Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А55-7061/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.01.2017 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "имени Антонова" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2016 по делу N А55-7061/2016 (судья Харламов А.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "имени Антонова" (ИНН 6350014515, ОГРН 1106350000492), с.Домашка Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области, г.Кинель Самарской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, Федеральной налоговой службы, г.Москва, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель общества с ограниченной ответственностью "имени Антонова" Наумова Т.В. (доверенность от 25.03.2016 N 8),
представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области Гиззатуллина Д.Р. (доверенности от 13.01.2017 N 47 и от 27.05.2016 N 12-22/0042),
в отсутствие представителей Федеральной налоговой службы, извещенной надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "имени Антонова" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области (далее -налоговый орган) от 30.12.2015 N 19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области) и Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2016 по делу N А55-7061/2016 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) в виде штрафа в размере 8005 руб. 80 коп., привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), в виде штрафа в размере 429111 руб. 50 коп., привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, за непредставление в установленный срок документов и (или) иных сведений, в виде штрафа в размере 1100 руб. 00 коп.; на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просило отменить указанное судебное решение и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в части начисления пени на недоимку по НДФЛ в размере 384967 руб. 63 коп., уменьшения в 10 раз начисленных штрафных санкций за неполную уплату ЕСХН (статья 122 НК РФ), за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок НДФЛ (статья 123 НК РФ) и за непредставление в установленный срок документов и (или) иных сведений (статья 126 НК РФ), а также обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Налоговый орган и УФНС России по Самарской области в отзыве просили оставить обжалованное судебное решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрение дела было отложено с 21.12.2016 на 25.01.2017.
В судебных заседаниях представитель общества поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель налогового органа и УФНС России по Самарской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговый орган принял решение от 30.12.2015 N 19 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Этим решением налоговый орган, в частности, было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ, за неполную уплату ЕСХН, в виде наложения штрафа в размере 16011 руб. 60 коп., к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок НДФЛ, в виде наложения штрафа в размере 858223 руб. 00 коп., за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, за непредставление в установленный срок документов и (или) иных сведений, в виде наложения штрафа 2200 руб. 00 коп., а, кроме того, обществу начислены к уплате недоимка по ЕСХН в сумме 80058 руб. 00 коп., недоимка по транспортному налогу в сумме 818 руб. 00 коп., пени на недоимку по ЕСХН в сумме 6025 руб. 46 коп. и предложено уменьшить убытки по ЕСХН в сумме 553981 руб. 00 коп.
Решением УФНС России по Самарской области от 02.03.2016 N 03-15/05307 указанное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Решением ФНС России от 23.05.2016 N СА-4-9/9139@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Довод общества об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание пеней по НДФЛ в пределах совокупности сроков, установленных статьями 46, 47 и 70 НК РФ, является ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить НДФЛ.
В соответствии подпунктом 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате НДФЛ считается исполненной со дня удержания сумм налога налоговым агентом.
На основании пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Общество, являясь работодателем, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 и пунктом 1 статьи 226 НК РФ обязано было уплатить НДФЛ в качестве налогового агента.
Согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления доходов со счетов налоговых агентов в банке на счете налогоплательщика либо по его поручению на счете третьих лиц в банке.
Из материалов дела следует, что общество своевременно начисляло и выдавало сотрудникам заработную плату, исчисляло и удерживало НДФЛ, однако в бюджет налог перечислялся несвоевременно и не в полном объеме - оплата задолженности по НДФЛ за 2012-2014 годы произведена лишь в мае-июне 2015 года. Факт несвоевременного перечисления НДФЛ обществом не опровергается.
На основании статьи 75 НК РФ за неуплату НДФЛ в установленные законом сроки обществу начислены соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах НДФЛ, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (справка по форме 2-НДФЛ).
Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В пункте 1 статьи 87 НК РФ указано, что налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки. Согласно пункту 2 статьи 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Положениями статьи 88 НК РФ о камеральных налоговых проверках не предусмотрена проверка документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога.
Применительно к рассматриваемому случаю представленные обществом справки по форме 2-НДФЛ не являлись необходимыми документами для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ.
Кроме того, проведение налоговых проверок - это способ реализации возложенных на налоговые органы функций по осуществлению контроля за соблюдением организациями законодательства о налогах и сборах и предусмотренное НК РФ право налоговых органов, а не установленная законом обязанность. Налоговое законодательство не содержит указания на обязанность налоговых органов осуществлять обязательную проверку представленных налогоплательщиками, налоговыми агентами документов, в частности, справок по форме 2-НДФЛ.
Для исчисления размера пеней и выставления в адрес налогового агента соответствующего требования об их уплате налоговому органу необходимо установить не только наличие задолженности по налогу и ее размер (сумму неперечисленного в установленные законом сроки НДФЛ), но и дату образования такой задолженности, а также периоды просрочки при частичном перечислении налога путем исследования первичных документов, подтверждающих обстоятельства исчисления, удержания и перечисления налога в бюджет, поскольку требование об уплате пеней должно содержать достоверные и проверенные сведения о неисполнении налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет сумм удержанного налога.
Между тем сведения по форме 2-НДФЛ, представляемые налоговым агентом в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ, не содержат указанных выше сведений.
Отсутствие в справке по форме 2-НДФЛ необходимых и достаточных сведений для проверки факта перечисления в бюджет НДФЛ препятствует исчислению пени и выставлению в адрес налогового агента требования об уплате пени, а также предполагает дополнительную проверку всех документов, связанных с исчислением, удержанием и перечислением НДФЛ в бюджет.
Данные выводы подтверждаются многочисленной судебной практикой.
Следовательно, довод общества о возможности выставления налоговым органом требования на основании проверки справок по форме 2-НДФЛ является необоснованным.
Ввиду отсутствии возможности установления фактов неисполнения обществом обязанности по своевременному перечислению в бюджет НДФЛ только на основании сведений, представленных в порядке пункта 2 статьи 230 НК РФ, налоговый орган в пределах представленных ему полномочий провел выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах, в рамках которой исследовал необходимые первичные документы налогового агента, на основании которых осуществлялось удержание и перечисление в бюджет удержанного НДФЛ, установил конкретную сумму задолженности по НДФЛ и начислил пени.
По результатам всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ суд первой инстанции на основании статей 112 и 114 НК РФ, а также с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", правомерно снизил в два раза сумму начисленных обществу штрафных санкций.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции и снижения суммы начисленных штрафных санкций в 10 раз. Обстоятельства, приведенные обществом в апелляционной жалобе, фактически были учтены судом первой инстанции при снижении штрафных санкций в два раза.
При рассмотрении настоящего дела общество не представило каких-либо доводов и доказательств, направленных на опровержение иных выводов, содержащихся в оспариваемом решении налогового органа.
Материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о соблюдении налоговым органом процедуры проведения налоговой проверки и, соответственно, об отсутствии оснований для применения, в частности, положений пункта 14 статьи 101 НК РФ о последствиях несоблюдения должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2016 года по делу N А55-7061/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "имени Антонова" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7061/2016
Истец: ООО "имени Антонова"
Ответчик: МИФНС N4 по Самарской области
Третье лицо: УФНС России по Самарской области, Федеральная налоговая служба