г. Чита |
|
16 января 2017 г. |
Дело N А58-5166/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2016 года по делу N А58-5166/2016 (суд первой инстанции - Собардахова В.Э),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прометей" (ОГРН 1021401051528, ИНН 1435101278, место нахождения: 677008, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чехова, 35, далее - заявитель, ООО "Прометей") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108, место нахождения: 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 18, далее - ответчик, Управление) о признании недействительным предписания от 03.08.2016 N 04-08-870-16.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2016 года по делу N А58-5166/2016 заявленные требования удовлетворены.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 09.12.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03 августа 2016 года административным органом составлен акт проверки N 04 -08-870-16, которым, в том числе, зафиксировано:
допущено выполнение последующих работ до завершения процедуры освидетельствования и приемки работ уполномоченными лицами по осуществлению строительного контроля со стороны застройщика-заказчика; лица, осуществляющего строительство; лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля; лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы; лица, осуществляющего подготовку проектной документации (авторский надзор); а именно, отсутствуют акты освидетельствования скрытых работ по армированию и по устройству опалубки указанных в акте проверки монолитных железобетонных конструкций (пункт 1); нарушен порядок проведения строительного контроля заказчиком в виде:
1) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов, а именно: распалубка монолитных железобетонных конструкций выполнена без подтверждения достижения распалубочной прочности (не представлены результаты контроля прочности бетона); произведена распалубка и загрузка последующего этажа без подтверждения достижения распалубочной прочности бетона; не проведен контроль прочности бетона в проектном возрасте (не представлены результаты контроля прочности бетона), примененного при устройстве монолитных железобетонных конструкций;
2) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения, а именно: допущено выполнение последующих работ до завершения процедуры освидетельствования и приемки работ уполномоченными лицами по осуществлению строительного контроля со стороны застройщика-заказчика; лица, осуществляющего строительство; лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля; лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы; лица, осуществляющего подготовку проектной документации (авторский надзор); а именно, отсутствуют акты освидетельствования скрытых работ по армированию и по устройству опалубки указанных в акте проверки монолитных железобетонных конструкций (не представлены акты); не освидетельствованы работы по армированию каменной кладки стен и перегородок, по проверке анкеровки стен и перегородок, по подготовке мест отпирания перемычек на стены и заделке их в кладке с оформлением актов освидетельствования скрытых работ. Акт проверки выручен представителю по доверенности от 27.07.2016.
03 августа 2016 года административным органом заявителю выдано предписание N 04-08-870-16, в соответствии с которым заявителю надлежит в срок до 02.09.2016 не допускать выполнение последующих работ до освидетельствования и приемки предыдущих работы с оформлением соответствующих актов в соответствии с требованиями действующего законодательства (подп. 1 пункта 1), провести натурное обследование для установки армирования конструкций, вид и класс арматуры по монолитным э/б конструкциям (подп.2 пункта 1), осуществлять строительный контроль в установленном порядке проведения строительного контроля заказчика и представить акты по проведению контрольных мероприятий с фиксацией результатов по устранению выявленных нарушений (пункт 2).
Предписание в тот же день вручено представителю заявителя по доверенности 19 января 2015 года.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подп. 1 пункта 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК России) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией.
Согласно пункту 2 статьи 54 ГрК России предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 ГрК России лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
На основании пункта 4 статьи 52 ГрК России государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом установленных статьей особенностей организации и проведения проверок (пункт 5 статьи 54 ГрК России).
В соответствии с пунктом 6 статьи 54 ГрК России по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Согласно представленному в материалы дела акту от 03.08.2016 Управлением была проведена по программе документарная выездная проверка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 3 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 294-ФЗ предусмотрено, что в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
На основании пункта 8 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в части 8 настоящей статьи сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов (пункт 9 статьи 11 Закона N 294-ФЗ). Пунктом 10 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. На основании пункта 3 статьи 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения (пункт 4 статьи 12 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно акту от 03.08.2016 в ходе проведенной в период с 27 июля 2016 года по 03 августа 2016 года документарной выездной проверки общества административным органом выявлены нарушения обязательных требований в связи с непредставлением заявителем актов освидетельствования скрытых работ (пункт 1 и подп. 2 пункта 2 акта проверки), результатов контроля прочности бетона (пункт 2 акта проверки).
Как следует из материалов дел, заявитель, оспаривая предписание Управления по основанию отсутствия события нарушения, представил в материалы дела протоколы результатов определения прочности бетона, акты освидетельствования скрытых работ, акты промежуточного освидетельствования ответственных конструкций. Протоколы результатов определения прочности бетона составлены до начала проведения проверки. Акты освидетельствования скрытых работ, акты промежуточного освидетельствования ответственных конструкций также составлены до начала проведения проверки и подписаны представителем застройщика или заказчика, представителем лица, осуществляющего строительство; представителем лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля; представителем лица, осуществляющего подготовку проектной документации; представителем лица, осуществляющего строительство выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию.
С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание, что ответчик вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представил доказательства направления Управлением в адрес заявителя в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи Федерального закона 294-ФЗ, мотивированного запроса с требованием представить документы (акты освидетельствования и результаты контроля прочности бетона), суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Управление не представило доказательств соблюдения установленной законом процедуры документарной и плановой проверки и, следовательно, им не доказано соблюдение установленного законом порядка истребования документов для документарной проверки
При этом судом учтено, что к моменту окончания проверки (03 августа 2016 года) не истек предусмотренный пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ и исчисляемый со дня получения мотивированного запроса десятидневный срок для направления в орган государственного контроля (надзора) указанных в запросе документов.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2016 года по делу N А58-5166/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5166/2016
Истец: ООО "Прометей"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6734/16