Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А36-8110/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "ПК Навигатор": Токаревой Г.М., по доверенности от 19.01.2017;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: Варнавина М.О., по доверенности от 27.12.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПК Навигатор" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.12.2016 по делу N А36-8110/2016 (судья Никонова Н.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПК Навигатор" (ИНН 6571600614080, ОГРН 3155774900008616) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, г.Москва (ИНН 7710757158, ОГРН 1097746596672) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении N 05-16/907-3 от 12.08.2016 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПК Навигатор" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении N 05-16/907-3 от 12.08.2016 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 02.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество с ограниченной ответственностью "ПК Навигатор" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ. Обществом были предприняты исчерпывающие меры по исправлению возникшей ситуации. Нарушение носит единичный характер.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что состав вменяемого правонарушения доказан. Основания малозначительности совершенного административного правонарушения отсутствуют.
Как видно из материалов дела, 03.02.2016 ООО "ПК Навигатор" подана декларация об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2015 г. по форме приложения N 6, с нарушением срока, установленного п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Указанное обстоятельство подтверждается скрин-шотом рабочего стола с федерального информационного ресурса "База данных деклараций" по состоянию на 28.07.2016, и обществом не оспаривается (л.д. 61-64).
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в связи с выявлением нарушения срока предоставления декларации по форме приложения N 6 направлено уведомление от 15.06.2016 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, полученное ООО "ПК Навигатор" 20.07.2016 (л.д. 59, 60).
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО 02.08.2016 получено заявление ООО "ПК Навигатор" о рассмотрении материалов дела без участия его представителя (л.д. 68, 69).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО "ПК Навигатор" главным специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО Маргошвили Т.Н. был составлен протокол N 05-16/907-1 от 03.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ (л.д. 70-72).
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО 12.08.2016 получено заявление ООО "ПК Навигатор" о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении без участия его представителя (л.д. 75).
На основании постановления и.о. заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО Поликарповой Т.Е. по делу об административном правонарушении N 05-16/907-1 от 12.08.2016 ООО "ПК Навигатор" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (л.д. 79-86).
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "ПК Навигатор" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части статьи 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере (пункт 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства России от 24.02.2009 N 154).
В силу пунктов 1, 7, 8.10, 8.11 Приказа Росалкогольрегулирования от 30.08.2012 N241 "Об утверждении Положений о Межрегиональных управлениях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по федеральным округам" территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, обеспечивающим осуществление функций, возложенных на службу, в границах соответствующего федерального округа является Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу. Межрегиональное управление находится в городе Москве и осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации в границах Центрального федерального округа.
Межрегиональное управление осуществляет на территории федерального округа проверки в установленном порядке деятельности юридических лиц в указанной сфере деятельности, составляет протоколы об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Нарушений в указанной части судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые могли бы стать основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа судом не установлено.
Таким образом, доказательства, полученные административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, следует признать относимыми, допустимыми и достоверными.
В силу ст.15.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Объективной стороной правонарушения является искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Федеральный закон от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон о регулировании алкогольной продукции) регламентирует правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 26 Закона N171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В соответствии с п. п. 15, 16 Правил, декларации за предоставляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за 4 квартал - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Материалы дела свидетельствуют, что декларация по форме согласно приложению N 6 к Правилам за 4 квартал 2015 года должна быть представлена до 21.01.2016.
Вместе с тем, декларация об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2015 г. по форме приложения N 6 подана обществом 03.02.2016.
Факт несвоевременного предоставления ООО "ПК Навигатор" декларации подтверждается имеющимися в административном деле доказательствами, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с тем, что Обществом декларация об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N6 к Правилам за 2 квартал 2015 года представлена 03.02.2016, то есть за пределами установлено законом срока суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность своевременно направить декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обстоятельств, исключающих вину хозяйства в нарушении обязанности по подаче декларации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом этого суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса, и вины в его совершении.
В качестве доводов жалобы общество ссылается на возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Указанные доводы жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Признание конкретного правонарушения малозначительным является правом суда.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
В силу статьи 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, а также в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней.
Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью находящейся в обороте алкогольной продукции (что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, поставщику и продавцу алкогольной продукции относительно видов и объемов алкогольной продукции, произведенной и реализованной в соответствии с лицензионными требованиями), в целях недопущения ввода в оборот алкогольной продукции, не соответствующей установленным требованиям, и не обложенной соответствующим акцизом.
Правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Диспозиция статьи 15.13 КоАП РФ не предусматривает для состава данного административного правонарушения причинение существенного вреда государственным интересам, в том числе в сфере осуществления государственного регулирования в области производства и оборота алкогольной продукции.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениями выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Совершенное обществом правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
При этом само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие такого обязательного при применении статьи 2.9 КоАП РФ признака, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, нарушение установленного государством порядка декларирования объемов алкогольной продукции, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства и не может быть признано малозначительным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о законности постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении N 05-16/907-3 от 12.08.2016.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В связи с чем, уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 570 от 08.12.2016 государственная пошлина в сумме 1500 тысячи рублей подлежит возврату.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.12.2016 по делу N А36-8110/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8110/2016
Истец: ООО "ПК Навигатор"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу