г. Воронеж |
|
30 мая 2017 г. |
Дело N А35-9724/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Управления по охране объектов культурного наследия Курской области: Лобачева К.Ю., представитель по доверенности от 10.10.2016 N 10.8-01-01/1560, выдана сроком до 10.10.2017; Беспарточная О.Н., представитель по доверенности от 12.12.2016 N 10.8-01-01/2002, выдана до 18.08.2017;
от Комитета архитектуры и градостроительства города Курска: Аникеева И.Г., представитель по доверенности от 30.12.2016, выдана до 31.12.2018;
от ООО "Курское строительное управление ЖБК-1": Долгополов М.Ю., представитель по доверенности от 01.12.2016, выдана до 30.11.2017;
рассмотрев апелляционную жалобу Управления по охране объектов культурного наследия Курской области решение Арбитражного суда Курской области от 20.03.2017 по делу N А35-9724/2016 (судья Григоржевич Е.М.) по заявлению Управления по охране объектов культурного наследия Курской области к Комитету архитектуры и градостроительства города Курска о признании недействительным разрешения на строительство N46-ru46302000-3149-2016 от 11.03.2016, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Курское строительное управление ЖБК-1",
УСТАНОВИЛ:
Управление по охране объектов культурного наследия Курской области (далее- Управление, заявитель)обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения), о признании недействительным разрешения на строительство N 46ru 46302000-3149-2016 от 11.03.2016, выданного Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска обществу с ограниченной ответственностью "Курское строительное управление ЖБК-1".
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что выданное Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска разрешение на строительство N 46 ru 46302000-3149- 2016 от 11.03.2016 выдано с нарушением действующего законодательства и подлежит признанию недействительным в связи с тем, что земельные участки, на котором происходит строительство многоэтажного жилого дома, находятся в зоне регулируемой застройки с ограничением высоты 4-5 этажей.
Представители Управления по охране объектов культурного наследия Курской области поддержали доводы апелляционной жалобы, просят суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Комитета архитектуры и градостроительства города Курска и ООО "Курское строительное управление ЖБК-1" не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленных суду отзывах, считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Управление по охране объектов культурного наследия Курской области зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1154632008244, ИНН 4632207180, является исполнительным органом государственной власти Курской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
06.06.2013 между Администрацией города Курска и ООО "Курское строительное управление ЖБК-1" был заключен договор N 1/16 о развитии застроенной территории в городе Курске (т. 2, л.д. 12-21).
Пункт 2.2 указанного договора устанавливал территориальную зону застроенной территории как зону многоквартирных жилых домов высокой этажности (9 этажей и более) - Ж-4.
Согласно пункту 2.6 договора N 1/16 от 06.06.2013 устанавливалось ограничение использования земельных участков: земельные участки расположены в зоне ограничения этажности по карте градостроительного зонирования городского округа г. Курска в части границ зон с особыми условиями использования территории, установленных в целях охраны объектов культурного наследия (4-5 этажная застройка).
05.03.2016 между Администрацией города Курска и ООО "Курское строительное управление ЖБК-1" было заключено дополнительное соглашение N 1 к указанному договору (т. 2, л.д. 24-25), в соответствии с которым пункт 2.6 договора был изменен и изложен в новой редакции, а именно: в связи с расположением земельных участков по ул. Гайдара,15, 15а, 17, 19 в черте охранной зоны культурного слоя древнего Курска, перед началом строительно-земляных работ, необходимо проведение археологических исследований.
ООО "Курское строительное управление ЖБК-1" обратилось в Комитет архитектуры и градостроительства города Курска с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными общественными помещениями и подземной автостоянкой по ул. С. Перовской - ул. Гайдара в г. Курске (1-й этап строительства).
11.03.2016 на основании заявления и приложенных к нему документов Комитет архитектуры и градостроительства города Курска выдал разрешение на строительство N 46 ru 46302000-3149-2016 многоквартирного жилого дома со встроенными общественными помещениями и подземной автостоянкой по ул. С. Перовской - ул. Гайдара в г. Курске (1-й этап строительства) (т.1, л.д. 44).
