Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А67-4491/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Павлюк Т.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозеровой А.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Чикашова О.Н. по доверенности от 05.12.2014 (до 31.03.2017)
от заинтересованного лица: Шушканова С.А. по доверенности от 09.01.2017 (по 31.12.2017) от третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице Томского отделения N 8616
на решение Арбитражного суда Томской области
от 12 декабря 2016 года по делу N А67-6401/2016 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению Публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195), г. Москва, в лице Томского отделения N 8616
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
о признании незаконным и отмене постановления N 233 от 23.08.2016, представления N 20 от 23.08.2016,
третье лицо - Егорова О.К., г. Томск
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" в лице Томского отделения N 8616 (далее - ПАО "Сбербанк", Банк, заявитель) обратилось в арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Роспотребнадзор, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 233 от 23.08.2016 г., представления N 20 от 23.08.2016 г.
Решением Арбитражного суда Томской области от 12.12.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Сбербанк" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на отсутствие в действиях Банка события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а значит и для устранения причин и условий, способствовавших совершению вмененного административного правонарушения, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Роспотребнадзор в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Егорова О.К. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Банка и Роспотребнадзора, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного административного расследования Управлением вынесено Постановление от 23.08.2016 N 233 о привлечении Банка к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Основанием для привлечения к ответственности послужил факт несоблюдения Банком Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) при оказании потребителю финансовых (банковский) услуг по международным переводам посредством системы MoneyGram.
В связи с выявлением указанных нарушений Управлением Банку выдано представление N 20 от 23.08.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, непредставление Банком (в дополнительном офисе по адресу: г. Томск, ул.Интернационалистов, 33 и на сайте ПАО Сбербанк") необходимой и достоверной информации об условиях получения денежных средств посредством услуги MoneyGram сведений о всех странах, в которые возможно осуществить перевод MoneyGram, условия осуществления перевода через систему денежных переводов MoneyGram, предусмотренные в правом верхнем углу заявления на отправление перевода от 12.04.2016 г. отличаются от Порядка и условий осуществления в ПАО Сбербанк международных срочных переводов MoneyGram, размещенных на сайте ПАО Сбербанк; заявление на отправление перевода от 12.04.2016 г. и условия осуществления переводов через систему денежных переводов MoneyGram, предусмотренные в правом верхнем углу заявления на отправление перевода оформлены мелким шрифтом, что затрудняет их прочтение, суд пришел к выводу о нарушении Банком требований статей 8, 10 Закона "О защите прав потребителей" на получение потребителем необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность их правильного выбора.
В соответствии со статьей 10 Закона N 2300-1 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из совокупного толкования статей 161, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 10 Закона N 2300-1 следует, что информация об условиях оказания услуг должна быть предоставлена потребителю в наглядной, доступной, письменной форме и обеспечивать возможность прочтения текста без использования специальных технических средств (очков, лупы и т.д.).
Проанализировав положения Порядка переводов, с перечнем структурных подразделений ОАО "Сбербанк России" и пунктов компании "MoneyGram", в которых предоставляются услуги по переводам, можно ознакомиться в любом структурном подразделении ОАО "Сбербанк России", совершающем операции с данными переводами (пункты 3, 9, 13, 19 Порядка), суд первой инстанции правомерно указал, что знание и сообщение уникального контрольного номера перевода отправителем перевода его получателю является обязательным условием для его получения, а отсутствие информации об особенностях осуществления и необходимых действиях для получения международного срочного денежного перевода "MoneyGram" в конкретной стране Австрия (в отсутствие сведений в наглядной и доступной форме о странах, в которые возможно осуществить перевод "MoneyGram" и порядке осуществления выплаты таких переводов в этих странах, необходимые для правильного выбора соответствующей услуги), не соответствуют заявлению на отправление перевода денежных средств в размере 1638 USD (долларов США), оформленного 12.04.2016, содержит иную информацию, касающуюся порядка выплаты перевода (отсутствуют сведения о порядке и условиях отправления и получения перевода, в том числе о необходимости сообщения контрольного номера перевода в целях его получения лицом, которому адресован перевод, или отсутствии таковой (т.е. о том, что в Австрии перевод денежных средств можно получить и без контрольного номера)), нарушает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (статьи 8, 10 Закона о защите прав потребителей).
Нечитаемость отдельных положений заявления может привести к искажению его смысла и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться предоставляемой Банком услугой, используемый в заявлении шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего его содержания, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо его части.
