Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А40-131316/16 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Румянцева П.В. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "И.Л.Т.С.-Логистик" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2016, принятое судьей О.В. Каменской, в порядке упрощенного производства по делу N А40-131316/16, по исковому заявлению ООО "И.Л.Т.С.-Логистик"
к Татарстанской таможне
об оспаривании постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "И.Л.Т.С.-Логистик" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании незаконными и отмене постановления Татарстанкой таможни от 16.05.2016 г. N 10404000-296/2016 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 16.2 КОАП РФ.
Решением от 22.07.2016 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 2721 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 16.05.2016 г. было вынесено Постановление N 10404000-296/2016 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "И.Л.Т.С.-Логистик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 93 497 рублей 49 коп.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 18 августа 2015 года между компанией "Chevron Lummus Global" и Акционерным обществом "Танеко" заключен внешнеэкономический контракт N 542/13.02-06/15 предметом которого являлись товары: катализаторы установки гидрокрекинга.
23 ноября 2015 года Общество, являясь таможенным представителем, на основании договора от 01 ноября 2015 года N КЗН/091/15, заключенного с Акционерным обществом "Танеко" подала предварительную декларацию на товары N 10404054/231115/0012668 (далее - ДТ) на Товар N 7: "катализатор GSK-9,8 мм" гидроочистки, химическая продукция для использования на нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах, катализатор является крупнопористым кольцевидным инертным материалом с оксидом алюминия, пригодным для любого применения в гидроочистке (далее - Товар N 7).
В графе 33 "Код товара" для Товара N 7 Обществом заявлен код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТНВЭД ЕАЭС) 3815 90 900 0 "прочие инициаторы реакций, ускорители реакций и катализаторы, в другом месте не поименованные или не включенные" со ставкой ввозной таможенной пошлины 5 %.
Частью 3 статьи 106 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по их классификации.
Частью 10 статьи 106 Закона установлено, что если дополнительная проверка не может быть окончена не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
23 ноября 2015 года Казанским таможенным постом Татарстанской таможни началась дополнительная проверка классификации товара на предмет правильности заявленного Обществом кода ТН ВЭД ЕАЭС Товара N 7 3815 90 900 0 "прочие инициаторы реакций, ускорители реакций и катализаторы, в другом месте не поименованные или не включенные". В связи с этим у Общества запрошены дополнительные документы, содержащие сведения о технологическом процессе изготовления товара с указанием всех стадий его производства, о наименовании сырья, из которого получен товар, об области применения и виде использования декларируемого товара в технологическом процессе.
26 ноября 2015 года принято решение о назначении таможенной экспертизы и произведен отбор проб Товара N 7.
26 ноября 2015 года по Товару N 7 Казанским таможенным постом Татарстанской таможни принято решение о выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей до получения результатов таможенной экспертизы.
04 февраля 2016 года в Татарстанскую таможню поступило заключение таможенного эксперта от 27 января 2016 года N 039587-2015 (далее -Заключение) по Товару N 7, задекларированного по ДТ, код ТН ВЭД ЕАЭС товара 3815 90 900 0 "прочие инициаторы реакций, ускорители реакций и катализаторы, в другом месте не поименованные или не включенные".
Выводами эксперта установлено, что Товар N 7 представляет собой изделие в виде полных непрозрачных цилиндриков из твердых материалов. Химический состав товара (в пересчете на оксиды) оксид алюминия в ?-форме
(искусственный корунд) - 92,6 масс %, диоксид кремния - 5,6 масс %, оксид никеля (П)-менее 0,1 масс %, триоксид молибдена менее 0,1 масс %, оксид кобальта менее 0,1 %, диоксид титана 0,38 масс %, оксид кальция менее 0,1 масс %, оксид калия 0,29 масс %, оксид железа (III) 0,72 масс %, оксид натрия менее 0,1 масс %.
При изготовлении пробы "катализатор "GSK-9,8 мм" применялась формовка и сушка при температуре менее 800 градусов. Согласно сведениям, заявленным в 31 графе ДТ и приведенным в товаросопроводительной документации, данные товары применяются при осуществлении каталитического гидрокрекинга и гидроочистки в процессе нефтепереработки. Эксперт считает такое применение возможным. Проба товара "катализатор "GSK-9,8 мм" не является катализаторами на носителях. Согласно описанию в 31 графе ДТ Товар N 7 "катализатор "GSK-9,8 мм" является катализатором, используется в качестве составной части слоя катализаторов как защитный (прижимной) материал с функциями адсорбента.
Товар N 7 не относится к составам, непосредственно инициирующим или ускоряющим течение химических процессов, и согласно пояснению товарной позиции 3815 не является катализатором (ответ на вопрос N13).
Согласно общим положениям в группу 68 ТН ВЭД ЕАЭС включаются, в том числе изделия, изготовленные из некоторых материалов группы 28. Большая часть этих продуктов и законченных изделий получена различными способами (например, пластической обработкой, формовкой), в результате чего претерпевает изменения форма, а не природа исходного материала. Изделия, изготовленные путем обжига предварительно сформованной глины (то есть керамические изделия), в основном, включаются в группу 69 за исключением керамических абразивов товарной позиции 6804.
В соответствии с примечанием 1 к группе 69 ТН ВЭД ЕАЭС в данную группу включаются только керамические изделия, подвергнутые обжигу после формовки.
