Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2017 г. N Ф05-4108/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А41-43146/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от Московского открытого акционерного общества "Промжелдортранс": Зверев В.Ю. по доверенности от 24.05.2016;
от администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области: Болдашова Д.К. по доверенности от 30.12.2016;
от комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2016 по делу N А41-43146/16,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
по заявлению Московского открытого акционерного общества "Промжелдортранс" к администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области и комитету по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области,
об оспаривании постановления и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Московское открытое акционерное общество "Промжелдортранс" (далее - общество, МОАО "Промжелдортранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, содержащим следующие требования:
- признать недействительным пункт 2.2. Постановления Главы Орехово-Зуевского муниципального района (администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области (далее - администрация, администрация Орехово-Зуевского района) от 04.03.2016 N 577 в части установления в договоре купли-продажи земельного участка цены выкупа в размере, равном 15 % кадастровой стоимости земельного участка, и внести изменения в данный пункт, установив цену выкупа в размере, равном 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка;
- обязать Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района (далее - комитет):
внести изменения в п.2.1. проекта Договора N 27 купли-продажи земельного участка от 04 марта 2016 года, заменив текст "в размере, равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости Участка и составляет 2 179 257,82 руб." на текст "в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости Участка и составляет 363 209,64 руб.";
внести изменения в пункты 2.2. и 2.3. проекта Договора N 27 купли-продажи земельного участка от 04 марта 2016 года, заменив в данных пунктах текст "2 779 257,82 руб." на текст "363 209,64 руб.".
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2016 года по делу N А41-43146/16 пункт 2.2. Постановления Главы Орехово-Зуевского муниципального района от 04.03.2016 N 577 в части установления в договоре купли-продажи земельного участка цены выкупа в размере, равном 15 % кадастровой стоимости земельного участка признан недействительным и администрация обязана внести изменения в пункт 2.2. указанного Постановления, установив цену выкупа в размере, равном 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка. В удовлетворении остальной части заявления отказно (л.д. 89-100).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления полностью отказать.
Представитель Московского открытого акционерного общества "Промжелдортранс" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МОАО "Промжелдортранс" является собственником объекта недвижимого имущества - железнодорожных подъездных путей: Поточино-Бетонная-Карболит, Карболит-Демихово, участок: Бетонная N N 1-3, 16, 7, 14, 17, 23, протяженностью 14121 п/м, инв. N 13588, лит. 1, 1а, что подтверждается Свидетельством о госрегистрации права от 15.12.2002.
Постановлением Главы администрации Орехово-Зуевского района от 02.10.1992 N 1688 обществу в постоянное бессрочное пользование под указанные железнодорожные пути предоставлен земельный участок (л.д. 17).
После постановки участка на кадастровый учет он приобрел характеристики: КН 50:24:0000000:47, площадь 70 808 кв.м., границы участка установлены в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 18-24).
Для приобретения данного участка в собственность 03.12.2015 общество подало в администрацию заявление о переоформлении права постоянного бессрочного пользования, предоставило подтверждающие документы (л.д. 14).
Постановлением Главы Орехово-Зуевского района от 04.03.2016 N 577 было подтверждено право заявителя на переоформление земельного участка в собственность (л.д. 9).
Согласно п. 1 постановления, в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предоставить в собственность за плату МОАО "Промжелдортранс" земельный участок площадью 70808 кв.м. с КН 50:24:0000000:47, категории "земли промышленности", по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, перегон Поточино-Карболит-Демихово, с разрешенным использованием "под железнодорожные пути".
Пунктом 2.2 постановления указано "установить в договоре купли-продажи земельного участка цену выкупа земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в размере, равном 15 процентам кадастровой стоимости земельного участка".
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3 проекта договора, подписанного продавцом и направленного покупателю, цена участка установлена в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16, постановлением Главы Орехово-Зуевского района от 04.03.2016 N 577, в размере, равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости участка и составляет 2 179 257,82 руб.
Участок продается за 2 179 257,82 руб. Оплата участка осуществляется путем перечисления покупателем денежных средств в размере 2 179 257,82 руб. (л.д. 11-13).
Полагая, что указанное Постановление в части определения выкупной цены является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, МОАО "Промжелдортранс" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлением Правительства МО от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" с 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:
1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);
2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
В случаях, установленных пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", цена продажи земельных участков устанавливается в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка (ч. 2 постановления).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Статьей 2 указанного закона установлено, что при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно материалам дела, спорный земельный участок относится к категории "земли промышленности", имеет вид разрешенного использования "под железнодорожные пути". Участок находится у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 18).
Как следует из материалов дела, заявление о переоформлении участка в собственность подано заявителем в администрацию в декабре 2015 года, т.е. до 01.01.2016, следовательно, в силу ст.ст. 2, 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", заявитель имеет право на приобретение спорного земельного участка по цене 2,5% от его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 2.2 постановления администрации N 577 от 04.03.2016 в части установления выкупной цены участка в размере 15% от его кадастровой стоимости, является незаконным, и нарушает права и интересы заявителя.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2016 года по делу N А41-43146/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43146/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2017 г. N Ф05-4108/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МОАО "Промжелдортранс"
Ответчик: Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области