Указанным документом Комитет разрешил на земельных участках, расположенных по адресу: г. Курск, ул. С. Перовской - ул. Гайдара с кадастровыми номерами 46:29:102256:525, 46:29:102256:624, 46:29:102256:613, строительство многоквартирного жилого дома со встроенными общественными помещениями и подземной автостоянкой по ул. С. Перовской - ул. Гайдара в г. Курске (1-й этап строительства). Разрешение на строительство было выдано на срок до 11.05.2017.
21.06.2016 в соответствии с Заданием исполняющего обязанности начальника Управления по охране объектов культурного наследия Курской области на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия N 30 (т. 4, л.д. 22-24) о проведении надзора за состоянием земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. С. Перовской - ул. Гайдара, произведен осмотр указанного земельного участка начальником отдела Управления по охране объектов культурного наследия Курской области.
По результатам составлен акт проведения осмотра земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. С. Перовской - ул. Гайдара от 29.06.2016 N 30 (т. 1, л.д. 28-33).
Согласно акта, в ходе визуального осмотра установлено наличие железобетонного фундамента, на площадке находится строительная техника и материалы, ведутся работы по возведению многоэтажного многоквартирного жилого дома ООО "Курское строительное управление ЖБК-1". При этом, установлены нарушения требований действующего законодательства, превышены ограничения, установленные Решением исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов от 15.03.1990 N 78 "Об установлении зон охраны памятников истории и культуры г. Курска", в части ограничения этажности застройки - 4-5 этажей.
14.07.2016 Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Курской области было назначено проведение внеплановой документарной проверки с 14.07.2016 по 02.08.2016 в отношении Комитета архитектуры и градостроительства города Курска.
Целью проверки являлось выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в части несоблюдения ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Решением исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов от 15.03.1990 N 78 "Об установлении зон охраны памятников истории и культуры г. Курска" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. С. Перовской - ул. Гайдара (т. 1, л.д. 34-36).
02.08.2016 по результатам проведенной проверки, заявителем Комитету архитектуры и градостроительства города Курска выдано предписание N 15 об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия, которым предписано отменить разрешение на строительство N46 ru 46302000-3149-2016 от 11.03.2016, выданное ООО "Курское строительное управление ЖБК-1" на строительство восемнадцатиэтажного жилого дома, в срок до 08.08.2016 (т. 1, л.д. 37-39).
Полагая, что разрешение на строительство N 46 ru 46302000-3149-2016 от 11.03.2016 выдано с нарушением закона, Управление по охране объектов культурного наследия Курской области обратилось с исковым заявлением в Ленинский районный суд г. Курска о признании незаконным разрешения на строительство Комитета архитектуры и градостроительства города Курска объекта капитального строительства- многоквартирного (18-ти этажного) жилого дома со встроенными общественными помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Курск, ул. С. Перовской - ул. Гайдара, действующего до 11.05.2017.
Определением Ленинского районного суда г. Курска от 03.10.2016 производство по указанному исковому заявлению было прекращено, в связи с тем, что оно подлежит рассмотрению в арбитражном суде (т. 1, л.д. 45-47).
Управление по охране объектов культурного наследия Курской области обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Приказом председателя Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска N 10 г/д от 01.03.2017 оспариваемое разрешение на строительство признано утратившим силу.
01.03.2017 Комитетом архитектуры на основании письменного обращения ООО "Курское строительное управление ЖБК-1" выдано новое разрешение на строительство N 46-Ru46302000-3446-2017.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений частей 4, 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2.21 Положения о комитете архитектуры и градостроительства города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 29.05.2008 N 30-4-РС, Комитет архитектуры и градостроительства города Курска в рамках своих полномочий выдает, продлевает и прекращает действие разрешений на строительство, реконструкцию объектов, расположенных на территории города Курска.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К заявлению прилагаются документы согласно перечню, указанному в данной норме.
Частью 10 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Частью 13 статьи 51 Грк РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В силу положений ст.ст. 56,99 ЗК РФ, ГрК РФ, ст. 7, 34 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", "Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" утвержденных Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС, Решения Исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов N 78 от 15.03.1990 "Об установлении зон охраны памятников истории и культуры г. Курска" суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое разрешение на строительство было выдано без учета ограничений этажности застройки, установленных ПЗЗ, действующими на момент спорных правоотношений, и решением Исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов N 78 от 15.03.1990.
