Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
24 января 2017 г. |
А73-1635/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю": представитель не явился;
от Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю"
на решение от 07.12.2016
по делу N А73-1635/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю"
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю"; учреждение; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае; административный орган) от 26.01.2016 N 22-09-15/44, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.12.2016 в удовлетворении заявленного требования учреждения отказано.
Суд первой инстанции, установив, что заявитель, в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, направил денежные средства на оплату ноутбуков в сумме 45489 руб. по коду элемента вида расходов 244, вместо кода элемента вида расходов 242 (товары в сфере информационно-коммуникационных технологий), пришел к выводу о том, что такие действия ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" (нецелевое использование бюджетных средств) образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
Заявитель жалобы утверждает о том, что: вывод суда о подлежащем применению к правоотношениям, возникшим в 2014 году, письма Минфина России от 12.07.2012 N 16-01-08/55, ошибочен, так как к таким правоотношениям подлежит применению письмо Минфина России от 11.07.2013 N 16-01-08/26933; в период совершения платежно-расчетной операции по расходованию средств на приобретение материальных запасов на сумму 99600 руб. - 19.12.2014 описание вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере ИТУ" в указаниях N 65н было приведено, укрупнено и не детализировано в связи с чем, у заявителя отсутствовала возможность однозначно установить, на какую статью расходов применительно к приобретенным материальным запасам должны быть отнесены расходы бюджетных средств; не согласен со ссылкой суда первой инстанции на обстоятельства, установленные судебным актом по делу N А73-1634/2016, при отклонении доводов ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю".
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в период с 20.10.2015 по 11.11.2015 МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае на основании приказа его руководителя от 16.10.2015 N 232 проведена выездная проверка в отношении ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" на предмет проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущего контрольного мероприятия, где установлено, что за счет средств федерального бюджета, предусмотренных бюджетной сметой на 2014 год, заявкой на кассовый расход N 00042058 от 18.12.2014 и платежным поручением N 817746 от 19.12.2014 с лицевого счета получателя бюджетных средств N 03221А57060 по коду элемента вида расходов 244 были направлены и оплачены денежные средства в сумме 45489 руб. на приобретение основных средств: ноутбуков, которые являются товарами в сфере информационно-коммуникационных технологий, при этом, оплату вышеперечисленных расходов, согласно подпункту 5.2 пункта 5 Раздела III "Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения" к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N65н (далее - Указания N 65н), следовало производить по коду элемента вида расходов 242; результаты выездной проверки зафиксированы в акте административного органа от 26.11.2015; по факту нарушения положений статьи 38, абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта 5.2 пункта 5 Указаний N 65н, МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае в отношении ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю", с участием представителей учреждения: Лебедева С.Г., действующего по доверенности от 30.01.2015 N 01/15, Беляева С.В., действующего по доверенности от 27.04.2015 N10/15, составлен протокол N 22-09-15/44 от 15.12.2015 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Определением от 17.12.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.12.2015 в 15 часов 10 минут; определением от 29.12.2015 рассмотрение дела отложено на 26.01.2016 в 15 часов 20 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, д.60, кабинет N 316.
26.01.2016 заместителем руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 22-09-15/44, в присутствии представителей учреждения Лебедева С.Г. по доверенности от 10.12.2015 N 23/15 и Беляева С.В. по доверенности от 27.04.2015 N 10/15, вынесено постановление, которым ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 4548,90 руб.
Несогласие с вышеуказанным постановлением административного органа послужило основанием для обращения ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объективную сторону правонарушения образуют действия в виде неправомерного использования денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 1 статьи 18 БК РФ установлено, что для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 5.2 Указаний N 65н, в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" подлежат отражению расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно - коммуникационных технологий (далее - мероприятия по информатизации) в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящимся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
По виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, не отнесенных согласно настоящих Указаний к иным элементам видов расходов, в том числе расходы на: закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации, (муниципальных образований); расходы на оплату услуг фельдъегерской и специальной связи (доставка специальной корреспонденции); оплату услуг почтовой связи (с учетом комплекса расходов, связанных с использованием франкировальных машин); оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий (пожарной и охранной сигнализации, систем допуска в помещение, видеонаблюдения (в том числе, с использованием удаленных web - камер); приобретение специальной технике и оборудованию, не относящихся к сфере ИКТ (томограф, полиграф, аппарат ультразвуковой диагностики, мобильные и стационарные инспекционные досмотровые комплексы), бумаги; приобретение запасных частей, картриджей, тонера и иных расходных материалов, заправке картриджей к специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ; оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий; приобретение навигаторов; приобретение оборудования для кабельного (спутникового) телевидения; оплату абонентской платы за кабельное (спутниковое) телевидение, за пользование радиоточкой; создание и обслуживанию систем радиооповещения; оплату договоров на предоставление места в коллекторах для прокладки кабелей связи заказчика.
Таким образом, в силу подпункта 5.2 пункта 5 Раздела III Указаний N 65н по коду элемента вида расходов 242 отражаются расходы федерального бюджета на закупку федеральными казенными учреждениями товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для федеральных нужд; по коду 244 подлежат расходы на прочую закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, не относящихся к сфере ИКТ.
ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю", являясь в силу статьи 6 БК РФ получателем бюджетных средств, обязано соблюдать требования бюджетного законодательства, использовать бюджетные средства по целевому назначению.
Частью 2 статьи 161 БК РФ определено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы, показатели которой, согласно статье 221 БК РФ могут быть детализированы по кода элементов (подгрупп) видов расходов, кодам статей (подстатей) соответствующих групп классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Из оспариваемого постановления административного органа следует, что учреждение необоснованно отнесло расходы на приобретение ноутбуков, которые являются товарами в сфере информационно-коммуникационных технологий, по коду 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд", которым не предусмотрена закупка товаров для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, относящихся к сфере ИКТ.
Данное обстоятельство подтверждается актом выездной проверки от 26.11.2015, протоколом об административном правонарушении N 22-09-15/44 от 15.12.2015, товарной накладной от 03.12.2014 N 441, заявкой на кассовый расход от 18.12.2014 N 00042058, платежным поручением от 19.12.2014 N 817746, копией бюджетной сметы на 2014 год, копией государственного контракта от 24.11.2014 N КАНЦ-82.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях заявителя имеется объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, является обоснованным.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия учреждением своевременных, достаточных или исчерпывающих мер к недопущению нарушения в материалы дела не представлено.
Установленное выше подтверждает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя по делу состава правонарушения по названной выше норме права.
Порядок и сроки привлечения учреждения к ответственности соответствуют требованиям закона.
Учитывая характер совершенного деяния, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Ссылки заявителя жалобы на письма Минфина России от 12.07.2012 N 16-01-08/55, от 11.07.2013 N 16-01-08/26933, не принимаются во внимание арбитражным судом апелляционной инстанции, так как оба документа не являются нормативными правовыми актами, и носят рекомендательный характер, тогда как приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н утверждены соответствующие Указания, на основании которых и разрешен спор.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального прав.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в судебном акте суда первой инстанции выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 7 декабря 2016 года по делу N А73-1635/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1635/2016
Истец: Федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны российской Федерации по Хабаровскому краю", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны российской Федерации по Хабаровскому краю"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Росфиннадзора в Хабаровском крае