Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А41-49166/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика" - Зайцевой Е.А. (представителя по доверенности от 25.11.2016),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Филоненко М.А. (представителя по доверенности от 02.02.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2016 по делу N А41-49166/16, принятое судьей Криворучко Е.С.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 18.07.2016 N 08ОГ/09-1133-61-9-2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.11.2016 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель предприятия в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
С целью проверки обращения от 08ОГ/09-1133 и на основании распоряжения от 22.06.2016 N 08ОГ/09-1133-61-9-2016 инспекция 18.07.2016 провела проверку деятельности предприятия, результаты которой подробно поименованы и зафиксированы в акте от 18.07.2016 N 08ОГ/09-1133-61-9-2016.
По результатам проверки инспекция выдала предприятию предписание от 18.07.2016 N 08ОГ/09-1133-61-9-2016, которым указала предприятию в срок до 30.08.2016 произвести перерасчет (возврат) собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении предприятия, неправомерно начисленной платы за предоставленную коммунальную услугу отопление ненадлежащего качества (согласно реестру в приложении к акту проверки) в соответствии с пунктом 101 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Не согласившись с инспекцией, предприятие 27.07.2016 оспорило данное предписание от 18.07.2016 в судебном порядке.
Удовлетворяя требование предприятия, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Инспекция наделена соответствующими полномочиями на территории Московской области.
В данном случае основанием для проведения в отношении товарищества внеплановой документарной проверки послужило коллективное обращение жителей проверяемых многоквартирных домов.
Из материалов дела следует, что предприятие предоставляет и непосредственно начисляет плату за коммунальную услугу отопление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Московская область, г.о.Подольск, мкр. Климовск.
Подача тепловой энергии в жилые помещения многоквартирных домов находящихся в управлении предприятия прекращена 26.04.2016 на основании постановления Главы городского округа Подольск Московской области от 21.04.2016 N 565 "Об окончании отопительного сезона 2015-2016 г.г.".
Согласно пункту 101 раздела IX Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Данная норма предусматривает произведение перерасчета (уменьшение платы) за коммунальные услуги ненадлежащего качества в строго определенных случаях, а именно:
- при нарушении бесперебойного режима отопления в течении отопительного периода (пункт 14 приложения N 1);
- при изменении нормативно температуры воздуха в жилых помещениях (пункт 15 Приложения N 1);
- при отклонении норматива давления во внутридомовой системе отопления (пункт 16 Приложения N 1).
Вместе с тем материалы дела не содержат сведений об установлении инспекцией факта предоставления предприятием коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами представления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В силу пункта 5 Правил N 354 если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В соответствии с пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже 18 °C, в угловых комнатах не ниже 20 °C, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже, температура воздуха в жилых помещениях должна составлять +20 °C (в угловых комнатах +22 °C), в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу пункта 14 Приложения N 1 к Правилам N 354 коммунальная услуга "отопление" в течение отопительного периода должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно, допустимой продолжительностью перерыва отопления в течение 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам.
Согласно пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115) отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 °C и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 °C и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Орган местного самоуправления вправе, исходя из интересов потребителей, устанавливать более ранние сроки начала и окончания отопительного сезона, исходя из обязательных требований к температуре наружного воздуха.
Таким образом, приведенным нормативными правовыми актами определены условия, при которых период подачи теплоносителя для нужд отопления определяется внешними факторами.
Как пояснили представители инспекции и предприятия в судебном заседании апелляционного суда, в данном случае подача тепловой энергии в жилые помещения многоквартирных домов, находящихся в управлении предприятия, прекращена 26.04.2016, поскольку именно эта дата окончания отопительного сезона была определена постановлением Главы городского округа Подольск Московской области от 21.04.2016 N 565 "Об окончании отопительного сезона 2015-2016 г.г.". При этом недовольство жителей вызвало то обстоятельство, что предприятие выставило им плату за отопление за полный месяц - апрель 2016 года.
В обоснование своих доводов инспекция также сослалась на то, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области письмом разъяснило, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг применялся расчетный метод, согласно которому средняя продолжительность отопительного периода в городском округе Климовск Московской области составляет 205 суток в год, а в 2016 году отопительный сезон в городском округе Климовск Московской области фактически длился (и, соответственно, коммунальные услуги по отоплению оказывались) меньшее количество дней.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, вопреки оспариваемому предписанию инспекции прекращение оказание коммунальной услуги по отоплению (подачи тепловой энергии в жилые помещения многоквартирных домов находящихся в управлении предприятия 26.04.2016 в соответствии с постановления Главы городского округа Подольск Московской области от 21.04.2016 N 565 "Об окончании отопительного сезона 2015-2016 г.г." с учетом приведенных норм права нельзя расценивать как предоставление предприятием услуги ненадлежащего качества, при том что инспекция обосновала свое предписание нормами об оказании услуг по отоплению ненадлежащего качества и, собственно, вменила предприятию именно ненадлежащее качество таких услуг.
Кроме того, в настоящее время действующим законодательствам не установлено ни требование о перерасчете платы за отопление в случае прекращения или начала отопительного периода до окончания календарного месяца, ни порядок такого перерасчета.
Формула, используемая для определения размера платы за подачу тепловой энергии в жилые помещения многоквартирных домов, не использует в качестве параметров количество дней, в течение которой фактически подается тепловая энергия.
Ссылка инспекции на разъяснения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области о том, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг применялся расчетный метод, согласно которому средняя продолжительность отопительного периода в городском округе Климовск Московской области составляет 205 суток, отклоняется, поскольку нормативно продолжительность отопительного периода в городском округе Климовск Московской области не определена и не фиксирована, подобное письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области не является нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения. Напротив, законом продолжительность отопительного периода обусловлена погодными условиями, не зависящими от каких-либо действий сторон, жителей домов, и составляет разное количество дней (в том числе в первом и последнем месяцах отопительного периода) в зависимости от этих условий.
Решение суда первой инстанции о признании недействительным предписания инспекции является правильным.
Кроме того, апелляционный суд принял во внимание следующее. Как пояснил представитель предприятия и не оспаривал представитель инспекции, в предыдущем году (2015) отопительный период длился дольше и составил больше чем 205 дней (на которые ссылается инспекция), однако предприятие при подаче тепловой энергии весь этот период, руководствуясь приведенными положениями законодательства, не выставляло жителям плату за "лишние" дни, в которые подавалась тепловая энергия в их квартиры. При этом "почему-то" никто из жильцов не возражал против этого, однако в 2016 году при обратной ситуации жильцы, напротив, пожаловались в инспекцию на взимание с них соответствующей платы. Кроме того, представитель предприятия пояснил, что в случае признания законным оспариваемого предписания инспекции, предприятие будет вынуждено взыскать с жителей плату за упомянутые "лишние" дни отопления в 2015 году и действовать так в последующем.
Оснований для отмены решения суда из доводов инспекции, материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2016 по делу N А41-49166/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49166/2016
Истец: МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК "СЛУЖБА ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17964/16