Требование: о взыскании долга по договору возмездного оказания услуг
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А21-4133/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34056/2016) Военного комиссариата Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2016 г. по делу N А21-4133/2016 (судья Шанько О.А.), принятое
по иску ГБУЗ "Светлогорская центральная районная поликлиника"
к Военному комиссариату Калининградской области
3-е лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области
о взыскании
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Светлогорская центральная районная поликлиника" (далее - ГБУЗ КО "Светлогорская ЦРП", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Военному комиссариату Калининградской области (далее - Военный комиссариат, ответчик) с требованием о взыскании 302 447 руб. 38 коп. задолженности за оказанные услуги (требования заявлены с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 07.07.2016 г. по ходатайству ответчика суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2016 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Военный комиссариат Калининградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что истец не проводил медицинское освидетельствование граждан для определения их пригодности к военной службе; финансовое обеспечение медицинского обследованная граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов, средств обязательного медицинского страхования; в настоящем деле Военный комиссариат является ненадлежащим ответчиком.
На основании изложенного податель жалобы, просит обжалуемое решение отменить, рассмотрение жалобу без участия представителя ответчика.
В настоящем судебном заседании 25.01.2017 г. лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях проведения медицинского освидетельствования для определения годности граждан к военной службе и во исполнение приказов Министерства здравоохранения Калининградской области, постановлений Администрации муниципального образования "Светлогорский район" ГБУЗ КО "Светлогорская ЦРП" в период с 2013 г. по 2016 г. принимались приказы об организации, всестороннем обеспечении и проведении призыва на военную службу граждан мужского пода в возрасте от 18 до 27 лет ( далее - приказы).
На основании приказов ГБУЗ КО "Светлогорская ЦРП" обязуется командировать специалистов для проведения медицинского освидетельствования и лабораторно-диагностических исследований (анализов) гражданам призывного возраста.
Поскольку истец своими силами провел медицинское освидетельствование граждан для определения их годности к военной службе, в адрес ответчика были выставлены счета на оплату: счет на оплату лабораторно-диагностических исследований N РП000057 от 20.12.2013 на сумму 17 245 руб.; счет на оплату начислений на заработную плату врачей и медицинских сестер, участвующих в призывной комиссии N РП000109 от 30.12.2013 на сумму 31 063 руб. 51 коп.; счет на оплату лабораторно-диагностических исследований N РП000058 от 20.12.2014 на сумму 26 140 руб.; счет на оплату начислений на заработную плату врачей и медицинских сестер, участвующих в призывной комиссии N РП000109 от 30.12.2014 на сумму 77 464 руб. 31 коп.; счет на оплату лабораторно-диагностических исследований N РП000061 от 20.12.2015 на сумму 50 330 руб.; счет на оплату начислений на заработную плату врачей и медицинских сестер, участвующих в призывной комиссии N РП000109 от 31.12.2014 на сумму 65 344 руб. 05 коп.; счет на оплату лабораторно-диагностических исследований N РП000062 от 03.02.2016 на сумму 17 500 руб.; счет на оплату заработной платы врачей и медицинских сестер, участвующих в призывной комиссии N РП000041 от 03.02.2016 на сумму 57 485 руб. 16 коп.; счет на оплату начислений на заработную плату N РП000109 от 02.02.2016 на сумму 17 360 руб. 51 коп.
Выставленные счета были оплачены частично, что послужило основанием для истца обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд полагает его законным и обоснованным, не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О воинской обязанности" от 12.03.1998 г. N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В целях проведения медицинского освидетельствования военные комиссариаты согласно пунктам 15 и 23 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, направляют граждан на диагностические исследования, которые в силу пунктов 6 и 7 приложений N 2 и 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" включают в себя лабораторные анализы.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Таким образом, имущественные потери, понесенные Больницей вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона. Порядок компенсации таких расходов определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 704 (далее - Правила N 704).
На основании подпункта 3 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Возмещение затрат осуществляется в том числе путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4 Правил N 704).
Суд первой инстанции оценил представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи и, руководствуясь статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с Комиссариата задолженности за оказанные услуги, поскольку размер задолженности подтверждается представленными в дело документами, в том числе счетами и перечнем оказанных услуг, факт оказания услуг Учреждением не оспаривается, мотивированных и документально подтвержденных возражений относительно объема оказанных Больницей услуг Учреждение не представило.
Довод заявителя о том, что Правилами N 704 не определен порядок компенсации расходов на проведение лабораторно-диагностических исследований, не означает, что они относятся на счет Больницы.
В силу прямого указания Закона N 53-ФЗ (пункт статьи 1) расходы, понесенные Больницей в связи с медицинским освидетельствованием граждан, предъявляемых к освидетельствованию военкоматом, возмещаются последним за счет выделенных на эти цели бюджетных средств.
Таким образом, компенсация расходов, понесенных Больницей в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации.
Позиция суда апелляционной инстанции аналогична позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 09.11.2015 г. N 307-ЭС15-13501.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признали заявленные Больницей требования обоснованными и удовлетворили иск.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи указанным апелляционная инстанция не усматривает оснований для иной оценки выводов суда и отмены решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2016 г. по делу N А21-4133/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4133/2016
Истец: ГБУЗ К/о "Светлогорская центральная районная поликлиника"
Ответчик: Военный комиссариат Калининградской области
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34056/16