Согласно выкопировке из "Карты градостроительного зонирования муниципального образования "Город Курск" в части границ зон с особыми условиями использования территории, установленных в целях охраны объектов исторического и культурного наследия ПЗЗ в редакции по состоянию на 13.10.2016 спорные земельные участки, расположенные в границах 413 квартала, входят в границы зоны регулируемой застройки с ограничением высоты в 4-5 этажей (т. 5, л.д. 108).
Кроме того, из детализации зон регулирования застройки содержащейся в графической части Решения Исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов N 78 от 15.03.1990 "Проект зон охраны г. Курска", являющегося его приложением и неотъемлемой частью (т.1, л.д. 40), также следует, что квартал N 413, в границах которого находятся спорные земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:102256:525, 46:29:102256:613, 46:29:102256:624, расположенные по адресу: г. Курск, ул. Гайдара, д. 15а, 17, 19, находится в зоне ограничения этажности застройки 4-5 этажей, что подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, в соответствии с описанием зон охраны памятников истории и культуры, утвержденным решением Курского городского Собрания от 22.11.2016 N 192-5-РС "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", утвержденные Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС, внесены изменения в Карту градостроительного зонирования муниципального образования "Город Курск" в части границ зон с особыми условиями использования территории, установленных в целях охраны объектов исторического и культурного наследия (зоны охраны объектов культурного наследия).
Указанное решение опубликовано в газете "Городские известия", N 144, 26.11.2016 (Деловой курьер) и действует в данной редакции со дня его официального опубликования.
Согласно внесенным изменениям, спорные земельные участки, расположенные по ул. С. Перовской - Гайдара г. Курска с 26.11.2016 не входят в границы зоны регулируемой застройки с ограничением высоты в 4-5 этажей, что подтверждается выкопировкой из Карты градостроительного зонирования муниципального образования "Город Курск" (т. 5, л.д. 107).
Решение Курского городского Собрания от 22.11.2016 N 192-5-РС "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" не оспорено.
Разрешение на строительство является законно выданным лишь при условии представления заявителем и осуществлении уполномоченным органом проверки наличия документов, необходимых для получения разрешения на строительство, а также соблюдении в настоящем случае ограничений в зоне регулирования застройки, которые должны были быть учтены уполномоченным органом при выдаче такого разрешения.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В состав градостроительного плана земельного участка не были внесены все сведения о спорной территории, в связи с чем оспариваемое разрешение на строительство не соответствует требованиям приведенных выше норм.
Однако, строительство не было завершено.
Строительство спорного объекта в настоящее время продолжается на основании нового разрешения на строительство, выданного 01.03.2017 Комитетом архитектуры на основании письменного обращения ООО "Курское строительное управление ЖБК-1". Приказом председателя Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска N 10 г/д от 01.03.2017 оспариваемое разрешение на строительство признано утратившим силу.
Таким образом, с учетом выдачи нового разрешения на строительство от 01.03.2017, признание оспариваемого разрешения на строительство незаконным не повлияет на объем прав и обязанностей застройщика, не повлечет устранения допущенного, по мнению заявителя, нарушения, следовательно, не является надлежащим способом защиты интересов заявителя.
Законность нового разрешения на строительство является предметом спора в рамках дела N А35-3040/2017.
Довод заявителя, о том что, решение Исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов N 78 от 15.03.1990 "Об установлении зон охраны памятников истории и культуры г. Курска" обладает большей юридической силой по отношению к Правилам землепользования и застройки, в рамках настоящего дела правового значения не имеет.
Поскольку заявителем избран ненадлежащий способ защиты, совокупность условий для признания разрешения на строительство незаконным, судом не установлена, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 20.03.2017 по делу N А35-9724/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9724/2016
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Комитет архитектуры и градостроительства города Курска
Третье лицо: Управление Росреестра по Курской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, Архивное управление Курской области, ООО "Курское строительное управление ЖБК -1"