из содержания оспариваемого требования следует, что истребованные налоговым органом документы являются банковскими и относятся только к деятельности клиента-банка. Документы, представляемые при заключении договора банковского счета, а также иные документы, касающиеся взаимоотношений банка и его клиента - контрагента проверяемого налогоплательщика, как не относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не отражают финансово-хозяйственных отношений между клиентом банка и проверяемым налогоплательщиком, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика.
Принимая во внимание, что истребованные инспекцией документы не содержат каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений проверяемого налогоплательщика и его контрагента - клиента банка, у банка отсутствовали основания для их предоставления налоговому органу, и, следовательно, отказ Банка в предоставлении запрашиваемых сведений не противоречит действующему законодательству.
Из содержания оспариваемого требования невозможно установить какое из предусмотренных статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации оснований имел ввиду налоговый орган, запрашивая у банка сведения, оформляемые его клиентами при заключении договора банковского счета.
Поскольку в рассматриваемом случае налоговая проверка в отношении клиентов банка не проводилась, целью направленного оспариваемого требования, очевидно являлось получение сведений о конкретной сделке.
В соответствии с частью 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Принимая во внимание характер запрашиваемых сведений (касающихся взаимоотношений банка с его клиентами) указанные сведения не могут содержать данных конкретной сделке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции разделяет позицию суда первой инстанции, которая сводится к тому, что Инспекцией не учтено, что документы, представляемые при заключении договора банковского счета, а также иные документы, касающиеся взаимоотношений банка и его клиента-контрагента проверяемого налогоплательщика, как не относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не отражают финансово-хозяйственных отношений между клиентом банка и проверяемым налогоплательщиком и не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика.
Кроме того, следует отметить, что возможность исполнения обязанности по представлению документов ставится в зависимость от доступности и четкости изложения предъявляемых налоговым органом сведений, а также возможности их исполнения. Реальный объем данной обязанности налогоплательщика может быть определен лишь в каждом конкретном случае исходя из содержания соответствующего требования налогового органа.
В рассматриваемом случае, запрашиваемые налоговым органом сведения не отвечают ни одному из поименованных в статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации основанию для их запроса виду проведения проверки в отношении налогоплательщика, не являющегося клиентом банка (ООО "ВАРТА-ТРЕЙД"), и отсутствия возможности отнесения запрашиваемых сведений к имеющим отношение к конкретной сделке, поименованной в требовании.
Более того, следует отметить, что в своем ответе от 26.10.2015 N 06.2-8477 на запрос инспекции от 20.10.2015 N 15-22/5004 Банк указал налоговому органу, что испрашиваемый в требовании ИНН 8603111001 не соответствует наименованию организации ООО "ВАРТА-ТРЕЙД" (л.д. 27).
Действительно, в требовании от 20.10.2015 N 15-22/5004 о предоставлении документов (информации) указан ИНН 8603111001 (л.д. 28), тогда как в оспариваемом решении N 116 от 11.03.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом - ИНН 8603182852 (л.д. 18-22).
При таких обстоятельствах, отказ Банка от представления документов, поименованных в требовании не может быть квалифицирован как противоречащий положениям статьи 93.1 Кодекса, а вынесенное налоговым органом решение о привлечении Банка к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Ссылки подателя жалобы на многочисленную судебную практику судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Ссылка подателя жалобы на Определение ВС РФ от 17.09.2014 Ж306-КГ14-1989 по делу N А57-15659/2013 судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку в указанном деле обстоятельства отличны от сложившихся в спорном правоотношении, а именно правоотношения, связанные с истребованием налоговым органом у банка справок в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичным образом не могут приниматься во внимание доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Определение ВС РФ от 20.05.2015 N 305-КГ14-7282 по делу N А40-172004/2013, так как законодателем не дано определение понятию "цепочка взаимодействия" лиц с проверяемым налогоплательщиком, а из судебных актов по делу N А40-172004/2013 следует, что "цепочка взаимодействия" возникла из однородных сделок лиц -договоров поставки.
Каким образом, документы, относящиеся к договору на обслуживание расчетного счета контрагента проверяемого налогоплательщика, могут иметь отношение к каким-либо сделкам, заключенным между проверяемым налогоплательщиком и клиентом банка, в настоящем случае налоговый орган не пояснил.
Не является основанием к отмене судебного решения и приведенная в жалобе ссылка на судебную практику по делу N А51-7061/2011, поскольку касается иных обстоятельств, в частности, вопроса неисполнения заявителем обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, по непредоставления ответа налоговому органу по его требованию.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, и не влияют на правильность принятого решения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Инспекция согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.10.2016 по делу N А75-10239/2016-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10239/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2017 г. N Ф04-1340/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ БАНК "ЕРМАК"
Ответчик: МИФНС N 6 по ХМАО - Югре, УФНС по ХМАО-Югре