Пунктом 3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03 предусмотрен размер шрифта не менее 8 кегль. Размер шрифта официального издания (договора) должен составлять не менее 2 мм, что обеспечивает удобочитаемость текста договора с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации для компетентного выбора в соответствии с требованиями статьи 8, пункта 1 статьи 10 Закона N 2300-1.
Актом исследования N 3342-1409/16 от 02.06.2106 АНО "Томский центр экспертиз" установлено не соответствие требованиям СанПиН 1.2.1253-03 шрифтового оформления основных и дополнительных бланковых текстов заявления на отправление перевода от 12.04.2016, отправитель OLGA EGOROVA (размер (кегль) шрифта в заявлении составляет от менее 4 пунктов по системе Дидо при длине строки 65 мм до 5 пунктов по системе Дидо при длине строки не более 158 мм, расстояние между колонками при многоколонном форматировании оставляет 2 мм.).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что потребители при подписании заявления знакомятся и получают на руки формы документов, позволяющие их свободное прочтение любым потребителем.
Исходя из установленных судом конкретных обстоятельств, доводы Банка о доведении сведения до потребителя в наглядной и доступной форме о финансовой услуге - международном срочном денежном переводе "MoneyGram", способы предоставления такой информации отвечают критериям наглядности и доступности, установленные Законом о защите прав потребителей, о предоставлении Сбербанком потребителям необходимой информации о возможности осуществления денежного перевода по системе "MoneyGram" в конкретную страну в зависимости от потребителя, отклоняются судом апелляционной инстанции, Банк, как исполнитель услуги, обязан обеспечить предоставление потребителям в наглядной и доступной форме информации об условиях получения денежных средств посредством системы "MoneyGram" по каждой стране, которая работает по данной системе.
В этой связи, несостоятельны также доводы о том, что Банк в отношениях, возникающих в связи с проведением международных срочных денежных переводов - трансграничных переводов "MoneyGram" не является оператором по переводу денежных средств и не может нести ответственность, предусмотренную Федеральным Законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ для оператора по переводу денежных средств.
В данном случае, Банку вменяется нарушение требований статей 8, 10 Закона о защите прав потребителя, как исполнителю соответствующей услуги между Сбербанком и конкретным потребителей, Банк принимает заявление потребителя, совершает действия по оказанию финансовой услуги (прямых отношений между потребителем и компанией МаниГрэм не возникает), в заявлении на отправление перевода обязанной стороной перед гражданином указан Банк (а не правоотношений между Сбербанком и компанией МаниГрэм).
На основании статьи 29.13 КоАП РФ Банку выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 23.08.2016 N 20 об устранении причин и условий ненадлежащего исполнения требований статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Ссылка Банка на неисполнимость представления (не содержит конкретных действий по его исполнению), отклоняется, выбор способа устранения выявленных причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является правом заявителя и не свидетельствует о неисполнимости представления.
Судебные акты суда общей юрисдикции по иску Егорова А.С. к ПАО "Сбербанк" о признании недействительным договора, установленные обстоятельства по которым, по мнению заявителя, неправомерно не применены арбитражным судом в рамках рассмотрения настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, так как в рамках рассмотренного судом общей юрисдикции дела не давалась оценка нарушению права потребителя Егоровой О.К. на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге - международного срочного денежного перевода через систему "MoneyGram"; Егорова О.К. стороной по делу в суде общей юрисдикции не являлась, в связи с чем, судебные акты суда общей юрисдикции не содержат выводов относительно каких-либо требований Егоровой О.К.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного решение суда отмене, а апелляционная жалоба ПАО "Сбербанк России" удовлетворению - не подлежат.
Связанность заявленных ПАО "Сбербанк" требований обусловлена установлением фактов нарушений иных прав потребителей в оспариваемых постановлении о привлечении к административной ответственности и представлении административного органа, что позволяет рассматривать их в рамках одного судебного дела и применять положения части 5.1 статьи 211 АПК РФ об обжаловании судебных актов, принятых по результатам рассмотрения таких требований, с учетом назначенного административного штрафа, не превышающего для юридических лиц сто тысяч рублей, в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, частью 5.1 статьи 211, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 12 декабря 2016 года по делу N А67-6401/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Т.В.Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6401/2016
Истец: ПАО "Сбербанк России"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
Третье лицо: Егорова Ольга Каримовна