Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А71-10268/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Альфа Ижевск"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 17 октября 2016 года по делу N А71-10268/2016,
принятое судьей Бушуевой Е.А.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Ижевск" (ОГРН 1121840007167, ИНН 1840011810)
к Управлению Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Ижевск" (далее - заявитель, ООО "Альфа Ижевск") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 13.07.2016 N 917 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.10.2016, принятым в порядке упрощенного производства, оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, ООО "Альфа Ижевск" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Альфа Ижевск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что выявленное нарушение технических регламентов не является результатом конкретных неправомерных действий(бездействия) продавца, отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения.
Заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 18.03.2016 N 172 проведена плановая выездная проверка ООО "Альфа Ижевск", при проведении которой 05.05.2016 в магазине "Красное и белое" по адресу: г. Ижевск, ул. Т.Барамзиной, 78а отобраны пробы образцов реализуемых рыбных консервов "Бычки обжаренные в томатном соусе" ТМ "Ультрамарин" ГОСТ16978-99 изготовителя ООО "Консервный комбинат "Арктика" (Республика Крым, Ленинский район, с. Осовины, ул.Майская, 20) с датой изготовления 02.09.2015, в жестяной банке массой по 240г для лабораторных исследований на соответствие требованиям нормативных документов. На основании результатов лабораторных исследований (протокол лабораторных исследований N 3786/1 от 19.04.2016) установлено, что отобранный и исследованный образец не соответствует требованиям ГОСТ 16978-99 "Консервы рыбные в томатном соусе. Технические условия" по массовой доле составных частей, а именно: в консервах содержится рыбы - 54%, при норме от 70 до 90%, содержится соуса - 46/%, при норме от 10 до 30%, что отражено в составленном по результатам проверки акте проверки от 29.04.2016 N 221.
По данному факту Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО "Альфа Ижевск" составлен протокол об административном правонарушении от 27.05.2016; и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 13.07.2016 N 917 о привлечении к административной ответственности по ч. 1ст.14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "Альфа Ижевск" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения. Вместе с тем на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ суд снизил назначенный административным органом штраф ниже низшего предела санкции, то есть до пятидесяти тысяч рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В п. 4.2.4 ГОСТ 16978-99 "Межгосударственный стандарт. Консервы рыбные в томатном соусе. Технические условия" установлено, что по химическим и физическим показателям консервы должны соответствовать нормам, указанным в таблице 2. Согласно таблицы 2 массовая доля составных частей рыбы, фаршевых изделий, хрящей и срезков осетровых должна быть 70-90%, а соуса - 10-30%.
Факт предложения ООО "Альфа Ижевск" к продаже консерв рыбных "Бычки обжаренные в томатном соусе" ТМ "Ультрамарин", ГОСТ16978-99, изготовитель ООО "Консервный комбинат "Арктика" (Республика Крым, Ленинский район, с. Осовины, ул.Майская, 20), дата изготовления 02.09.2015, в жестяной банке массой по 240г, поставщик ООО "Одиссей" (г. Челябинск, ул.Рождественского, д. 13), товарная накладная от 28.10.2015 N РоП-313479, объем партии 1 коробка (48 банок) в томатном соусе, не соответствующим заявленным требованиям по составу п. 4.2.4 ГОСТ 16978-99 "Межгосударственный стандарт", подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом лабораторных исследований от 19.04.2016 N 3783/1, актом проверки от 29.04.2016 N 221, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доводы заявителя ООО "Альфа Ижевск" об отсутствии вины со ссылкой на то, что поставщиком продукции были предъявлены документы о соответствии продукции установленным требованиям, судом отклоняются, поскольку в силу положений ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 27.05.2016, а также о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 13.07.2016 ООО "Альфа Ижевск" извещено надлежащим образом (л.д. 64, 72-73).
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным и для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизил штраф до 50 000 рублей, то есть ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного в санкции ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ.
Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 октября 2016 года по делу N А71-10268/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Ижевск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10268/2016
Истец: ООО "Альфа Ижевск"
Ответчик: Управление Роспотребнадзор по Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике