Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании убытков по договору на оказание услуг, по договору перевозки, по договору перевозки груза в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А76-7791/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деевой Г.А.,
судей Бабиной О.Е., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Равис - птицефабрика Сосновская" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2016 по делу N А76-7791/2016 (судья Сафронов М.И.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Машнин Д.А. (доверенность б/н от 10.06.2016),
общества с ограниченной ответственностью "Равис-птицефабрика Сосновская" - Верещак Е.В. (доверенность N 162/14 от 06.11.2014).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральской железной дороги (далее - общество "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Равис-птицефабрика Сосновская" (далее - общество " Равис - птицефабрика "Сосновская") о взыскании 127 488 руб. 03 коп. платы за пользование вагонами в соответствии с п. 14.3 договора от 30.09.2011 года в редакции дополнительного соглашения N 2.
Определением от 13.05.2016 суд принял исковое заявление к производству в порядке упрощенного производства (л. д. 1-4 т. 1).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.07.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (л. д. 62-66 т. 1).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2016 исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Равис-птицефабрика Сосновская" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскана плата в размере 127 488 руб. 03 коп., а также в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 4 825 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда, общество "Равис-птицефабрика Сосновская" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что акты общей формы, представленные истцом в подтверждение обстоятельств задержки вагонов, не являются надлежащими доказательствами по делу, поскольку были подписаны ответчиком с разногласиями, так как они не соответствовали п. 14.3 договора N 2/22 от 30.09.2011 (фронт выгрузки на момент составления актов общей формы был свободен); сроки договора истекали после постановки данных вагонов на простой, в связи с чем начисление платы было неправомерным; кроме того, в указанный период истец сам нарушал условия договора.
Ответчик считает, что истцом не доказан факт нарушения срока доставки вагонов, в связи с чем начисление платы за простой вагонов, прибывших на станцию назначения до истечения срока доставки груза, неправомерно, поскольку плата за время задержки вагонов взимается при условии прибытия спорных вагонов с нарушением срока доставки.
По мнению подателя апелляционной жалобы, расчет платы произведен неверно, поскольку произведен с учетом повышающего коэффициента, что противоречит условиям договора N 2/22 от 30.09.2011.
Общество "Равис-птицефабрика Сосновская" считает необоснованным вывод суда о том, что при заключении дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 2 к договору N 2/22 от 30.09.2011 стороны согласовали условие о применении индексации при расчете платы.
Истец направил возражения на апелляционную жалобу, в которых просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; полагал, что судебный акт является законным и обоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приобщил письменные возражения на апелляционную жалобу к материалам дела.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы апелляционной жалобы и возражения на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.09.2011 между обществом "РЖД" (перевозчик) и обществом "Равис-птицефабрика Сосновская" (владелец) подписан договор на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Равис-птицефабрика Сосновская" при станции Шагол ЮУЖД (л.д. 12-19 т. 1) в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.04.2013 (л. д. 20-21 т. 1).
В соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях указанного договора осуществляется подача и уборка вагонов на путь необщего пользования, не принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Шагол Южно-Уральской железной дороги стрелочным переводом N 8 ко второму пути станции, и далее через стрелочный перевод N 100 к железнодорожному пути необщего пользования ОАО "Макфа", обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Согласно п. 14.3 договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 2 владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, а так же за время задержки, ожидания их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования, по причинам, не зависящим от перевозчика.
Оплачиваемое время пользования вагонами исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки - выгрузки до момента получения перевозчиком уведомления о готовности к уборке всей одновременно поданной группы вагонов на путь общего пользования.
При наличии в убираемой группе не принятых перевозчиком вагонов оплачиваемое время пользования принятых вагонов исчисляется до момента отцепки не принятых вагонов локомотивом владельца или до устранения обнаруженных недостатков.