В соответствии с пояснениями к 69 группе: под обжигом понимается нагрев до температуры 800 градусов или выше в зависимости от вида изделия. После обжига зерна плотно спекаются в результате диффузии, химических превращений или частичного расплавления. Изделия, которые были нагреты до температуры менее 800 градусов, с целью отверждения смолы, ускорения реакций гидратации, для удаления воды или иных летучих компонентов, не считаются прошедшими обжиг в том смысле, как это подразумевается в примечании 1 к данной группе. Такие изделия не включаются в группу 69.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Общество в графе 31 ДТ должно было указать, что Товар N 7 является изделием, не относится к составам, непосредственно инициирующим или ускоряющим течение химических процессов, не является катализатором, при изготовлении применялась формовка и сушка при температуре менее 800 градусов и должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, как "изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включенные, прочие".
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Согласно статье 51 ТК ТС ТН ВЭД ЕАЭС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организацией и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В соответствии с пунктом 2 и пунктом 3 статьи 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляет таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.
Согласно Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением основных правил интерпретации (далее - ОПИ), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522 (далее - Положение) определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.
Согласно пункту 6 Положения, ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров последовательно. Правило 1 ОПИ применяется в первую очередь.
Таким образом, руководствуясь Заключением, основными правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС, установлено, что Товар N 7 должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 6815 99 ООО 9 ТН ВЭД ЕАЭС как "изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включенные, прочие".
Изменение классификационного кода Товара N 7 привело к изменению ставки ввозной таможенной пошлины с 5% на 13,2 %, и к увеличению размера исчисленных таможенных пошлин, налогов на сумму 186994 рубля 99 копеек (ввозная таможенная пошлина - 158470 рубля 99 копеек, налог на добавленную стоимость - 28524 рубля 66 копеек).
16 февраля 2016 года Обществу было направлено решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары в графы 31, 33, 47, В, в связи с увеличением ставки ввозной таможенной пошлины с 5% на 13,2%.
26 февраля 2016 года Казанским таможенным постом произведена корректировка граф N 31, 33, 47, В, в связи с этим доначисленные таможенные платежи взысканы в полном объеме по платежному поручению от 24 ноября 2015 года N 38.
Как верно отметил суд первой инстанции в соответствии со статьей 142 ТК ТС в заключение таможенного эксперта (эксперта) указываются: 1) место, дата и время начала и завершения проведения таможенной экспертизы; 2) основание для проведения таможенной экспертизы; 3) фамилия, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, и его квалификация; 4) отметка, удостоверенная подписью таможенного эксперта (эксперта), о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы; 5) вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом); 6) перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы; 7) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.
Таким образом, заключение является полным обоснованным, таможенный эксперт обладает познаниями позволяющими делать ему соответствующие выводы по результатам исследования представленной пробы товары, при этом Заключение соответствует нормам статьи 142 ТК ТС. Кроме того, таможенный эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 19.26 КоАП Российской Федерации.
Согласно статье 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменном и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно пункту 1 и подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
Статьей 188 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант, в частности, обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено правом Евразийского экономического союза.
В соответствии со статьей 189 ТК ТС за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно подпункту 29 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - Инструкция), в графе 31 декларации на товары "грузовые места и описание товаров" указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Следовательно, в декларации на товары должны быть указаны все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по ТН ВЭД ЕАЭС. Таким образом, классификация декларантом товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре без учета характеристики товара, которая имеет значение для этой классификации, но не указана в декларации не считается надлежащей, а описание - полным (достоверным).
Описание товара, содержащееся в декларации на товары, является недостоверным (не полным), если в указанных декларантом в декларации на товары сведениях о товаре отсутствуют характеристики товара, в связи с чем, не представляется возможным определить код по ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующий данному товару.
Сведения о качественной характеристике товара являются недостоверным (не полным), если в указанных декларантом в декларации на товары сведениях о товаре отсутствуют характеристики товара, в связи с чем, не представляется возможным определить код ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующий данному товару. Сведения о качественной характеристике товара являются сведениями, необходимыми для его классификации в таможенных целях, поскольку они непосредственно влияют на отнесение товара к подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС, каждая из которых имеет код и устанавливает подлежащую применению ставку таможенной пошлины.
Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП Российской Федерации" разъяснено, что если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 9 и 10 Постановления Пленума от 8 ноября 2013 года N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" разъяснил, что частью 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.
Согласно правовой позиции президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15 июня 2010 года N 1076/10, в таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по товарной номенклатуре.
Поэтому классификация декларантом товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре без учета характеристики товара, которая имеет значение для этой классификации, но не указана в декларации, не может считаться надлежащей, а описание товара - полным.
Таким образом, заявление в таможенной декларации недостоверных (неполных) сведений о товаре, сопряженное с указанием кода товарной номенклатуры, не соответствующего данному товару, исходя из недостающих, в декларации сведений о товаре и послужившее в связи с этим основанием освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо в силу ч. 2 данной нормы признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следуя разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Выступая участником гражданского оборота, Общество является юридическим лицом и как добросовестный субъект предпринимательской деятельности обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Как верно указал суд первой инстанции, обстоятельством, отягчающим административную ответственность Общества, является то, что противоправное поведение со стороны заявителя носит систематический характер, поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по делам об административным правонарушениям, что подтверждается справкой о ранее совершенных административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2016 по делу N А40-131316/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131316/2016
Истец: ООО ИЛТС-Логистик
Ответчик: Татарстанская таможня