Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 мая 2017 г. N Ф06-20409/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А49-4970/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.01.2017 в помещении суда апелляционную жалобу Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.10.2016 по делу N А49-4970/2016 (судья Дудорова Н.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" (ИНН 5835107306, ОГРН 1145835002323), г.Пенза, к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, г.Пенза, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г.Пензы" (ИНН 5836013530, ОГРН 1075836002450), г.Пенза, об оспаривании предписания,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" (далее - ООО "УК "Жилсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление Госжилстройтехинспекции) от 20.02.2016 N ПР-62.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г.Пензы" (далее - МКП "Теплоснабжение г.Пензы").
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05.10.2016 по делу N А49-4970/2016 оспариваемое предписание признано недействительным.
В апелляционной жалобе Управление Госжилстройтехинспекции просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению Управления Госжилстройтехинспекции, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего 26.01.2016 в Управление Госжилстройтехинспекции обращения жителя многоквартирного дома (МКД) N 8 по ул. Ленина в г. Пензе по вопросу правомерности начисления приказом от 08.02.2016 N ПУ-322 платы за коммунальную услугу по отоплению было назначено проведение в отношении ООО "УК "Жилсервис" внеплановой выездной проверки.
Результаты проверки отражены в актах проверки от 20.02.2016 N 220 и от 24.02.2016 N 439 (л.д. 49-50, 53-56), согласно которым в подвальном помещении МКД N 8 по ул. Ленина общедомовой прибор учета центрального отопления не установлен; начисление платы за коммунальную услугу по отоплению кв. N 18 за январь 2016 г. произведено по показаниям прибора учета, с нарушением пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По итогам проверки Управление Госжилстройтехинспекции выдало обществу предписание от 20.02.2016 N ПР-62 в срок до 25.04.2016 произвести собственнику (пользователю) кв. N 18 многоквартирного дома N 8 по ул. Ленина перерасчет размера платы за январь 2016 г. за коммунальную услугу по отоплению, исходя из объема, определенного по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал указанное предписание Управления Госжилстройтехинспекции недействительным.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42.1 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закон об энергосбережении расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, законодательство о теплоснабжении признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии.
Как верно указано судом первой инстанции, расчетные способы определения объема энергоресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета; соблюдение потребителем требований законодательства об установке прибора учета гарантирует ему наиболее точное определение объема обязательств перед теплоснабжающей организацией.
В силу пункта 2 Правил N 354 коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии установлен Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
В соответствии с пунктом 5 правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Пунктом 6 Правил N 1034 предусмотрено, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу этих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
Согласно пункту 19 Правил N 1034 узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
Как видно из материалов дела, теплоснабжение дома N 8 по ул. Ленина в г. Пензе осуществляется на основании договора теплоснабжения от 21.12.2015 N 3981, заключенного между МКП "Теплоснабжение г. Пензы" (теплоснабжающая организация) и ООО "УК "Жилсервис" (абонент) (л.д. 111-113).
По условиям указанного договора теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель надлежащего качества для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, а абонент обязался оплачивать за счет средств собственников (пользователей) принятую тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.3 договора учет отпускаемой тепловой энергии в горячей воде, теплоносителя потребителям, имеющим исправные приборы учета, производится по приборам, установленным на границе раздела. В исключительных случаях, при установке приборов учета не на границе раздела, расчет за тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель производится с учетом расчетных потерь на участке сети от границы раздела до места установки расчетных приборов, определенных с учетом состояния тепловой изоляции на теплопроводе.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 2 к договору), подписанному МКП "Теплоснабжение г. Пензы" и ООО "УК "Жилсервис" без замечаний, границей балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности является отмостка здания по адресу: ул. Ленина, 8 (л.д. 126).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что узлы учета тепловой энергии устанавливаются на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения не определена иная точка учета; причем узел учета должен быть оборудован в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, и с учетом реальных возможностей на объекте. Как уже отмечено, пункт 5.3 договора теплоснабжения от 21.12.2015 N 3981 допускает возможность установки прибора учета не на границе раздела.
В рассматриваемом случае ввиду отсутствия в доме N 8 по ул. Ленина в г. Пензе подвального помещения общедомовой прибор учета тепловой энергии установлен в подвале соседнего дома N 10 по ул. Ленина. При рассмотрении настоящего дела Управление Госжилстройтехинспекции не представило доказательств, опровергающих факт отсутствия реальной возможности установки прибора учета в доме N 8 по ул. Ленина по состоянию на день вынесения оспариваемого предписания.
В материалах дела имеются согласованная с ресурсоснабжающей организацией схема узла учета тепловой энергии (л.д. 25-26), акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, свидетельствующие о том, что в доме N 10 по ул. Ленина установлены два общедомовых прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии ТЭМ-106 с различными заводскими номерами, один из которых фиксирует объем тепловой энергии, отпущенный на дом N 10, второй - на дом N 8 (л.д. 63-64), а также свидетельство о поверке приборов учета от 26.09.2013 N 2/10864 со сроком действия до 26.09.2017 (л.д. 21).
Из материалов дела следует, что оборудованный в подвале дома N 10 по ул. Ленина ОДПУ тепловой энергии, поставляемой в дом N 8 по ул. Ленина, в установленном порядке введен в эксплуатацию и используется для учета тепловой энергии с 2010 года; разногласий по объемам поставленного коммунального ресурса между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией не возникало.
Поскольку ОДПУ тепловой энергии установлен и введен в эксплуатацию с соблюдением требований вышеприведенных правовых норм и условий договора теплоснабжения, с учетом реальных возможностей на объекте, срок поверки прибора учета не истек, ООО "УК "Жилсервис" обоснованно начисляло плату за тепловую энергию собственникам помещений в МКД N 8 по ул. Ленина по показаниям прибора учета.
С учетом положений подпункта "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что хотя прибор учета смонтирован в подвальном помещении дома N 10, он предназначен для учета тепловой энергии, отпускаемой в многоквартирный дом N 8, и, следовательно, входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 8.
Данный вывод суда первой инстанции не противоречит судебной практике. Так, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 N Ф06-24191/2015 по делу N А55-10692/2014 указано, что закон не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации этого дома и находящихся за внешней границей его стен.
Более того, с учетом содержания оспариваемого предписания и изложенных в нем требований вопрос о том, входит ли указанный прибор учета в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 8, не является значимым при оценке этого предписания на предмет его соответствия законам и иным нормативным правовым актам.
Довод Управления Госжилстройтехинспекции о том, что счета на оплату тепловой энергии выставляются обществом без учета потерь на участке сети от границы раздела балансовой принадлежности до места установки приборов учета, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку данное обстоятельство не исследовалось в ходе проверки и на него не указано в оспариваемом предписании.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которому (статья 17) в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения выносится предписание.
Таким образом, предписание об устранении нарушений законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
По смыслу действующего законодательства, предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения. В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание, возлагающее на ООО "УК "Жилсервис" обязанность произвести перерасчет платы исходя из объема, определенного по нормативу потребления коммунальной услуги, противоречит нормам законодательства, примененного при разрешении данного спора, и нарушает права и охраняемые законом интересы общества, поскольку обязывает его совершить действия, не предусмотренные законом.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ.
Доводы, приведенные Управлением Госжилстройтехинспекции в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 октября 2016 года по делу N А49-4970/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-4970/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 мая 2017 г. N Ф06-20409/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "УК "Жилсервис", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: Госжилстройтехинспекция Пензенской области, Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
Третье лицо: МКП "Теплоснабжение г. Пензы", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ Г.ПЕНЗЫ"