В соответствии с п. 14.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2013 N 2 в случае задержки приема и подачи вагонов по причинам, не зависящим от общества "РЖД", владелец вносит плату за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих Перевозчику (собственных или арендованных), в том числе при задержке таких вагонов в пути следования в размере 50% от ставок, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В период с 03 час. 40 мин. 02.02.2015 по 14 час. 30 мин. 02.04.2015, с 15 час. 20 мин. 31.04.2015 по 14 час. 30 мин. 02.04.2015, с 15 час. 00 мин. 31.04.2015 по 14 час. 30 мин. 02.04.2015, с 14 час. 00 мин. 04.04.2015 по 15 час. 30 мин. 06.04.2015, с 13 час. 30 мин. 09.04.2015 по 19 час. 00 мин. 14.04.2015, с 04 час. 38 мин. 12.04.2015 по 13 час. 00 мин. 13.04.2015, с 17 час. 45 мин. 12.04.2015 по 13 час. 00 мин. 13.04.2015, с 22 час. 00 мин. 11.04.2015 по 13 час. 00 мин. 13.04.2015, с 00 час. 46 мин. 16.04.2015 по 13 час. 00 мин. 16.04.2015, с 10 час. 00 мин. 14.04.2015 по 13 час. 00 мин. 16.04.2015, с 02 час. 30 мин. 17.04.2015 по 18 час. 00 мин. 17.04.2015, с 15 час. 30 мин. 21.04.2015 по 10 час. 00 мин. 23.04.2015, с 03 час. 35 мин. 23.04.2015 по 10 час. 00 мин. 23.04.2015 на станции Шагол ЮУЖД на путях необщего пользования в ожидании подачи простаивали вагоны по причине неприема их железнодорожной станцией назначения Шагол, поскольку в указанный период станция была занята другими прибывшими в адрес общества "Равис-птицефабрика Сосновская" вагонами, о чем составлены акты общей формы (далее по тексту АОФ) N 4/172 от 23.04.2015, N 4/175 от 23.04.2015; АОФ N 4/173 от 21.04.2015, N 4/174 от 23.04.2015; АОФ N 4/169 от 17.04.2015, N 4/170 от 17.04.2015; АОФ N 4/162 от 14.04.2015, N 4/167 от 16.04.2015; АОФ N 4/164 от 16.04.2015, N 4/165 от 16.04.2015; АОФ N 4/157 от 11.04.2015, N 4/163 от 13.04.2015; АОФ N 4/159 от 12.04.2015, N 4/161 от 13.04.2015; АОФ N 4/158 от 12.04.2015, N 4/160 от 13.04.2015; АОФ N 4/155 от 09.04.2015, N 4/156 от 10.04.2015; АОФ N 4/154 от 06.04.2015, N 4/153 от 04.04.2015; АОФ N 4/146 от 02.04.2015, N 4/140 от 31.03.2015; АОФ N 4/145 от 02.04.2015, N 4/141 от 31.03.2015; АОФ N 4/144 от 02.04.2015, N 4/143 от 02.04.2015.
За время задержки вагонов с момента остановки вагонов от движения на станции Шагол до момента передачи станцией назначения информации о готовности приема задержанных в пути следования вагонов общества "Равис-птицефабрика Сосновская" истцом начислена плата за простой в размере 127 488 руб. 03 коп. (т. 1 л.д. 11).
Актами общей формы N 4/172 от 23.04.2015, N 4/175 от 23.04.2015; АОФ N 4/173 от 21.04.2015, N 4/174 от 23.04.2015; АОФ N 4/169 от 17.04.2015, N 4/170 от 17.04.2015; АОФ N 4/162 от 14.04.2015, N 4/167 от 16.04.2015; АОФ N 4/164 от 16.04.2015, N 4/165 от 16.04.2015; АОФ N 4/157 от 11.04.2015, N 4/163 от 13.04.2015; АОФ N 4/159 от 12.04.2015, N 4/161 от 13.04.2015; АОФ N 4/158 от 12.04.2015, N 4/160 от 13.04.2015; АОФ N 4/155 от 09.04.2015, N 4/156 от 10.04.2015; АОФ N 4/154 от 06.04.2015, N 4/153 от 04.04.2015; АОФ N 4/146 от 02.04.2015, N 4/140 от 31.03.2015; АОФ N 4/145 от 02.04.2015, N 4/141 от 31.03.2015; АОФ N 4/144 от 02.04.2015, N 4/143 от 02.04.2015 и памятками приемосдатчика, составленными за весь период задержки вагонов в пути, подтверждается вина грузополучателя в занятости путей необщего пользования на станции назначения.
Вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что факт простоя вагонов на станции назначения подтверждается представленными в дело первичными документами, доказательства внесения ответчиком платы за простой вагонов отсутствуют; произведенный истцом расчет платы, согласно правилам Тарифного руководства N 2 с применением индексации, обоснован и подлежит взысканию.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы следует признать подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.
Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Статьей 34 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 УЖТ РФ).
Согласно ст. 62 УЖТ РФ, вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивам вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
В случае обслуживания грузоотправителей, грузополучателей локомотивами, принадлежащими владельцам железнодорожных путей необщего пользования, операции по передаче вагонов выполняются между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования.
Владельцы железнодорожных путей необщего пользования вступают в эти отношения на основании полномочий, переданных им грузоотправителями, грузополучателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При получении полномочий владелец железнодорожного пути необщего пользования обязан предоставить перевозчику доверенность, выданную грузоотправителем, грузополучателем.
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятого в рамках оспаривания п. 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования).
Плата за пользование вагонами, не принадлежащими обществу "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами железнодорожных путей общего пользования может быть взыскана, если это предусмотрено соглашением сторон.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт простоя вагонов на станции назначения подтверждается актами общей формы и памятками приемосдатчика, составленными на весь период задержки вагонов в пути (л.д. 81-158 т. 1).
В представленных актах общей формы перечислены вагоны, задержанные на промежуточных станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался, что подтверждено подписями представителей перевозчика.
Ответчик в свою очередь доказательств внесения платы за сверхнормативный простой вагонов в нарушение ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представил, факт простоя вагонов на станции назначения не оспаривает.
Исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями Устава железнодорожного транспорта, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12, письмом ФСТ России от 30.03.2011 NСН-2489/10, установив, что стороны предусмотрели обязанность владельца производить плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, и фактически перевозчиком взыскана плата за задержку не принадлежащих ему вагонов на путях необщего пользования, соглашение между сторонами о размере платы, взимаемой в таких случаях, сторонами достигнуто, суд пришел к выводу об обоснованности начисления платы в размере 127 488 руб. 03 коп.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на железнодорожных путях необщего пользования, является договорным условием, в связи с чем к нему не относятся обязательные правила о применении повышающих коэффициентов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку был исследован судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора и ему дана надлежащая правовая оценка.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в п. 34 разъяснил, что в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В порядке пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 6 и 11 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
В соответствии с пунктом 22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
Поскольку при заключении договора 30.09.2011 действовало Тарифное руководство N 2, следовательно, плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, должна исчисляться по правилам Тарифного руководства N 2 с применением индексации.
Довод апелляционной жалобы о том, что плата за пользование вагонами начислена истцом ранее установленного срока доставки, указанного в транспортных железнодорожных накладных, что противоречит ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с п. 7 договора от 30.09.2011 N 2/22 количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче устанавливается не более 7.
Между тем из материалов дела следует, что в спорный период времени на путях станции к подаче на пути необщего пользования простаивали вагоны в большем количестве, чем это предусмотрено условиями договора.
Соответствующее обстоятельство подтверждается актами общей формы и памятками приемосдатчика за весь период задержки вагонов.
Поскольку простой вагонов на путях необщего пользования возник по причине его занятости ранее поданными вагонами, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о нарушении ответчиком технологического срока оборота вагонов, что в силу вышеназванной нормы является основанием для взимания платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на нарушение судом единообразия при рассмотрении аналогичных дел в арбитражных судах не нашли своего подтверждения, поскольку при рассмотрении спора суд учитывает обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и доказательственную базу, представленную сторонами, на основании которой и принимается судебный акт.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2016 по делу N А76-7791/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Равис - птицефабрика Сосновская" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.А. Деева |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7791/2016
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ООО "Равис - птицефабрика Сосновская", ООО "Равис-птицефабрика Сосновская"