Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А76-14433/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 города Челябинска и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2016 по делу N А76-14433/2016 (судья Кунышева Н.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Челябвтормет" - Овчинников В.А. (доверенность N 2 от 01.01.2017), Глотов А.Ю. (доверенность N 16 от 01.01.2017),
Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Мелентьева Е.Н. (доверенность N 49 от 31.12.2016),
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска - Телкова А.Н. (доверенность N 04/1 от 09.01.2017).
УСТАНОВИЛ:
08.06.2016 открытое акционерное общество "Челябвтормет" (далее - общество, заявитель, ОАО "Челябвтормет") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственным учреждениям - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 3 (далее - Фонд социального страхования), Управлению Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г. Челябинска (далее - Пенсионный фонд) о признании незаконными решений: N 85/125 от 27.05.2016, N 109/125 от 27.05.2016, N 084V12160000291 от 06.06.2016.
Решения приняты по результатам выездных проверок, сделан вывод о неполной уплате страховых взносов в связи со следующими действиями общества:
- при расчете среднего заработка работников, работающих на вредных условиях труда, общество неправомерно увеличило его на сумму компенсации за молоко при оплате отпуска, чем нарушило п.3 "Положения об особенностях порядка исчисления средней зарплаты", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922),
- общество выплатило компенсации за молоко работникам, аттестация рабочих мест которых не подтвердила наличие вредных условий труда на рабочем месте,
- работникам, занятым на работах во вредных условиях труда, в 2013-2015 годах предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств социального страхования, при этом стоимость путевок не облагалась страховыми взносами (нарушены ст. 7 и 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Указанные нарушения привели к занижению базы для исчисления страховых взносов.
Выводы фондов неверны, указанные выплаты не включаются в состав оплаты труда, являются компенсационными выплатами, предусмотренными коллективным договором, сделаны ссылки на судебную практику (т.1 л.д. 3-9).
Фонды возражали против заявленных требований, ссылались на обстоятельства, установленные выездной проверкой, указывали, что спорные выплаты законодательством не исключены из состава оплаты труда, т.к. перечень исключений является исчерпывающим (т.1 л.д. 56-66, 67-69).
Решением суда первой инстанции от 11.11.2016 требования общества удовлетворены частично, оспариваемые решения признаны недействительными.
Суд указал, что в соответствии со ст.222 и ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) компенсационная выплата стоимости молока правомерно включена в расчет среднего заработка.
Судом установлено, что компенсации за молоко работникам, аттестация рабочих мест которых не подтвердила наличие вредных условий труда на рабочем месте, произведены правомерно, эти выплаты обоснованно не включены в базу для начисления страховых взносов
Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение установлено коллективным договором, и является обязательством предприятия в рамках социальных отношений, не является вознаграждением за труд, т.е. обложению страховыми взносами не подлежит (т.1 л.д. 141-145).
07.12.2016 от Фонда социального страхования поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
По мнению Управления, спорные суммы неправомерно не включены в базу начисления страховых взносов, т.к. не предусмотрены ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Круг лиц работников плательщика взносов, которым выдается молоко, соответствующий Перечню вредных производственных факторов от 16.09.2009 N 45н, расширенному толкованию не подлежит, и выдача компенсационной выплаты подлежит обложению страховыми взносами на основании ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Расходы на санаторно-курортное лечение не входят в перечень ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ и независимо от источника финансирования подлежат обложению.
На фонд неосновательно возложены судебные расходы (т.3 л.д. 4-9).
12.12.2016 от Пенсионного фонда также поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
При оплате отпуска за санаторно-курортное лечение страхователь завысил средний дневной заработок, а именно, в нарушение п. 3 Положения N 922, включил в расчет компенсации за молоко, выплачиваемые на основании ст.222 ТК РФ. Указанный вид компенсации определяется в соответствии со ст.164 ТК РФ, его возмещают расходы работников, не является частью оплаты труда и не включаются в зарплату. Выплата не может учитываться для целей исчисления среднего заработка для оплаты отпусков и в других случаях расчета зарплаты.
Суд сделал неверный вывод о законности исключения из базы для исчисления страховых взносов выплаченных компенсаций за молоко работникам, деятельность которых не отнесена к работам с вредными условиями. То обстоятельство, что работодатель приравнивает некоторые категории работников к работающим во вредных условиях (выплачивает им компенсацию за молоко) не является основанием для освобождения указанных выплат от обложения страховыми взносами.
На оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, не распространяется действие статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) независимо от источника финансирования оплаты таких путевок, и, следовательно, стоимость указанных путевок подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (т.3 л.д. 12-14).
Общество возражает против заявленных требований, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующее.
ОАО "Челябвтормет" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 23.07.1996, является плательщиком страховых взносов в фонд социального страхования и пенсионный фонд, состоит на учете в территориальном управлении фонда, представляет расчеты по начисленным платежам, уплачивает страховые взносы (т.1 л.д. 42, 43).
Руководителем общества издан приказ N 77-ка от 07.03.2013 о порядке бесплатной выдачи молочных продуктов, где работники с тяжелыми условиями труда по предоставлению социальных гарантий приравнены к работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, им предусмотрена выдача молока из расчета 0,5 литра за смену, допускается замена выдачи продукта денежной компенсацией (т.1 л.д. 28), определен перечень таких работников (т.1 л.д. 29). Совместным решением администрации и профсоюзного комитета от 09.04.2013 установлены нормы компенсаций (т.2 л.д. 30).
Согласно условиям коллективного договора на 2011-2013 годы при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, применяемые на предприятии, за три последних месяца (п.2.18), средства, выделяемые фондом социального страхования, выделяются для приобретения путевок для работников с вредными и опасными условиями труда (п.6.26), по письменным заявлениям работников на работах с вредными условиями труда и приравненных к ним, выдача молока заменяется компенсационной выплатой (п.6.2) (т.2 л.д. 43-56).
15.03.2011 издан приказ N 79к о расчете среднего заработка, где в расчет должны включаться компенсации связанные с условием труда (т.2 л.д.32).
Фондами проведена совместная выездная проверка правильности исчисления страховых взносов, составлены акты проверок. Составлены акты проверок N 125 осс от 22.04.2016, N 125 н/с от 22.04.2016, N 084V10160000361 от 13.05.2016 (т.1 л.д.86-113, т.2 л.д. 4-16)
По результатам проверки внесены решения N 85/125 от 27.05.2016, N 109/125 от 27.05.2016, N 084V12160000291 от 06.06.2016 о начислении страховых взносов, пени, привлечении к ответственности (т.1 л.д.19-27).
По мнению подателей жалоб - Пенсионного фонда и Фонда социального страхования суд первой инстанции пришел к неверному выводу о правильности исчисления страховых взносов, исключения из расчета спорных расходов.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Выводы о неверном исчислении среднего заработка при расчете отпускных для работников занятых на рабочих местах с вредными условиями.
Средней заработок исчисляется в порядке установленном Положением об особенностях порядка исчисления средней зарплаты, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. При расчете учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплаты, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат и в том числе выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы.
Статьей 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдается молоко, либо компенсация. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в расчет суммы указанных компенсаций. Следует учесть, что такой способ расчета предусмотрен локальным правовым актом, а представитель фонда не смог дать пояснений по поводу связи между увеличением размера среднего заработка на спорную компенсацию и занижением по этой причине базы для исчисления страховых взносов.
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17744/12 от 14.05.2013.
В представленном в дело коллективном договоре указано, что средства, выделяемые фондом социального страхования, выделяются для приобретения путевок для работников с вредными и опасными условиями труда (п.6.26), по письменным заявлениям работников на работах с вредными условиями труда и приравненных к ним, выдача молока заменяется компенсационной выплатой (п.6.2), т.е. расширение размера компенсаций предусмотрено данным локальным актом.
Суд первой инстанции установил, что данные виды компенсаций предусмотрены коллективным договором и пришел к правильному выводу, что они не должны включаться в базу для исчисления страховых взносов, основания для переоценки этих выводов и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
С фондов судебным решением в пользу плательщика взысканы судебные расходы - госпошлина, уплаченная при подаче в суд заявления о признании ненормативных актов незаконными.
По ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом с проигравшей стороны.
Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 АПК РФ в отношении сторон по делам искового производства.
Обществом при подаче заявлений в суд была уплачены госпошлина, относящаяся к судебным расходам, судебное решение принято в его пользу, и суд правомерно возместил эти расходы с государственных органов. В данном случае взыскивается не государственная пошлина, а возмещаются судебные расходы, понесенные стороной.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2016 по делу N А76-14433/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственного учреждения - Челябинской региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N3 города Челябинска и Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14433/2016
Истец: ОАО "Челябвтормет"
Ответчик: ГУ - Челябинское региональное отделение ФСС РФ в лице Челябинского филиала N 3, ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска, УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска
Третье лицо: ГУ - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N3