Требование: о признании незаконным отказа в регистрации, о признании незаконным отказа в регистрации права в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А41-28533/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИМ. ЦЮРУПЫ": Зотова Т.В. по доверенности от 01.01.17 б/н;
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области: Начкебия А.О. по доверенности от 15.11.16 N 531-Д;
от 3-их лиц по делу - Администрация Воскресенского муниципального района Московской области: Воротильникова И.И. по доверенности от 20.12.16 N 1394; Министерство имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "АДМИНИСТРАЦИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", Муниципального учреждения "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИМ. ЦЮРУПЫ ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2016 по делу N А41-28533/16 по заявлению МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИМ.ЦЮРУПЫ" к Управлению Росреестра по Московской области, 3-и лица: Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения им. Цюрюпы Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации (далее - регистрирующий орган, заинтересованное лицо) права собственности муниципального образования "Городское поселение им. Цюрюпы Воскресенского муниципального района Московской области" на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020101:1931, площадь. 3 400 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, пос. им. Цюрюпы, ул. Октябрьская, категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: сквер, изложенный в письме от 04.03.2016 г. N 029/008/2016-733.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя и третьего лица поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя 3-его лица, Министерства имущественных отношений Московской области.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав мнения сторон, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Законом Московской области от 23.05.2008 г. N 69/2008-ОЗ утвержден перечень муниципального имущества Воскресенского муниципального района Московской области, передаваемого в собственность муниципальному образованию "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского муниципального района Московской области.
В пункте 4.2. Приложения к указанному закону указано, что в собственность муниципальному образованию "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского муниципального района Московской области" передается сквер площадью 10 000 кв. м, расположенный по адресу: область, Воскресенский муниципальный район, пос. им. Цюрюпы, ул. Октябрьская.
27 января 2016 года Администрация городского поселения им. Цюрюпы Воскресенского муниципального района Московской области обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского поселения на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020101:1931, площадь. 3 400 кв. м, указав в качестве основания возникновения права Закон Московской области от 23.05.2008 г. N 69/2008-ОЗ.
Письмом от 04.03.2016 г. N 029/008/2016-733 Управление Росреестра по Московской области сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации права в связи с тем, что из представленного законом Московской области и передаточного акта от 23.12.2008 г. N 4 следует, что в собственность заявителя передавался земельный участок площадью 10 000 кв. м, а не 3 400 кв. м.
Отказывая администрации городского поселения в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов для государственной регистрации содержится в статьях 11, 13, 16, 17 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу требований пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных Законом о регистрации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о кадастре систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого имущества.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений
В качестве приложения к заявлению о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020101:21931, площадью 3 400 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский район, пос. им. Цюрупы, ул. Октябрьская, разрешенное пользование: сквер, категория земель: земли населенных пунктов, администрация городского поселения приложила кадастровый паспорт от 21.04.2014 N МО-14/ЗВ-591458, согласно которому площадь этого участка, сформированного под сквер, действительно, составляет 3 400 кв.м.
Однако в пункте 4.2. Приложения к указанному закону Московской области от 23.05.2008 г. N 69/2008-ОЗ указано, что в собственность муниципальному образованию "Городское поселение им. Цюрупы" Воскресенского муниципального района Московской области" передается сквер площадью 10 000 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, пос. им. Цюрюпы, ул. Октябрьская.
При таких обстоятельствах у управления возникли обоснованные сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0020101:21931 площадью 3 400 кв. м.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского поселения сослался на документы и обстоятельства, объясняющие разницу в площади земельного участка и сквера.
Между тем такие документы, объяснения не были представлены администрацией городского поселения государственному регистратору в течение срока, установленного уведомлением о приостановлении государственной регистрации.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что оспариваемый отказ в государственной регистрации подлежит проверке на предмет соответствия закону в судебном порядке исходя из тех доказательств (документов, сведения), которые были представлены государственному регистратору либо могли быть получены им по межведомственному запросу.
В данном случае такие доказательства (документы, сведения) администрация городского поселения не представила на государственную регистрацию, несмотря на соответствующее предложение государственного регистратора в уведомлении о приостановлении государственной регистрации. Эти доказательства не могли быть получены по межведомственному запросу.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в государственной регистрации является законным и обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал администрации городского поселения в удовлетворении заявленных требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд принимает во внимание, что администрация городского поселения не лишена права повторно обратиться с заявлением о государственной регистрации права на тот же объект (земельный участок), приложив к заявлению все необходимые документы, в том числе документы, объясняющие разницу в площади земельного участка и сквера, и в случае отказа в государственной регистрации права оспорить его в судебном порядке, заявив также требование об обязании государственного регистратора (управления) произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования (а не администрации городского поселения) на данный объект.
Из доводов администрации городского поселения, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.16 по делу N А41-28533/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28533/2016
Истец: Муниципальное учреждение "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИМ.ЦЮРУПЫ ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Муниципальное учреждение "АДМИНИСТРАЦИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", Управление Росреестра по Московской области