Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2017 г. N Ф06-20360/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
29 января 2017 г. |
Дело N А12-47474/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2016 года по делу N А12-47474/2016 (судья Пономарева Е. В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1153435000157, ИНН 3435116831)
к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Евдокимовой Татьяны Владимировны;
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" - Деревкова А.А. по доверенности от 09.01.2017.
без участия в судебном заседании представителей: администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, отдела муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Евдокимовой Татьяны Владимировны, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 70124 3, 70123 6, 70125 0.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (далее- ООО "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 08.07.2016 N 686-л/2016 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2016 года заявленные требования отказано в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" о признании недействительным предписания отдела муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 08.07.2016 N 686-л/2016 об устранении выявленных нарушений.
ООО "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что должностным лицом отдела муниципального жилищного контроля администрации городского округа -город Волжский Волгоградской области на основании приказа от 06.07.2016 N 686-л/2016 проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращений относительно технического состояния балконной плиты квартиры N 59 многоквартирного дома N 116 по улице Пушкина в городе Волжский Волгоградской области, по результатам которой составлен акт проверки от 08.07.2016 N 686-л/2016.
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В целях устранения выявленных нарушений отделом муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области выдано обществу с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" предписание от 08.07.2016 N 686-л/2016 сроком исполнения до 01.09.2016, согласно которому обществу предписано принять меры по обеспечению безопасности граждан, привести балконную плиту перекрытия в надлежащее техническое состояние.
Общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства", полагая, что предписание от 08.07.2016 N 686-л/2016 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание от 08.07.2016 N 686-л/2016 является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, и направлено на устранение допущенных обществом нарушений требований законодательства в жилищной сфере.
Из содержания положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из материалов дела следует, общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" осуществляет управление многоквартирным домом N 116 по улице Пушкина в городе Волжский Волгоградской области на основании договора управления от 01.04.2015.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации, которая с этого времени несет всю ответственность за надлежащее исполнение своих обязательств.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3 процентов от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 -5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, установлено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включают в себя в том числе: устранение нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов при выявлении повреждений и нарушений; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
На основании подпунктов "а" и "з" пункта 11 Правил общество с момента принятия на себя обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома должно осуществлять осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а при выявлении указанных несоответствий состояния общего имущества управляющая компания обязана устранять их.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что перечисленные требования обществом не выполнены. С момента принятия спорного дома в управление (апрель 2015 года) общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" не производило текущий ремонт данной балконной плиты, то есть не исполнило своевременных действий, что повлекло такие серьёзные разрушения как обрушение бетонного слоя нижней плиты и заливание соседей снизу.
На момент вынесения предписания заявителем не были представлены ни заключение о техническом состоянии балконной плиты ни решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии либо отказе оплаты расходов на ремонт с учетом предложений управляющей организации.
В данном случае общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" могло предвидеть необходимость проведении указанных работ, поскольку обеспечение поименованных в пункте 4.2.4.2 Правил и норм мероприятий возлагается непосредственно на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Принятие мер по обеспечению безопасности граждан не связано с выполнением работ, требующих капитальных вложений.
Управляющие организации выступают в рассматриваемых отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
В соответствии с пунктом 4.3.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин перекрытий; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Согласно пункту 4.3.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Следовательно, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, что подтверждается материалами проверки, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу положений пунктов 20, 22 Правил капитальный ремонт (а при необходимости замена соответствующих элементов) общего имущества, в случае достижения физического износа установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, проводится по решению общего собрания собственников помещений на основании предписания, выданного органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо его формы собственности.
В целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома), имущества граждан общество обязано принять срочные меры по устранению выявленных повреждений в рамках аварийно-восстановительных работ, осуществить текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик дома, в рамках реализации предусмотренных договором функций по управлению домом инициировать собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта.
Таким образом, учитывая, что техническое состояние балкона спорного многоквартирного дома создает угрозу жизни и здоровью людей, именно общество обязано незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности граждан и устранению неисправностей балконной плиты указанного жилого дома, а понесенные расходы взыскать с собственников помещений многоквартирного дома.
Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что за предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся разрушением любого характера, потерей устойчивости формы, потерей устойчивости положения, нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
В соответствии с частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Таким образом, закон предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме возможность выполнить отдельные ремонтные работы (неотложные и т.п.) раньше срока, установленного программой капитального ремонта. При этом средства, израсходованные собственниками на проведение таких работ, будут засчитаны в счет обязательных взносов, подлежащих внесению на счет формирования фонда капитального ремонта за будущий период.
Факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается. Указанное свидетельствует о том, что названные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда подлежат устранению в установленном порядке управляющей организацией.
Правила содержания жилого дома не допускают фактического наличия выявленных нарушений, в связи с чем именно управляющая компания обязана принять меры к их устранению.
Наличие выявленных в ходе проверки нарушений по состоянию на 08.07.2016 заявитель не отрицает, что не может свидетельствовать о незаконности предписания.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое предписание не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" требования.
Довод апелляционной жалобы о неисполнимости предписания или о противоречивости указаний не состоятельны.
Обеспечение безопасности жильцов и обязанность восстановления балкона не противоречат задачам управляющей компании по надлежащему содержанию жилых домов и устранению аварийных ситуаций.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы заявителя не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2016 года по делу N А12-47474/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-47474/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2017 г. N Ф06-20360/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: Администрация города Волжского Волгоградской области, Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области
Третье лицо: Евдокимова Т.В., Евдокимова Татьяна Владимировна, Отдел муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области