Требование: о взыскании пени, о взыскании страховых взносов
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А21-4966/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27536/2016) Администрации МО "Гвардейский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2016 по делу N А21-4966/2016 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Гвардейском районе К/о (межрайонное)
к Администрации МО "Гвардейский городской округ"
о взыскнаии
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области (межрайонное), место нахождения: 238210, Калининградская область, г. Гвардейск, ул. Калининградская, д. 10, ОГРН 1023902270930 (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ", место нахождения: 238210, Калининградская, область, г. Гвардейск, ул. Юбилейная, д. 6, ОГРН 1023902272327 (далее - Администрация) о взыскании 2 377 204,60 руб. страховых взносов и пени.
Решением суда от 06.09.2016 заявление Фонда удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у Администрации отсутствует задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2016 года, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, в которых в назначении платежа был указан реквизит ТП - текущий платеж. Следовательно, является неправильным вывод суда первой инстанции о том, что перечисленные Администрацией денежные средства - страховые взносы за 1 квартал, правомерно были направлены Фондом на погашение задолженности, образовавшейся до 1 квартала 2016 года.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд просит оставить ее без удовлетворения, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из представленного в материалы дела Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (форма РСВ-1 ПФР) за 1 квартал 2016 года, представленного Администрацией 18.05.2016, следует, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате Администрацией за 1 квартал 2016 года составляет 1 885 164,28 руб., сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за указанный период - 437 015,36 руб.
Поскольку взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 1 квартал 2016 года своевременно уплачены не были, Фондом начислены пени в размере 44 669,71 руб. и 10 355,25 руб. соответственно.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Фонд направил в адрес Администрации требование от 19.05.2016 N 049S01160069185 об уплате задолженности по страховым взносам и пени.
Поскольку данное требование в добровольном порядке исполнено не было, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, посчитал требования Фонда обоснованными по праву и по размеру, в связи с чем, удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что жалоба Администрации подлежит удовлетворению.
Статья 214 Арбитражного процессуального кодекса обязывает лицо, подающее в арбитражный суд заявление о взыскании обязательных платежей, указать в нем: наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы; нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.
В силу статей 65, 215 Арбитражного процессуального кодекса орган, обращающийся в арбитражный суд за взысканием обязательных платежей, должен доказать обстоятельства, послужившие основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, в том числе обосновать размер взыскиваемой суммы обязательных платежей.
Ответчик вправе представить свои возражения по предъявленному к нему требования, обосновав их по правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса.
В свою очередь, арбитражный суд, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса) и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт (часть 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ Администрация является страхователем как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Частью 1 статьи 18 названного Закона установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
На основании частей 1 и 3 статьи 15 этого же Закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 указанного федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Тарифы страховых взносов установлены статьей 12 Закона N 212-ФЗ.
Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 15 названного Закона в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Как предусмотрено частями 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 этого Закона плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится, в том числе, с организации, которой открыт лицевой счет.
Согласно пункту 12 статьи 18 Закона N 212-ФЗ правила, предусмотренные этой статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, в том числе, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Таким образом, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование обусловлена поступлением денежной суммы на счет органа Пенсионного фонда.
Как указала Администрация в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе, начисленные в 1 квартале 2016 года страховые взносы на ОПС и ОМС уплачены 15.02.2016, 14.03.2016, 15.03.2016 и 11.04.2016, что подтверждается указанными Администрацией и имеющимися в материалах дела (в копиях) платежными поручениями.
Данное обстоятельство не оспаривалось Фондом и не опровергнуто судом первой инстанции.
Однако Фонд данные платежи учитывал не в качестве текущих платежей за конкретные месяцы 1 квартала 2016 года, а направлял их в погашение задолженности за предыдущие периоды (полугодие 2015 года).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в платежных поручениях Администрацией было указано назначение платежа - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховые взносы на обязательное медицинское страхование), "ТП" - текущий платеж, "МС (01-2016, 02-2016, 03-2016)" - ежемесячный платеж. Данные обстоятельства подтверждают, что Администрацией в 1 квартале 2016 года произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 893 041,13 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 438 841,42 руб., а всего 2 331 882,72 руб. именно за 1 квартал 2016 года.
По мнению Фонда, он правомерно производил зачет поступающих денежных средств в счет недоимки в хронологическом порядке ее возникновения независимо от указания периода, за который производится уплата, в платежном документе. Суд первой инстанции согласился с данным доводом Фонда.
Апелляционная инстанция не может согласиться с приведенным доводом, поскольку данные действия Фонда не основаны на нормах действующего законодательства, влекут за собой неясности отражения в лицевом счете плательщика и вводят в заблуждение плательщика страховых взносов относительного его фактической обязанности по их уплате при наличии совершения таких действий, поскольку в рассматриваемом случае Фондом самостоятельно изменено назначение платежа - фактически произведен зачет, уплаченных Администрацией текущих платежей, в счет недоимки предшествующего периода, без уведомления плательщика и без вынесения соответствующего решения.
Кроме того, необходимо учитывать, что ответчик - Администрация - является организацией, у которой открыт лицевой счет, в отношении которой взыскание производится исключительно в судебном порядке (статья 18 ФЗ-212).
Самостоятельное проведение Фондом зачета поступающих платежей за конкретный период в счет имеющейся недоимки равносильно принудительному взысканию взносов, что в отношении организаций, у которых открыт лицевой счет, противоречит требованиям статьи 18 ФЗ-212.
Учитывая изложенное, оснований взыскивать с Администрации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 1 квартал 2016 года у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку Фондом, оплаченные, Администрацией согласно спорным платежным поручениям денежные средства должны были быть учтены по указанным периодам (январь-март 2016 года), то оснований для начисления пени в сумме 55 024,96 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов за 1 квартал 2016 года у Фонда не имелось.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Фонда - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2016 по делу N А21-4966/2016 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4966/2016
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Гвардейском районе К/о (межрайонное), Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Гвардейском районе К/о (межрайонное)
Ответчик: Администрация МО "Гвардейский городской округ"