Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2017 г. N Ф09-2000/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А60-20178/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т. Л.
судей Макарова Т.В., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 октября 2016 года,
принятое судьей К.Н. Смагиным
по делу N А60-20178/2016
по иску Администрации города Екатеринбурга
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, Федеральное государственное учреждение "Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть районов"
об установлении границ земельного участка,
установил:
Администрация города Екатеринбурга (истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерству обороны Российской Федерации (ответчики) об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14 по координатам, обозначенным в межевом плане от 18.01.2016.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России (ФГБУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России), Федеральное государственное учреждение "Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть районов".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2016 (резолютивная часть от 07.10.2016) исковые требования удовлетворены.
Решение суда обжаловано ответчиком Министерством обороны Российской Федерации в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о наличии допустимых и достоверных доказательств местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14. Сведения о местоположении границ этого земельного участка не совпадали со сведениями, содержащимися в документах ФГБУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России. Ответчик ссылается на наличие другого межевого плана, подготовленного ООО "КЦ "Альфа-Кад". Также указывает, что в границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:09 находится многоквартирный жилой дом. С момента формирования этот земельный участок переходит в собственников помещений в этом доме. В связи с чем, Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо ФГБУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России доводы апелляционной жалобы поддерживает, в отзыве указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка межевому плану ООО "КЦ "Альфа-Кад", прохождение границ земельного участка по координатам, указанным в межевом плане ООО "Геометрика", является недоказанным.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области в отзыве ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:09 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ "Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть районов", функции по управлению этим земельным участком осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Истец против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве указывает, местоположение границ земельного участка 66:41:0601007:14 определено с учетом границ смежных земельных участков, не нарушает требований законодательства и прав третьих лиц. Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:09 является собственностью Российской Федерации, мотивированных возражений относительно границ земельного участка ответчиками представлено не было, отказ в согласовании границ земельных участков влечет невозможность государственной регистрации права собственности МО "город Екатеринбург", избранный способ защиты нарушенных прав является надлежащим.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, МО "город Екатеринбург" является собственником отдельно-стоящего здания общей площадью 541,1 кв.м, расположенного в г. Екатеринбурге, по проспекту Ленина, д. 56а.
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601007:14.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:14 образован на основании Постановления Администрации города Екатеринбурга от 18.11.2011 N 4867 "Об утверждении проекта межевания территории в квартале проспекта Ленина - улиц Восточной - Малышева - Бажова".
Границы земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14 в соответствии с установленными требованиями не определены.
Смежными с земельным участком с кадастровым номером 66:41:0601007: 14 являются земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0601007:9, 66:41:0601007:17, 66:41:0601007:18.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:9 относится к федеральной собственности и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0601007:17 и 66:41:0601007:18 относятся к неразграниченным землям, полномочия по распоряжению этими участками осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
При проведении кадастровых работ в рамках муниципального контракта, заключенного с Администрацией города Екатеринбурга в целях установления границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14, подрядчик (ООО "Геометрика") обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России для согласования границ земельных участков.
Письмом от 07.12.2015 N 141/4-15136 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России отказало в согласовании местоположения земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14, указав на то, что рассмотрение данного вопроса возможно только после выполнения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:9.
Отказ в согласовании границ земельного участка послужил основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В п. 1 ст. 64 ЗК РФ предусмотрено рассмотрение земельных споров в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:14 сторонами не оспаривается.
Согласно п. 1 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным законом порядке обязательному согласованию.
В соответствии с п. 4 ст. 40 Закона о кадастре если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре в случае, если местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ, при постановке на кадастровый учет совместно с межевым планом представляется копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
При таких обстоятельствах, предъявление рассматриваемого иска правомерно признано судом первой инстанции надлежащим способом защиты нарушенных прав.
В силу ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 и п. 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно - правового регулирования в сфере кадастровых отношений посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Истцом представлен межевой план от 18.01.2016, изготовленный в связи с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик Министерство обороны Российской Федерации не представил мотивированных возражений относительно определения границ земельного участка, указанных в межевом плане от 18.01.2016.
Довод ответчика о том, что сведения о местоположении границ этого земельного участка в этом случае не совпадают со сведениями, содержащимися в документах ФГБУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, отклоняется. Согласно кадастровой выписке от 30.09.2016 границы смежного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:9, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, в соответствии с требованиями земельного кадастра не установлены.
Ссылка ответчика на наличие межевого плана, подготовленного ООО "КЦ "Альфа-Кад", также подлежит отклонению. Как следует из этого межевого плана конфигурация вновь образованной части границы земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:14 и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601007:9 (точки Н3 - Н6) соответствует конфигурации границы этих земельных участков, определенной в межевом плане от 18.01.2016 (точки Н11 -Н1).
Кроме того, как следует из межевого плана от 18.01.2016, границы земельных участков определены в соответствии с проектом межевания территории в квартале проспекта Ленина - улиц Восточной - Малышева -Бажова, утвержденным постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.11.2011 N 4867.
Ссылка Министерства обороны Российской Федерации на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:09 перешел в собственность собственников помещений в этом доме, не принимается. Обстоятельства, связанные с переходом права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601007:09, не могут быть установлены в рассматриваемом споре исходя из представленных доказательств, предмета и оснований заявленных требований. Судом первой инстанции правомерно принято во внимание наличие в отношении этого земельного участка зарегистрированного права федеральной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 15.10.2016 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 октября 2016 года по делу N А60-20178/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20178/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2017 г. N Ф09-2000/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Ответчик: ГУ МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ТУ ФАУГИ по Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филила по Свердловской области, ФГУ "Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть районов", федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