Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А26-9058/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згуркой М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33107/2016) Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.11.2016 по делу N А26-9058/2016 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятие жилищно-коммунального хозяйства
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
о признании недействительным решения
установил:
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства, место нахождения: 186222, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Комсомольская, д. 12А, ОГРН 1021000859901 (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании частично недействительными решений Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - ответчик, Фонд) от 16.09.2016 N 96 осс/взносы и N 221 н/с.
Решением суда от 09.11.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд неверно применил положения подпункта 8 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и подпункта 7 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, указав, что подлежит обложению страховыми взносами сумма компенсации стоимости перелета от аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает работник, до места фактического пересечения Государственной границы.
Лица, участвующие в деле, и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу в их отсутствие. В направленном в суд апелляционной инстанции отзыве на жалобу Фонд просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведены выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Предприятием страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (акт от 09.08.2016 N 303 оос/взносы) и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации (акт от 09.08.2016 N 303 н/с) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
Рассмотрев материалы проверок и представленные Предприятием возражения, Фонд 16.09.2016 вынес решения:
- N 221 н/с об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальном страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым отказано в привлечении Предприятия к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) в связи с имеющейся задолженностью отделения Фонда перед страхователем по состоянию на 31.12.2015 и предложено страхователю перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 46,56 руб. и пени в сумме 3,22 руб., а также отразить недоимку по страховым взносам в бухгалтерском учете и расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование;
- N 96 осс/взносы об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым отказано в привлечении Предприятия к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в связи с имеющейся задолженностью отделения Фонда перед страхователем по состоянию на 31.12.2015 и предложено страхователю перечислить в добровольном порядке недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 675,05 руб.
Основанием для вынесения данных решений послужил вывод Фонда о том, что в нарушение пунктов 1, 2 статьи 20.1, подпункта 8 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и части 1 статьи 7, пункта 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ страхователь в 2015 году не включил в базу для начисления страховых взносов стоимость проезда работников в сумме 23 277,72 руб. при проведении ими отпуска за пределами Российской Федерации. Как установлено Фондом, Предприятие компенсировало работнику затраты на проезд от пункта пропуска через Государственную границу РФ до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта. По мнению Фонда, стоимость проезда от пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль, до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта подлежит обложению страховыми взносами.
Считая решения Фонда недействительными в оспариваемой части, Предприятие обжаловало их в судебном порядке.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона.
Пунктом 8 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона N 188-ФЗ от 28.06.2014) установлено, что не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Исчерпывающий перечень выплат и вознаграждений, начисляемых организациями в пользу физических лиц, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона N 188-ФЗ от 28.06.2014) установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Таким образом, с 01 января 2015 года не подлежит обложению страховыми взносами компенсация работникам стоимости проезда в отпуск за пределы Российской Федерации только в части оплаты проезда работника и членов его семьи до места прохождения пограничного контроля, то есть, в случае убытия в отпуск самолетом - до международного аэропорта, в котором пройден пограничный контроль через пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Предприятие в 2015 году, то есть, в период, когда действовала новая редакция пункта 8 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и части 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, не начисляло страховые взносы на стоимость проезда работников в отпуск за границу от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации аэропорта.
Таким образом, учитывая изменения, внесенные в Закон N 125-ФЗ и Закон N 212-ФЗ, суд первой инстанции признал правомерным вывод Фонда о нарушении Предприятием пунктов 1, 2 статьи 20.1, подпункта 8 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и части 1 статьи 7, пункта 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, что привело к обоснованному доначислению страховых взносов, а также начислению пени.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все доказательства, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.11.2016 по делу N А26-9058/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9058/2016
Истец: Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно - коммунального хозяйства
Ответчик: ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