г. Москва |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А41-26161/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Оланда-20" - Котовой Л.В. (представителя по доверенности от 10.01.2017), Машонского А,А. (по протоколу от 11.01.2016),
от администрации городского округа Балашиха Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.10.2016 по делу N А41-26161/16, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оланда-20" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неподготовке постановления о переводе земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071102:67, расположенного по адресу: Московская обл., Балашихинский р-н, д. Полтево, из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" в категорию земель "земли населенного пункта" с разрешенным использованием "на склады";
- обязать администрацию подготовить проект постановления о переводе земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071102:67 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" в категорию земель "земли населенного пункта" с разрешенным использованием "на склады" в соответствии с постановлением администрации от 20.04.2016 N 350/5-ПА;
- обязать администрацию отправить подготовленный пакет документов в межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области для рассмотрения вопроса о переводе земельного участка в категорию земель "земли населенного пункта".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.10.2016 требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении по существу обращения общества (СП-3188-15), и обязал администрацию рассмотреть по существу заявление общества о переводе земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071102:67 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", в категорию земель "земли населенного пункта" с изменением вида разрешенного использования на "склады". В удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, комитета, министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 23 862 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Балашихинский р-н, д. Полтево, кадастровый номер: 50:15:0071102:67.
Общество 13.01.2015 обратилось в Министерство экологии и природопользования Московской области с заявлением о переводе принадлежащего ему земельного участка из категории земель "сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для выпуска строительных материалов".
В ответ Министерство экологии и природопользования Московской области сообщило обществу о том, что данный земельный участок расположен в зоне коммунально-складских объектов в границах д. Полтево в соответствии в генеральным планом городского округа Балашиха. Принятие решения о смене статуса данного земельного участка возможно осуществить в рамках статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также статьи 15 Федерального закона от 14.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при условии внесения изменений в утвержденный генеральный план городского округа Балашиха.
Общество 11.11.2015 обратилось в администрацию с заявлением о переводе указанного земельного участка из земель "сельскохозяйственного назначения" в земли "поселения".
Администрация 10.12.2015 сообщила обществу, что заявление принято в работу, осуществляется подготовка пакета документов о возможности и целесообразности включения данного земельного участка в границы населенного пункта для рассмотрения их на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области с последующей подготовкой постановления Правительства Московской области.
Письмом от 21.04.2016 N 3129/2 комитет сообщил обществу о том, что администрацией по вопросу перевода спорного земельного участка в категорию земель "земли населенных пунктов" обеспечено проведение процедуры публичных слушаний, подготовке заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта д. Полтево с изменением вида разрешенного использования.
Также комитет указал на необходимость подачи обществом заявления об оказании государственной услуги (перевод земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных действующим законодательством, из одной категории в другую).
Ссылаясь на то, что общество обращалось с аналогичным заявлением в администрацию 11.11.2015, которое не было по существу рассмотрено и в предусмотренный законом срок ответ не был дан, общество 13.05.2016 обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением об оспаривании бездействия администрации.
Признавая незаконным бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении по существу обращения общества (СП-3188-15), суд первой инстанции согласился с доводами общества и с учетом допущенного нарушения прав и законных интересов общества обязал ее рассмотреть по существу это заявление общества.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Законом о переводе земель, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования. Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса регламентировано, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Как указано в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона о переводе перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения допускается исключительно в случаях связанных, в том числе, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Как указывает общество, согласно утвержденному генеральному плану городского округа Балашиха спорный земельный участок включен в земли поселения д. Полтево и располагается в зоне коммунально-складских объектов, что является основанием для перевода земельных участков в составе земель населенных пунктов, но имеющих иную категорию, для перевода таких земель в категорию "земли населенных пунктов". Границы городского округа Балашиха установлены Законом Московской области от 30.12.2014 N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования".
Вместе с тем администрацией в материалы дела представлено решение Совета депутатов городского округа Балашиха от 13.04.2016 N 02/20 "Об отмене решения Совета депутатов Балашихинского района от 20.12.2005 N 8/39 "О принятии постановления "Об утверждении Генерального плана городского округа Балашиха".
В силу части 5 статьи 20 Градостроительного кодекса заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.
Поскольку, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявление общества о переводе спорного земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" в категорию земель "земли населенного пункта" с разрешенным использованием "на склады" по существу администрацией рассмотрено не было, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении по существу обращения общества (СП-3188-15) и с учетом допущенного нарушения прав и законных интересов общества обязал ее рассмотреть по существу это заявление общества.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.10.2016 по делу N А41-26161/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26161/2016
Истец: ООО "ОЛАНДА-20"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха, Министерство имущественных отношений Московской области