Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2017 г. N Ф05-5706/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А40-207325/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Вегат Плюс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2016 по делу N А40-207325/2016, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-1833)
по заявлению: закрытого акционерного общества "Вегат Плюс"
к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Айнутдинов Р. Ф. по доверенности от 28.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2016, принятым по данному делу, в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Вегат Плюс" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (далее - Московское УФАС, антимонопольный орган) от 20.09.2016 по делу N 1-00-118/77-16 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ, отказано.
Заявитель не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает, что указанное решение подлежит отмене в связи с тем, что в части 1 ст.14.41 КоАП РФ отсылка к части 1 статьи 9 Закона о торговле отсутствует.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя ответчика дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от 20.09.2016 по делу N 1-00-118/77-16 ЗАО "Вегат Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ и наложен штраф в размере 300 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ЗАО "Вегат Плюс" установлен факт нарушения ч.1 ст.9 Закона о торговле.
При этом суд правомерно указал на то, что спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).
Статья 4 Закона о торговле содержит методы государственного регулирования в области торговой деятельности, которое включает в себя, в том числе, антимонопольное регулирование (глава 3 Закона).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами. Таким федеральным органом исполнительной власти, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" является ФАС России. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона о торговле названный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 3135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 39 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Пункт 1 статьи 2 ФЗ "О защите конкуренции" в состав антимонопольного законодательства включает, в том числе, Закон о торговле.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле; определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия).
При оспаривании решения государственного органа, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на административный орган (п. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле запрещается хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, создавать дискриминационные условия, в том числе, создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В п. 1 ст. 9 Закона о торговле установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". При этом под доступом к информации названный закон понимает возможность получения информации и ее использования (п. 6 ст. 2).
С учетом положений законодательства Российской Федерации об информации и информационных технологиях, а также требований Закона о торговле, обращение одного субъекта к другому за получением информации может быть направлено и выражено в различных формах. Обращение к информации может быть выражено не только в форме непосредственного направления обращения, предполагающего именно "письменный контакт", но и обращение к сведениям, размещенным на официальном сайте. Соответственно, обращение поставщика продовольственных товаров к официальному сайту торговой сети является способом запроса информации.
Законом о торговле в принципе не предусмотрено иного способа получения информации хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, кроме обращения к официальному сайту торговой сети.
Оценивая материалы дела, суд первой инстанции согласился с доводами Московского УФАС о том, что исходя из целей применения Закона о торговле, непредставление информации по запросу может означать не только уклонение торговой сети от направления поставщику именно письменного ответа о способах и формах отбора (учитывая отсутствие соответствующего правового механизма), но и неисполнение обязанности, установленной ч. 1 ст. 9 Закона о торговле, то есть неразмещение обозначенной информации общедоступным для всех поставщиков способом в сети "Интернет".
Вопреки доводу заявителя, как правильно указано в оспариваемом постановлении, требования ч. 1 ст. 9 Закона о торговли действуют объективно, что означает отсутствие зависимости между обращениями поставщиков в адрес торговых сетей с соответствующими запросами и обязанностью последних обеспечить доступ к такой информации в сети "Интернет". С учетом законодательно установленной для торговых сетей обязанности по размещению информации в сети "Интернет", неисполнение такой обязанности свидетельствует о непредоставлении запрашиваемой информации. Неисполнение же обязанности, установленной ч. 1 ст. 9 Закона о торговле, означает непредоставление информации неопределенному кругу поставщиков.
Факт нарушения ЗАО "Вегат Плюс" подтвержден материалами дела, а именно: протоколом от 06.09.2016 по делу N 7-00-118/77-16 об административном правонарушении, актом осмотра от 17.08.2016 интернет-сайта ЗАО "Вегат Плюс" по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.abk.ru/), что свидетельствует о доказанности в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
С учетом изложенного, вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения является доказанной.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом, заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено заявителю в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.11.2016 по делу N А40-207325/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207325/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2017 г. N Ф05-5706/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Вегат Плюс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по г.Москве, УФАС по Москве